Конспект занятия "Осторожно – электричество"
Конспект занятия "Осторожно – электричество"
Автор: Малыгина Галина Семеновна
Цель: расширить знание детей об электричестве, прививать навыки безопасного обращения с электроприборами.
Задачи:
- Дать представление об опасности, исходящей от неправильного пользования электрической техникой;
- Формировать практические навыки действия в чрезвычайных ситуациях;
- Продолжить работу по воспитанию ответственности и дисциплинированности.
- Развивать память, мышление.
Ход занятия
Добрый день, уважаемые гости! Добрый вечер, ребята! Начинаем наше занятие!
Ну-ка, проверьте, дети:
Все ли готовы к беседе?
Все ли правильно сидят?
Все ли готовы слушать и запоминать?
А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, когда отгадаете загадку. Слушайте внимательно:
К дальним селам, городам кто бежит по проводам?
Светлое Величество, это- … (электричество)
Давайте все вместе, хором прочитаем это длинное слово: э- лек- три- чест- во. Сегодня мы будем говорить об электричестве, о правилах безопасности при обращении электричеством, с электроприборами, вспомним, как правильно надо действовать в опасных сложных ситуациях. Сегодня на занятии нам будут встречаться еще несколько длинных и сложных слов.
Это слово «Электроприборы». Электроприборы - это все приборы, которые надо включать в розетку, чтобы они работали: утюг, холодильник, пылесос. Давайте прочитаем это слово: э- лек- тро- при-бо- ры. И слово «электробезопасность». Электробезопасность- это безопасность при работе с электричеством, с электроприборами. Оба эти слова связаны с электричеством. А кто же из вас знает, что же такое – электричество?
(Ответы детей).
Электричество– это энергия, сила, которая зажигает лампочки, заставляет работать электроприборы. А как же электричество появляется в наших домах?
Днем и ночью бежит по проводам электрический ток. Его вырабатывают мощные машины на электростанциях. Потом оттуда по проводам: от столба к столбу, потом от столбов к домам и уже дома по проводам доходит до выключателей и розеток. И, если нужно электричество, мы нажимаем на кнопку выключателя или пользуемся розеткой.
- А у нас в классе есть электрический ток?
- Как вы догадались? (в группе есть розетки, выключатели, лампочки)
- Для чего нужен электрический ток? (смотреть телевизор, пылесосить, играть в компьютер и т. д.)
- Что работает с помощью электричества? (электроприборы)
Послушайте сейчас стихотворение о наших электрических помощниках:
Помощники есть в квартире у мамы,
Много работ они делают сами
В комнате пыль пылесос убирает,
Машина стиральная вещи стирает,
Потом эти вещи гладит утюг,
Новый компьютер - он тоже наш друг.
Телевизор покажет всем нам кино,
Свет мы включаем, когда станет темно
Микроволновка готовит обед,
Дает мясорубка фарщ для котлет,
А холодильник продукты хранит,
Только при этом немного гудит.
Варит плита наша вкусный компот-
У этих помощников много забот.
Назовите, пожалуйста, всех помощников, о которых говорится в стихотворении. Еще какие электроприборы вы знаете?
А много лет назад не было электричества, трудно приходилось человеку справляться с жизненными проблемами. Давайте на несколько минут вернёмся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества.
Д/игра «Что есть, что было»/
Перед вами на карточках бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам. Возьмите любую карточку и подумайте, какой предмет заменял его до появления электричества (раскладываются карточки, составляющие пару):
*стиральная машина – корыто
*пылесос – веник
*миксер – венчик
*утюг – гладильная палка, утюг на углях
*швейная машина – игла
*электролампа – свеча
*магнитофон - гармонь, балалайка
Видите, как много помощников стало у человека благодаря электричеству. Если бы не было электричества, пришлось бы все делать вручную. А это тяжело и долго. Электричество помогает нам жить, тогда почему наше занятие называется «Осторожно - электричество»?
