Конспект НОД в старшей-подготовительной группе «Хлеб - всему голова»
Конспект НОД в старшей-подготовительной группе «Хлеб - всему голова»
Автор: Мурашкина Яна Александровна
Образовательные области: социально-коммуникативная, речевая, познавательная, художественно-эстетическая.
Цель НОД: Формирование бережного отношения детей к хлебу и углубление знаний о нём.
Задачи НОД:
- создать условия для расширения представления детей о профессиях людей, занятых в производстве хлеба (тракторист, комбайнёр, мельник, пекарь);
— развивать любознательность, познавательные процессы;
— активизировать и расширять словарный запас, грамматический строй речи, диалогическую речь, умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, закреплять умения рассказывать по мнемотаблице;
— воспитывать бережное отношение утруду людей и их результату.
Материал к занятию: Видеопрезентация, мнемотаблица, пословицы о хлебе, раскраски, песня «Хлеб-всему голова» в исп.О Воронец.
Ход НОД
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Давайте поприветствует гостей и поздороваемся.
— Наше занятие мы начнем с загадки
«Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
Из зерна — в муку и тесто.
В магазине превратился.
Вырос он под синим небом,
А пришел к нам вкусным? (хлебом)»
.
Отгадай легкои быстро:
Мягкий, пышныйидушистый,
Оничерный, онибелый,
Абываетподгорелый (хлеб, показываюподноссхлебобул.изд).
Мы сегодня поговорим о хлебе. Хотите?
Посмотрите, какой хлеб? (черный, вкусный, румяный, ароматный, свежий, легкий, пышный, с душистой корочкой).
Хлеб, хлебушко, с румяной корочкой – самый главный на столе. Ребята, а вы любите хлеб?
Какой хлеб вы любите? (Белый, булки с изюмом, мягкий).
Дети, что вы сегодня ели на завтрак? (Молочная каша, булка, чай)
А вчера? (Омлет, булка с маслом, кофе)
А что вчера было на обед? (Борщ, вермишель с котлетой, сок, хлеб)
Меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером?
Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду и дома хлеб. Хлеб мы едим несколько раз в день и он не приедается.
Давайте с вами подумаем и назовём, каким бывает хлеб? (Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный). Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.
О хлебе народ сложил пословицы и поговорки. Какие вам известны? (ответы детей)
«Хлеб – всему голова»; «Много снега – много хлеба»; «Хлеб – начало всего»; «Без хлеба нет обеда»; «Плох обед, коли хлеба нет»; «Кто ест хлеб, будет здоров»; «Черный хлеб на столе – нет вкусней на земле».
Демонстрация хлеба:
Вот он, хлебушко душистый
Вот он, теплый, золотистый,
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила
В нем – чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Ребята, а кто знает, откуда у вас дома хлеб? (Ответы детей. Пример: "Мама купила в магазине")
А как он в магазин попал, хотите узнать?
Много людей потрудились, прежде чем хлеб появился на столе.
Весной трактора выходят в поле, рыхлят землю, сажают в землю зерна специальными машинами-сеялками.
Русский народ испокон веков уважительно относился к хлебу. Раньше хлеб пекли в печи, клали его перед иконами. И он был самым главным на столе. Его берегли, не выбрасывали, доедали, крошками кормили птиц, а черствым хлебом подкармливали домашних животных (собак, коз, коров, овец). Самым плохим делом, поступком считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, очень плохим — растоптать крошку ногами.
Дети, что делать, чтобы хлеб не выбрасывался людьми? (покупать столько, сколько могут съесть; из черствого сделать гренки, испечь пудинг из хлеба)
Что можем сделать каждый из нас? (не оставлять, съедать весь кусочек)
Чистоговорки.
Ча-ча-ча — наша печка горяча
Чи-чи-чи печет печка калачи.
Чу-чу-чу – будет всем по калачу.
Чо-чо-чо – осторожно: горячо.
Физкультминутка.
Уж ты, семечко – зерно, ляжешь в борозду на дно.
Ты не бойся, золотое, ничего, что там темно.
К свету, к солнцу из земли, ты скорей росток пошли (дети опускаются на корточки).
Как весною, в ранний час, семена взошли у нас (дети медленно встают – вырастают, потягиваются)
Вышли к солнышку из тьмы. Здравствуй, солнце. Это – мы! (поднимают кисти над головой и машут).
