Приобщение старших дошкольников к народным традициям, культуре, событиям своего народа

Дата публикации: 2019-10-11 03:42:41
Статью разместил(а):
Гришина Ирина Михайловна

Приобщение старших дошкольников к народным традициям, культуре, событиям своего народа через организацию детско-взрослого сообщества

Автор : Стёпушкина Светлана Геннадьевна

 МБДОУ «Детский сад № 160 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»

 

Аннотация: В данной методической разработке Вы можете найти материал, который предназначен для организации образовательной деятельности с детьми 6-7 лет по приобщению к народным традициям, культуре, событиям своего народа; по ознакомлению детей  с географией рода: узнать, где родились, жили, учились и работали предки; изучение истории своей семьи, своих родных. Данная работа предоставляет широкое поле деятельности для разнообразных проектов, основанных на тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Такая работа способствует установлению преемственности в широком смысле слова - преемственности поколений, исторического развития в целом.

Методическая разработка предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

 

Введение

Данная методическая разработка создана в контексте реализации педагогической инициативы по теме «Организация работы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста».

За последнее время в следствии продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения, а именно, в направлении патриотического воспитания. Все больше представителей молодого поколения отдают предпочтение альтернативным формам семейных отношений. Вместе с тем сформированный в детстве образ родного дома, семьи становится психологическим основанием действительно нравственного человека.

Воспитывать любовь и уважение к дому, семье, следует с дошкольного возраста. Однако некоторые родители не знают, как это сделать, как донести до ребенка чувство любви и привязанности к своему дому. Другие же наоборот, считают эти чувства естественными,  врожденными, и для их развития ничего не надо предпринимать. Поэтому на помощь родителям приходят педагоги дошкольного образовательного учреждения.

В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под ваши руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку.

Составление родословной служит сплочению членов семьи, способствует созданию благоприятной эмоциональной атмосферы. Изучение истории семьи, ее традиций, воспитывает в детях гордость за принадлежность к своему роду. А выявление и популяризация семейных традиций по сохранению и укреплению здоровья способствует формированию привычки здорового образа жизни.

"Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине."

В.А. Сухомлинский

 

Основная часть.

Цель: Развивать уважение к собственной  культуре, к родному очагу. Воспитывать уважение,  гордость за землю, на которой он живет. Помочь почувствовать любовь к родным местам, гордость за свой народ. Желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Формировать  потребность совершать добрые дела и поступки.

Задачи:

- Формирование любви и привязанности к семье, близким людям, своему детскому саду, городу.

- Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа.

- Формировать интерес к русскому народному творчеству, промыслам, традициям русских людей.

- Ознакомление с историческим прошлым России.

- Развивать фантазию, любознательность, творчество, способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях, в проведение инсценировок.

- Формировать бережное и заботливое отношение к природе и ко всему живому.

- Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.

Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Воспитание любви к матери, изучение своей родословной. Развивать навыки по составлению генеалогического древа. Поддерживать интерес к жизни наших предков. Продолжать приобщать к культурному наследию, праздникам, традициям, творчеству. Расширять представления о богатстве русской земли, родного края, ответственности за природу родного края. Знакомство  с родным городом, его историей, гербом, традициями, выдающимися гражданами прошлого и настоящего времени. Проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей. Побуждать  интерес к русскому национальному костюму. Приобщать к не истощаемым богатствам русской литературы, произведениям  местных авторов. Знакомство с русской народной игрушкой, овладение создания поделки по мотивам народных мастеров. Организация творческой, продуктивной, игровой деятельности, в которой будет формироваться сочувствие, забота о человеке, растениях, животных. 

Реализация содержания по следующим блокам:

- Любовь к Родине начинается с любви к Матери.

Это возраст осознания детьми своих чувств, своего отношения к людям, и в первую очередь к мате­ри. Он считается наиболее сенситивным периодом для нравственно­го развития и воспитания ребенка. Формирование чувств ребенка, в т.ч. сопереживания, сочувствия, сорадования, с первых лет жизни является важной педагогической задачей. И то, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от окружаю­щих, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обо­гащают.

Предварительная работа: 

Выбор сказки, народной и авторской как средства воспитания у детей любви к маме не случаен. Ежедневное повторение взрослым, "что такое хорошо и что такое плохо", не трогает детскую душу, так как нравственные сентенции для ребенка — лишь абстракция. Ему сложно справиться со своей экспрессией, эгоизмом. Но обратившись к сказке, прочувствовав поступки героев на эмоциональном уровне, ребенок сначала с помощью взрослого, а позже самостоятельно мо­жет соотнести свое поведение с поведением героев и без лишних нравоучений принять душой нравственные основы человеческого общества.

