Органиация работы по трудовому воспитанию детей старшей группы

Дата публикации: 2019-07-11 07:36:06
Статью разместил(а):
Коротина Лиана Владимировна

Органиация работы по трудовому воспитанию детей старшей группы

Автор: Коротина Лиана Владимировна

Филиал № 1 "Елочка" МБДОУ № 139 "Березка", г. Пенза

 

Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Воспитатели группы старались постепенно развить у детей (с учетом возрастных возможностей) интерес к труду взрослых, воспитывать желание трудиться, прививать навыки элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

Мы решали эти задачи через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.

Многие дети нашей группы проявляют живой интерес к любым видам труда. За любое поручение берутся с охотой, в основном доводят начатое дело до конца. Умеют работать сообща. Дети в нашей группе регулярно выполняют различные виды труда, а именно: самообслуживание, труд в природе ручной труд, хозяйственно-бытовой труд.

Дети моют руки без напоминания по необходимости, умеют заправлять постель, самостоятельно переодеваются, наводят порядок в шкафу, вешают свои вещи в шкаф после прогулки. Мы стараемся приучать детей бережно относиться к вещам: чистить одежду, обувь, вешать одежду сушить при необходимости.  

При обучении самообслуживанию мы использовали алгоритмы. Они полезны при формировании представлений о последовательности действий. Так же использовали специальные пособия, помогающие обучать детей застегиванию пуговиц, зашнуровыванию ботинок. Показывали ребенку правильные приемы, знакомили с «маленькими секретами», облегчающими выполнение тех или иных действий (застегивать пуговицы на рубашке лучше снизу, а не сверху, тогда можно контролировать, что ты делаешь, видеть последнюю пуговицу и последнюю петлю и соединять их). 

Труд по самообслуживанию позволяет закрепить у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, развивает инициативность, деловитость. 

Основное внимание уделяли ручному труду. Этот вид труда развивает конструкторские навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей. Дети в нашей группе охотно включаются в работу по ручному труду, умеют и заклеивают книги в книжном уголке, изготавливали игрушки из бумаги, , охотно делают открытки к праздникам. При пользовании с ножницами закрепляли правила безопасности. 

И, конечно, нельзя не сказать о труде в природе. Труд в природе создаёт благоприятные условия для физического, умственного и сенсорного развития знания. Приучая детей к уходу за растениями, мы старалась воспитывать трудолюбие, постепенно объясняя детям значение ухода для роста растений. 

Дети научились правильно ухаживать за комнатными растениями, поливают по мере необходимости, опрыскивают, протирают листочки, разрыхляют, моют поддоны и горшки. Некоторые дети с трудом включались в работу. В таких случаях мы использовали такие формы работы как индивидуальные поручения. Они включают выполнение ребёнком конкретной задачи и позволяют ему получить определённые трудовые навыки и умения, а мы старалась осуществить контроль за правильностью выполнения работы, за отношением ребёнка к получению результата. Наша группа участвовала в конкурсе уголков природы. 

Каждый год мы сажаем огород на окне, дети охотно помогают и у нас  есть дневники наблюдений, где дети фиксируют изменения растений во время роста.  

Дети нашей группы помогают сажать, а затем убирать урожай. Ежедневно с детьми мы поливали и собирали сорняки с грядок, поливали и рыхлили комнатные растения, выращивали лук в группе и наблюдали за ростом, выращивали цветочную рассаду, совместно с детьми и с родителями делали кормушки, и ежедневно кормим птиц на прогулке, наблюдаем какие птицы прилетают в «Птичью столовую». 

Хозяйственно-бытовой труд способствует формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, а вместе с тем развитию коммуникативных способностей ребенка. В группе организована предметно-развивающая среда по трудовому воспитанию дошкольников (картотека трудовых поручений,  дидактических игр по труду, наглядные пособия, стенды, атрибуты к сюжетно-ролевым играм), картотека  пословиц о труде, в своей работе используем стихи и загадки о труде. 

Для рациональной организации бытового труда в условиях детского сада мы использовали следующие направления. Это совместная деятельность детей и взрослых,  показ разнообразного труда взрослых детям и объяснение его назначения. Эти направления, на наш взгляд, воспитывают у детей положительное отношение к труду. 

Также использовали хозяйственно-бытовой труд. Планировали следующие виды труда: наведение порядка в помещении, на участке детского сада, использовали формы работы: дежурство, коллективный труд, поручение. 

Трудовое воспитание дошкольников нами осуществлялось с помощью ряда средств: 

- собственной трудовой деятельности детей; 

- ознакомления с трудом взрослых; 

- художественных средств. 

Ознакомление с трудом взрослых зависит от наблюдения труда, а также от того на какие стороны направляется внимание детей. Для знакомства детей с профессиями был предложен видеоматериал о профессиях. Старались объяснить,  что для облегчения труда используется разнообразная техника. Знакомили детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей и т.д. Показывали результаты их труда: картины, книги, ноты. 

Во время прогулок мы наблюдали за работой дворника. Оказывали дворнику посильную помощь.  В своей работе по ознакомлению детей с трудом взрослых мы использовали иллюстрации различных профессий, сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Школа», «Парикмахерская», «Магазин» и другие; дидактические игры: «Кем быть?», «Играем в профессии», рассматривание альбомов «Отважен труд людей», «Кем быть», рассказы о профессиях, беседы, чтение художественной литературы «Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова, и т.д., показ слайдов на тему: «Труд людей», заучивание пословиц, поговорок о труде, рисование и аппликации на темы:«Строители», «Мой папа на работе» и другие. С родителями пополнили сюжетно-ролевые игры в нашей группе. 

В работе с детьми мы каждодневно использовали пословицы и поговорки. Это помогало нам в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают»), высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания. 

Для успешного решения задач по трудовому воспитанию помогла работа с родителями: родительские собрания( " Нравственно-трудовое воспитание дошкольников в аспекте гендерных различий", "Трудовое воспитание ребенка в семье"), анкетирование. Анализируя анкеты, мы пришли к выводу, что в каждой семье труд считается одной из важнейших задач в воспитании ребёнка. Почти у каждого ребенка имеются свои трудовые обязанности, они охотно их выполняют, потому что родители применяют немало приёмов, чтобы дети закончили начатое дело. Но родители мало времени уделяют ручному труду и в связи с этим мы  решили провести акцию «Поздравь ветерана», где родители вместе с детьми сделали открытки и подарили ветеранам, конкурс «На лучший скворечник»; акция «Птичья столовая», дети с родителями  конструировали кормушки из бросового материала ; "Конкурс книжки самоделки"  посвященный году литературы. К сожалению, не все родители знакомят своих детей со своей профессией более углублённо, а дают только поверхностные знания. Мы решили в течении года приглашать родителей для беседы с детьми о своей профессии. 

Одним из способов достижения целей по трудовому воспитанию дошкольников является наглядная информация для родителей. В течении года в  родительский уголок помещались рекомендации, памятки и консультации по трудовому воспитанию ("Как играть с ребенком в сюжетно- ролевые игры", "Значение детского экспериментирования в развитии ребенка", "Домашние обязанности детей", "Организация самостоятельной деятельности детей"). Родители помогли в благоустройстве территории, была проведена акция «Марафон добра». В итоге нашей  работы по трудовому воспитанию детей, мы сделали вывод: дети хорошо овладели умениями и навыками по самообслуживанию, хозяйственно-бытовом и ручном труде, уходе за растениями.  

Планируем продолжить работу по трудовому воспитанию. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость и стимулировать желание детей принимать участие в трудовой деятельности.