Словесная игра на ритмизацию «Трактора» (играют мальчики).
Тара-тара-тара-ра
Из соседнего двора
Выезжают трактора.
Будем землю пахать,
Будем рожь засевать,
Будем хлеб молотить,
Малых детушек кормить.
Воспитатель: А вы знаете, откуда берется хлеб?
Дети: Его пекут, выращивают на полях, сеют, убирают и т.д.
А чтобы взять этот колосок много людей работают на полях. Сейчас мы с вами поиграем в игру » Угадай профессию»(воспитатель показывает транспорт, а дети должны угадать профессию человека, который работает на этом транспорте). Кто работает на этом транспорте? предлагаются картинки -трактор, машина, комбайн, трактор-тракторист, машина-шофер, комбайн-комбайнер.
Воспитатель: Ребята всех людей, которые занимаются уборкой хлеба называют хлеборобами. Как называют людей, которые занимаются уборкой хлеба?
Дети: хлеборобами.
Воспитатель: А как вы думаете. Что нужно сделать с колоском, чтобы получилась мука?
Дети: отвечают (перемолоть)
Воспитатель: показывает картинку мельницу) А как называется профессия человека, который работает на мельнице?
Дети: мельник.
Произведения о хлебе? (колобок, колосок, легкий хлеб, гуси-лебеди, вершки и корешки)
стих "Булка" С. Михалкова читает Федя Б.
Итог занятия (рефлексия)
Что понравилось?
Что узнали нового?
Смайлики показать.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
В нем – здоровье, наша сила,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Крикнуть нам сейчас пора
Хлебу дружное «Ура!»
Дополнительный материал.
Пословицы для игры с детьми по теме «Хлеб»:
- Хлеб – всему голова! (Что значит «голова»? – главный.Почему хлеб всему главный?).
- Доплясались, что без хлеба остались. (Детям сложно понять переносный смысл слова «доплясались», поэтому здесь лучше использовать прямой смысл – если плясать и не работать, то хлеба не вырастишь).
- Хлеб – батюшка, вода – матушка.
- Хлеб – дар божий, отец, кормилец.
- Хлеб да соль, и обед пошел.
- Будет хлеб — будет и песня.
- Рожь поспела — берись за дело.
- Много снега — много хлеба.
Игра 2. Грамматическая речевая игра «Придумай слово».
Развиваем словотворчество.
Варианты заданий для детей дошкольного возраста:
Задание 1. Посуда для сахара – сахарница, для конфет – конфетница, а для хлеба? Как называется посуда для хлеба? (Образование слова ребенком по аналогии – хлебница).
Задание 2. Прибор, который режет овощи, называется «овощерезка», а как называется прибор, который режет хлеб? (Образование слова по аналогии – «хлеборезка»).
Задание 3. Завод, где делают хлеб называется – как ты думаешь, как? (Могут быть разные варианты ответа ребенка, пусть малыш придумает свои – «хлебник», «хлебный завод», «хлебофабрика» и другие любые варианты)
После этого подскажите малышу: «Завод, где выпускают продукты из рыбы, называется «рыбозавод». Как же может называть завод, где делают хлеб? Попробуй догадаться».
Если ребенок не догадался, то скажите: «Да, такие слова, которые ты придумал, действительно могли бы быть в русском языке. Ты придумал замечательные слова! Но люди договорились называть такой завод по-другому: «хлебозавод». Поэтому мы говорим так: «Хлеб выпекают на… ? (хлебозаводе)»; «В магазин привезли хлеб, сделанный на…? (хлебозаводе)».
Где еще могут выпекать хлеб? Расскажите, что пекари выпекают хлеб в пекарне. Хлебозавод большой, там работает много людей. А пекарня маленькая. В ней работает несколько пекарей.
Задание 4. Человека, который выращивает хлеб, работает на поле, называют «хлебороб». А как можно назвать человека, который печет хлеб? Правильный ответ: хлебопек.
Задание 5. Отгадай профессию.
• На тракторе работает – кто? (тракторист),
• На комбайне работает – кто? (комбайнер)
• Землю пашет – кто? (землепашец).
• Разводит овощи – кто? (овощевод).
• Разводит свеклу – кто? (свекловод).
• За семенами следит – кто? (семеновод).
• На поле работает – кто? (полевод).
• Выращивает лён кто? (льновод).
• Сады выращивает – кто? (садовод).