1-й этап. Детям были предложены сказки о силе материнской любви, ее жертвенности. Они знакомились со сказками "Легенда о матерях" Ивана Панькина, "Разноцветная бабочка" Андрея Плато­нова и "Синица" Алексея Толстого, рисовали на тему сказки "Леген­да о матерях". Вся дальнейшая работа строилась на основе материа­ла сказок. 

2-й этап. На следующем этапе дети знакомились со сказками разных народов: "Кукушка" (ненецкая сказка), "Айога" (нанайская сказка), "Три дочери" (татарская сказка), "Недобрая Ладо" (нивхская сказка). Они учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отно­шению к ней, отзывчивости, умению сочувствовать и сопереживать.

В беседе о прочитанном было отмечено, что непослушные дети, не заботящиеся о своих мамах, не отвечающие любовью и вниманием на материнскую заботу, обязательно заслуженно наказываются.

3-й этап. Позже детям были прочитаны знакомые им сказки "Крошечка-Хаврошечка" и "Морозко". Акцент был сделан на то, что героини этих сказок — сироты. Сказки раз­вивают чувство сострадания к сиротам, помогают понять, как трудно и горько остаться ребенку без мамы. Сравнение мамы и мачехи воспитывает у детей внимательное отношение к маме, формирует потребность быть ей опорой и помощни­ком.

4-й этап. Далее дети знакомились со сказками "Хлеб да соль" Алексея Логунова и "Материнская любовь" (корейская сказка). В этих сказках дети встречаются не только с любо­вью и заботой, нежностью и лаской мамы к своим детям, но и с ее материнской мудростью, жизненным опытом, которые помогают детям вырасти достойными людьми.

- «Вся семья вместе - душа на месте».

Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья, поэтому его воспитание требует от взрослого более высокой культуры и педагогического мастерства.

Технология ознакомления с родословной старших дошкольников состоит из следующих этапов:

1. Овладение педагогами ДОУ основами составления родословной;

2. Работа с родителями воспитанников: консультации с рекомендациями по составлению родословной; создание эскизов оформления родословной;

3. Разработка семейных проектов «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Образ моей семьи».

4. Занятие с детьми, беседы со старшими дошкольниками вне занятий.

Таким образом, прежде чем приступить к работе с детьми старшего дошкольного возраста, педагогам необходимо иметь четкие, научно обоснованные представле­ния о том, что такое родословная. К сожа­лению,  литературы  по  генеалогии  не столь много и тиражи книг невелики, по­этому они малодоступны широкому кру­гу читателей. Мы предлагаем некоторые материалы, которые помогут воспитате­лям разобраться в сложных вопросах, связанных с составлением родословной, а также подготовить консультации для ро­дителей воспитанников, основная цель которых - вызвать интерес к составле­нию родословной, желание изучать исто­рию своей семьи. 

Целью является воспитание любви к своим родным, к семье. Задачи, которые приходится решать в процессе этой дея­тельности, многообразны. 

Задачи познавательного характера:

•  Расширять представление о семье (у нее есть свои история и традиции).

•  Формировать представление о родст­венных отношениях.

•  Обогащать словарный запас термина­
ми родства. 

• Формировать элементарные пред­ставления о родословной. 

Задачи нравственного воспитания:

•  Воспитывать уважительное отноше­ние ко всем членам семьи. 

•  Воспитывать уважение к труду взрос­лых. 

Примерная тематика работы в этом направлении: 

Развитие речи. Составление рассказа по картине « Семья» (см.: Семья. Демонстрационный материал для фронтальных занятийI/ Худ. И. Хомутова.); составление рассказов: «Здравствуй мамочка моя!», «Много у бабушки с нами хлопот». 

Ознакомление с окружающим миром. "Семейные традиции», «Моя семья». 

Лучший в мире папа», «Портрет моей мамы», «Моя семья», «Здравствуй, это я!». 

Лепка: «Розы в подарок маме», «Мой папа», «Бабушка и дедушка», «Семейный портрет».

Аппликация. Выполнение поздравительных открыток к праздникам - Дню защитника отечества и Дню 8 Марта. 

Конструирование: Создание детских дизайнерских проектов( из бумаги и картона) 

«Красивая мебель в моем доме», «Мой дом».

Беседы с детьми  вне занятий. «Папа может всё что угодно», «В гостях у дедушки с бабушкой», «Кто  это такие - родные, друзья, соседи?»

Заучивание стихотворений. Я. Аким. «Моя родня», Т. Бокова. «Папа»; Т. Шорыгина «Дедушка»

Чтение литературных произведений. С. Баруздин. «Мамина работа»; Р. Гамзатов. «Мой дедушка»; В. Драгунский. «Моя сес­тренка Ксения»; Н. Носов. «И я помогаю»; Э. Мошковская. «Про бабушку»; В. Осее­ва. «Сыновья». 