Электричество – наш друг и помощник, но если с ним обращаться небрежно и неосмотрительно, он может превратиться в настоящего врага и принести огромную беду. Можно остаться без дома, если возникнет пожар, или получить удар электротоком. Для детей опасным и даже смертельным может оказаться удар электричества и небольшой силы, такого которым пользуемся дома. Чтобы этого не случилось, надо знать и выполнять правила безопасности при работе с электричеством и электроприборами. Несколько таких правил вы выучили наизусть, давайте вспомним их.
- В каждой комнатной розетке есть невидимый огонь,
У него характер вредный - ты его рукой не тронь!
- Неисправные приборы лучше не включать,
Чтоб пожарных и врачей в дом не вызывать
- Откуда- то провод электрический торчит,
О большой опасности он говорит
Провода рукой ты не задевай,
Лучше взрослых поскорее вызывай
- Включен утюг, хозяев нет, на простыне дымится след.
Ребята! Меры принимайте, утюг горячий выключайте!
- Не запихивай в розетку вилку, гвозди или ветку
- И с телевизором та же беда- не ковыряйтесь вы в нем никогда!
- С электричеством полезным мы, конечно же, друзья,
Но скажу вам откровенно – с ним шутить совсем нельзя!
Молодцы, много правил выучили. Часто мы сами, нарушая правила электробезопасности, становимся причиной пожара. Посмотрите внимательно вокруг: что в этой комнате может стать причиной пожара? (лампа накрыта тканью, утюг стоит не на подставке, оборван шнур)
Запомните:
- нельзя тянуть за шнур, когда выключаете электроприбор!
- нельзя ничего вешать на электрические провода;
- нельзя включать много электроприборов в одну розетку;
- нельзя прикасаться голыми руками к человеку, который находится под действием электрического тока, можете пострадать сами.
Думаю, если будете выполнять все правила, которые мы вспомнили – электричество нас не обидит. Но если все же пожар случится, кто к нам на помощь примчится на красной пожарной машине? (Ответы детей.)
Давайте и мы с вами немного побудем пожарными, проведем физкультминутку:
Три пожарника бежали, побежали, побежали,
По ступенькам поскакали, поскакали, поскакали
И тянули длинный шланг, длинный шланг-
Это было просто так, просто так.
Если пожарные бежали со шлангом и просто так, то, наверное, у них была учебная тренировка. Давайте и мы с вами немного потренируемся, проверим, как вы запомнили правила электробезопасности. Для этого мы проиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья!» Я зачитаю вам стишки, вы слушайте внимательно и, если решите, что поступать нужно именно так, как говорится в стихотворении - произносите хором «Это я, это я, это все мои друзья!» Но, если считаете, что делать так нельзя - дружно молчите. Понятно? Тогда начнем.
- Кто задорный и веселый, верность правилам храня,
Бережет родную школу от задорного огня?
- Дым столбом поднялся вдруг- кто не выключил утюг?
- Кто в розетку подключает телевизор, фен и чайник,
И компьютер, и паяльник, и гирлянду, и ночник?..
Это должен каждый знать: нельзя сеть перегружать!
- Кто пожарным помогает, правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят?
- Кто включил электроплитку, чтобы кашу подогреть,
Сам умчался за калитку на прохожих посмотреть?.
- Если вдруг пожар случится, кто из вас поторопится:
Сможет «01» набрать и пожарных вызывать?
Молодцы. Давайте вспомним: как правильно вызывать пожарную команду? (Учебный вызов пожарной команды).
Можно ли в шутку вызывать пожарных? Почему нельзя?
Пожарные - смелые и решительные люди. Они должны уметь за считанные минуты принимать решения и действовать быстро, смело и умело. А вы готовы действовать быстро, смело и умело? Тогда представьте такую ситуацию:
Вы на каникулах, дома, одни. Сели смотреть интересный фильм. Вдруг ваш телевизор загорелся. Ваши действия? Помните: действовать надо быстро и решительно.
- обесточить телевизор;
- если огонь небольшой, накрыть телевизор плотной тканью, лучше влажной;
- если гореть не перестало, быстро, но без паники покинуть помещение;
- вызвать пожарных.
Может, лучше спрятаться: под кроватью или в шкафу? Почему нельзя прятаться во время пожара? (Ответы детей)
Помните, ребята, главный способ защиты от пожара - самому не стать его причиной.