Конспект занятия по ФЭМП для старшей группы «Путешествие в цирк»
Конспект занятия по ФЭМП для старшей группы «Путешествие в цирк»
Автор: Верещагина Ольга Ивановна
МАДОУ «Детский сад № 242» общеразвивающего вида
Программное содержание:
· Учить считать в пределах 7, показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7.
· Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый широкий, уже, еще уже… самый узкий (и наоборот).
· Различать и называть геометрические фигуры.
Дидактический наглядный материал.
Оборудование. Магнитофон, мелодия Исаака Дунаевского марш «Советский цирк», воздушные шары.
Демонстрационный материал. Двухступенчатая лесенка, кошки и собаки (по 7 штук), магнитная доска, изображение тигра, 7 полосок-«дощечек» одинакового цвета и разной ширины, изображение клоуна из геометрических фигур.
Раздаточный материал. Двухполосные карточки, квадраты и прямоугольники (по 7 штук для каждого ребенка); набор изображений тигров (по 1 штуке для каждого ребенка), наборы полосок-«дощечек» одного цвета и разной ширины (по 6 штук для каждого ребенка), набор геометрических фигур.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, я рада вас всех видеть. А чтобы, поприветствовать, друг друга, мы поиграем в игру-разминку «Смешные человечки»:
(Игра выполняется парами)
Бежали мимо речки смешные человечки.
(Дети пальчиками «бегут» по рукам друг друга, от кистей до плеч)
Прыгали, скакали,
(Дети пальчиками «прыгают» по плечам друг друга)
Солнышко встречали.
(Дети ладонями прикасаются к щечкам друг друга)
Забрались на мостик,
(Дети с помощью рук имитируют мост, прикладывая руки друг другу)
И забили гвоздик.
(Дети стучат кулачкам друг об друга)
А потом бултых в речку,
(Дети наклоняются и свободно качают руками)
Где же человечки?
(Дети прячут свои пальчики под мышки)
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю попутешествовать. А куда, угадайте сами, отгадав загадку:
Все глядят на середину
В середине – волшебство:
Там чудак зайчишку вынул
Из кармана своего.
Там под купол танцовщица
Улетела, как синица.
Там собачки танцевали…
Вы, конечно, там бывали.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в цирк. Ребята, а вы любите цирк? Тогда оправляемся в путешествие. Для этого нам надо закрыть глаза и не подглядывать.
Воспитатель выставляет заранее подготовленные воздушные шары. Звучит музыка Исаака Дунаевского марш «Советский цирк».
1 часть. Игровое упражнение «Считаем дальше».
Воспитатель: А у нас на цирковой арене выступают кошки и собаки.
Воспитатель просит детей отсчитать 6 кошек и расположить их на верхней ступеньке лестницы. Затем дети отсчитывают столько же собак. Воспитатель располагает их на нижней ступеньке лестницы. Вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания и спрашивает: «Что можно сказать о количестве собак и кошек?»
Воспитатель к 6 кошкам добавляет еще одну, считает и уточняет свои действия: «К шести кошкам я добавила еще одну. Каким числом можно обозначить количество кошек? Как получилось число семь? Какое число больше: семь или шесть? Какое число меньше: шесть или семь? Как сделать так, чтобы кошек и собак стало поровну?» (К шести добавить один или от семи убрать один.)
Вызванные дети показывают и поясняют способы уравнивания количества предметов.
2 часть. Аналогичные задания дети выполняют на двухполосных карточках с геометрическими фигурами (квадраты и прямоугольники).
Воспитатель: Ребята, в нашем цирке должны были выступить обезьянки, но они задержались в дороге и не смогут выступить.
Дети встают со своих мест, проводится физ.минутка.
Физ.минутка «Веселые мартышки»
Мы весёлые мартышки Дружно прыгнем к потолку.
Мы играем громко слишком, Ручки поднесём к виску.
Мы в ладоши хлопаем, Оттопырим ушки
Мы ногами топаем. Хвостик на макушке!
Надуваем щёчки, Шире рот откроем.
Скачем на носочках Гримасы всем состроим:
И друг другу даже Как скажу я цифру «три»
Язычки покажем! Все с гримасами замри!
1-2-3….
3 часть. Игровое упражнение «Разложи в ряд».
Воспитатель: А сейчас на арене цирка выступит тигр. Наш тигр не простой, а дрессированный, он умеет прыгать с одной тумбы на другую, а выступает он с тигрятами, которые находятся у вас. Но только вот беда, дрессировщик все тумбы перепутал и расставил их неправильно. Давайте поможем тигру и тигрятам выступить со своим номером, расставим тумбы по порядку, начиная с самой широкой.
На доске помещается изображение тигра (или мягкая игрушка). У каждого ребенка на столах изображения тигрят.
Работа проводится на демонстрационном и раздаточном материалах одновременно.
На магнитной доске (фланелеграфе) в хаотичном порядке расположены полоски-«тумбы». У детей такой же материал.
Воспитатель предлагает детям разложить полоски в ряд (горизонтально). Сначала в убывающем порядке (от самой широкой до самой узкой), затем в возрастающем. Один ребенок работает у доски, остальные – на местах. Предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов. После выполнения задания дети называют ширину каждой полоски.
4 часть.
Воспитатель: А какие цирковые профессии вы знаете? (акробат, фокусник, жонглер, клоун) Посмотрите, кто на арене цирка выступает?
На доске помещается изображение клоуна, состоящее из геометрических фигур.
Воспитатель: Ребята, расскажите, из каких частей состоит фигура клоуна и какой геометрической формы эти части? (Голова, туловище, руки, ноги).
Воспитатель проговаривает с детьми правила игрового упражнения.
Игровое упражнение «Клоун из геометрических фигур».
Дети по образцу выкладывают клоуна из геометрических фигур.
Итог занятия.
Воспитатель: Вот и закончилось наше волшебное путешествие. Пора возвращаться в детский сад. Я скажу свои волшебные слова, и мы окажемся в своей группе.
Вам понравилось наше путешествие? Чем мы с вами занимались в цирке?
Ответы детей.