Рассказывание. В. Сухомлинский. «Моя мама пахнет хлебом»; Ш. Перро. «Красная Шапочка»; Т. Шорыгина. «Родные вещи». 

Игры-драматизации по мотивам лите­ратурных произведений. Г. Шалаева. «Как вести себя у бабушки и дедушки»; В. Осе­ева. «Обычная старушка». 

Для реализации поставленных задач используется следующие мероприятия:

Совместные праздники, экскурсии, КВН, театрализованные представления, проектная деятельность по теме «Вся семья вместе-душа на месте», родительский клуб.

 - «Любимый город»

Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту. Для реализации поставленных задач используется следующие мероприятия: тематические НОД с использованием проектора, экскурсии, беседы, проекты «Наш любимый город», «Памяти военных лет», и.т.д., оформление мини-музеев, совместные мероприятия с библиотекой им.Г.Щукина и т.д.

- «Народное искусство как средство патриотического воспитания дошкольника»

Приобщение к красоте народного быта,  знакомство с народной музыкой, с русскими народными сказками, чтение лирики, воспитывающей красоту природы, знакомство с символикой, с народными играми. 

Для реализации этого блока используется следующие мероприятия:

Мини-музей «Русская изба», уголок народного декоративно-прикладного искусства. Народные игры, выставки, ежегодное мероприятие «Праздник забытых игр».

 

Основная часть.

Ход педагогического мероприятия « В гостях у мастерицы Марьюшки».

Цель: Продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры;

Задачи: 

  • познакомить детей с понятием – оберег и способом изготовления куклы-оберега;
  • расширить представления детей о народных игрушках и истории их возникновения;
  • обогащать речь детей с помощью потешек и поговорок;
  • расширять словарный запас: оберег, кукла-закрутка, потешная игрушка;

·         воспитывать интерес к народным промыслам, уважение к труду народных умельцев;

·         развивать воображение, художественный вкус;

·         создать детям радостное настроение;

·         воспитывать интерес к образовательной деятельности;

·         воспитывать умение детей слушать друг друга, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками;

·         обогащать и активизировать словарь.

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Музыка», «Здоровье», «Коммуникация», «Социализация».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательно- исследовательская.

Планируемый результат: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции при прослушивании песни-хоровода; владеет навыками самообслуживания; активно и доброжелательно воздействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материалы и оборудование: 

·         плетеная корзина;

·         кукла из доски;

·         кукла-закрутка;

·         деревянная игрушка – «богородские кузнецы»;

·         матрёшка;

·         глиняная игрушка;

·         перчаточная кукла – Петрушка;

·         набор для изготовления куклы-закрутки.

·         Проектор

·         Экран

·         Стол под проектор

·         3 стола детских

·         Сундук

·         Стулья.

Содержание организованной деятельности детей 

Мастерица: (заходит в группу)

Ох, денёк уж больно долог, 
Насчитала сорок ёлок. 
Я, на лавке посидела, 
Я в окошко поглядела. 
Не позвать ли мне ребят, 
Вдруг послушать захотят.

(обращается к детям) 

– Здравствуйте, девчонки-веселушки,
Озорные хохотушки. 
– Здравствуйте, ребята-молодцы. 
Озорные удальцы!

– Давайте знакомиться! Я – Девица-мастерица, приехала к вам в гости. А как вас зовут(Дети называют свои имена). Вот мы с вами и познакомились.

За морями, за горами, 
За дремучими лесами
На пригорке теремок, 
На дверях висит замок. 
А я ключик нашла, 
В этот терем вошла.

Мастерица: Ребята, посмотрите, как красиво и уютно в этой горнице! Во что здесь ребята могли играть? Ведь игрушек совсем нет? Посмотрите, вот корзинка стоит, может здесь что-то интересное найдем?  Что это? Правильно, глина. Потрогайте, какая она мягкая и пластичная. С ней можно поиграть? Как? Конечно, из глины можно сделать игрушки. Изготовление игрушки из глины было не основным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмёт кусок глины, да и слепит что-нибудь эдакое, какую-нибудь безделицу для своих детей. Изготовлением игрушек стали заниматься целые семьи, передавая секреты от поколения к поколению.

Давайте послушаем ребят из другого детского сада, они хотят вам рассказать о глиняной игрушке.(фильм на экране)

Дети : Ребята посмотрите на эту красивую игрушку. Может, она кому-нибудь знакома? Эта игрушка сделана в Тверской области в городе Торжке. Чем она отличается от других глиняных игрушек? Украшена она налепами, узор состоит из мазков, кругов и точек, расписывается такая игрушка прямо по глине. Среди игрушек есть петухи, куры, гуси, лебеди, утки с утятами.

Мастерица: 

Как у дедушки Петра
Нет ни печки, ни шестка. 
Нет ни печки, ни шестка, 
Одна липова доска. 
Ой, да, лебеда, 
Одна липова доска.

