Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников
Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников
Автор: Федорова Ирина Вячеславовна
МДОУ "Детский сад "Солнышко", р.п.Шатки, Шатковский район Нижегородской области
Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.
Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. И сегодня мы обсудим профессиональную компетентность педагога в сфере общения с родителями.
На мгновение включим фантазию и представим себе ...
Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!», – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются ... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!». Согласитесь, картина получилась безрадостная ... И хочется сказать, что такое просто невозможно.
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны и для улучшения отношения между родителями и детьми. Родители учатся любить ребенка таким, какой он есть, безоговорочно. Они могут увидеть ребенка в обстановке, отличной, от семейной, наблюдать за его общением со сверстниками, педагогами.
К сожалению, грустная картина, которая была нарисована в начале, характерна для некоторых детских садов, в которых общение педагогов с родителями строится на взаимных претензиях. Да, трудностей на самом деле в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.
Из чего же складывается успех общения?
Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников» .
Понятие «профессиональной компетентности педагога ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников» определяется, как комплексная характеристика, обуславливающая эффективность общения педагога с родителями воспитанников. Она основана на сформированных профессионально значимых установках и личностных качествах, теоретических знаниях о семье, специфике семейного воспитания, особенностях взаимодействия семейного и общественного воспитания, владение практическими умениями и навыками планирования и организации данного процесса.
В содержание профессиональной компетентности педагога входят следующие компоненты: личностный, содержательный и деятельностный.
• Личностный компонент (Личностные качества и установки).
• Содержательный компонент (Знания).
• Деятельностный компонент (Умения и навыки).
• Коммуникативные умения и навыки.
Так, в личностный компонент включается работа, направленная на:
• Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.
• Осознание воспитателями собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями воспитанников.
• Формирование установки на доверительное, безоценочное взаимодействие с ними;
• Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность.
Содержательный компонент направлен на формирование у педагогов ДОУ:
• Системы знаний о семье.
• Воспитательном потенциале семьи.
• Особенностях семейного воспитания.
• Специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания.
• Методах изучения семьи.
• Знаний по вопросам подготовки детей к обучению в школе и другим вопросам.
Деятельностный компонент включает следующие умения и навыки:
• Умение преодолевать психологические барьеры общения.
• Владение методами изучения семьи.
• Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье.
• Умение ориентироваться в информации.
• Умение конструировать программу деятельности с родителями.
• Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями.
Педагог должен обладать коммуникативными умениями и навыками:
• Устанавливать контакт с родителями.
• Понимать их, сопереживать им.
• Предвидеть результаты общения; управлять своим поведением.
• Проявлять гибкость в общении с родителями.
• Владеть этикетными нормами речи и поведения.
• Организовывать содержательное общение с родителями.
• Осуществлять индивидуальный подход на основе знания конкретных особенностей родителей.
Деление на блоки является условным, т. к. профессиональная компетентность является комплексной характеристикой. Содержание трех условно выделенных компонентов взаимосвязано и взаимозависимо. Развитие установок и профессионально значимых личностных качеств возможно на основе формирования у педагогов определенной совокупности теоретических знаний и практических умений. В свою очередь, развитие установок и личностных качеств, приводит к дальнейшему стремлению педагога овладевать новыми знаниями, приобретать новые умения. Таким образом, развитие профессиональной компетентности возможно только комплексно, с учетом всех трех условно выделенных компонентов, а так же эффективность сотрудничества педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников в любой сфере во многом определяется уровнем их профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность педагога проявляется в различных сферах его профессиональной деятельности, в содержании которой доминирующее значение имеет общение участников педагогического процесса. Общение педагога с родителями воспитанников – это двухсторонний процесс, который направлен на установление педагогически целесообразных контактов с родителями, их педагогическое просвещение, обмен знаниями и опытом.
Чтобы выстроить успешное сотрудничество с родителями, педагогу необходимо обладать разнообразными качествами: широким кругозором, информированностью в сфере новых, а также популярных среди родителей методик и технологий образования, развитыми коммуникативными навыками, гибкостью, тактичностью.
Педагог ДОУ с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников характеризуется следующими показателями, формирующими «Портрет педагога»:
• Обладает устойчивой потребностью в совершенствовании в сфере общения с родителями воспитанников.
• Признает ведущую роль родителей в воспитании детей и роль педагога как "помощника".
• Стремится к активному содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей,
• Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.
• Проявляет к ним внимательность, выдержку, тактичность и другие профессионально значимые качества.
• Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
• Учитывает социальный запрос родителей - интересы, образовательные потребности, при организации общения с ними.
• Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.
• Обладает развитыми коммуникативными навыками.
Специалисты выделяют пять уровней участия семей в жизни ДОУ:
• Оказание разовой помощи.
• Участие в организации образовательной работы с детьми на занятиях, в других видах деятельности.
• Участие в качестве постоянных добровольных помощников.
• Участие в принятии решений относительно ребенка или группы, которую он посещает.
• Участие в обсуждении вопросов и принятие решений, касающихся деятельности ДОУ в целом.
Алгоритм взамодействия семья-детский сад представляет собой несколько стадий:
1-я стадия. Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.
2-я стадия. Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.
З-я стадия. Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.
4-я стадия. Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.
5-я стадия. Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе и на перевоспитание ребенка.
6-я стадия. Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и, каким, оно, должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.