Ребята, как вы думаете, с этим поленом можно было поиграть?

 На Руси простые люди жили бедно. А игрушечных фабрик и в помине не было. Но играть-то детям надо! (Показывает детям куклу из полена) Вот взял дедушка Петр полено, сделал личико, платочком подвязал — и готово! Играй, внучка!

Как выдумаете, а мы сможем сделать  такую куклу? Давайте попробуем!

Свои куклы крестьяне никогда не выбрасывали, бережно их хранили. Существовала даже примета, если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам – быть беде.

Мастерица: Кто из вас знает, как называется эта игрушка? Из чего она сделана?
Игрушки, сделанные мастерами, назывались «потешными», А как вы думаете почему?
Правильно, эти игрушки сделаны для потехи и забавы.

Русская игра 

Мастерица: 

Наряд мой пестрый. 
Колпак мой острый, 
Мои шутки и смех 
Веселят всех.

Как вы думаете, какую игрушку я сейчас достану из корзинки?

Я уверена, что многие из вас бывали на спектакле в кукольном театре. Откуда взялся этот удивительный мир? Как зрелище театр кукол зародился на площади в руках бродячих актеров и превратился в настоящий народный театр. 
Кукольный театр знали многие народы: римляне, египтяне, индийцы, китайцы, узбеки и турки. У каждого народа свой кукольный театр. У одних куклы деревянные, у других – мягкие, их надевают на руку как перчатку. У каждого театра есть свой любимый герой. В России таким героем является Петрушка. За едкие остроты и шутки прозвали его Петром Ивановичем Уксусовым.

Мастерица: А ещё я вам расскажу про тряпичные куклы. Их дети начинали вертеть с пяти лет. В иной избе таких кукол было до сотни штук!

(Достает куклу-закрутку из корзины). 

Тряпочная кукла игрушка не простая, а заветная, это оберег. Ребята, а вы знаете, что такое оберег? (Ответы детей). Оберег – это предмет, который оберегает человека от несчастья, защищает от болезни, охраняет дом. 
Самую первую куклу – пеленашку, мама делала доченьке, когда та еще в колыбельке качалась. Потом девочка подрастала и училась сама делать куколку, посложнее – закрутку. А вы хотите научиться делать такую куклу? (Ответы детей) 
Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спориться, потому-то народ говорит «Одной рукой узла не завяжешь», значит, для того чтобы сделать куклу, надо друг другу помогать.

Ребята, вы мне поможете? (Ответы детей). Тогда давайте начинать. 
Смотрите: свертываем «в скалку» кусок ткани, белой тряпицей стягивали лицо, перевязываем льняной ниткой и кукла готова (дети во всем помогают). Теперь ее можно рядить. А костюмы – копии тех, что носили раньше ваши прабабушки. Украшения – ленточки, блестки, цветные бусинки.

Как вы думаете, почему мы должны беречь куклу? (Ответы детей). Потому что она похожа на каждого из нас. Как мы назовем нашу куклу? (Дети дают имя кукле). Эту куклу вы можете оставить у себя в группе, пусть она каждый день приносит вам радость и хорошее настроение. 
На этом наше знакомство с куклами закончено.

На прощанье в этот час
Поблагодарить хочу я вас. 
Всем спасибо за терпенье, 
За улыбки, за веселье.

Изготовления куклы-закрутки.

Необходимо для работы: 

– ткань для туловища (15*15, 18*18) 
– белая ткань для головы и блузки (15*15, 18*18) 
– куски тканей, тесьма, цветные нитки для оформления костюма; нитки х\б №20-40,

Последовательность изготовления куклы-закрутки 

1. Взять ткань, согнуть ее с двух сторон, чтобы столбик получился прочный и ровный, и скрутим ткань плотной колбаской.

Теперь нужно в двух местах перевязать столбик. Это получилось туловище.

2. Изготовление головы и рук: найти центр белого лоскута, накрыть верх закрутки, сформировать голову и затянуть ниткой по линии шеи. Подогнуть срез рукава, забрать лишнюю ткань внутрь рукава, кисти рук перетянуть ниткой, затянуть оставшуюся ткань на линии талии.

3. На голову повязать платок.

4. Оформление куклы. От общего вида куклы зависит характер образа. Костюм можно украсить вышивкой, тесьмой, лентами.

 

Список литературы: 

1. Берстенева Елена, Догаева Наталья. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками - М, 2010
2. Всё обо всём. Том 17.
3. Журнал “Дошкольный очаг’’ – 1 за 2002 г.
4. Клиентов А. Народные промыслы. – Белый город, М, 2003.
5. Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль, 1997.
6. Головачёва Р.М. Обрядовые куклы. Куклы-обереги.. 
7. Ожегов «Толковый словарь».