Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект НОД логопедического занятия в подготовительной группе «Весенние цветы

Дата публикации: 2019-05-29 15:41:51
Статью разместил(а):
Онищенко Любовь Борисовна

Конспект НОД логопедического занятия в подготовительной группе «Весенние цветы»

Автор: Онищенко Любовь Борисовна

МБДОУ "Детский сад № 9 "Волшебная полянка", г. Приморско-Ахтарск

 

Коррекционно-образовательные задачи. Расширять и активизировать словарь по теме «Весенние цветы». Закрепить знания детей о цветах: комнатных, лесных, полевых, садовых. Совершенствовать грамматический строй речи (предложно-падежные конструкции). Развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением. Совершенствовать навык слогового анализа и синтеза. Совершенствовать самоконтроль за произношением автоматизируемых звуков.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать навыки речевого общения, связной речи. Развивать диалогическую речь – самостоятельные полные ответы на поисковые вопросы. Развивать слуховое восприятие и внимание; мелкую и общую моторику, координацию речи с движением

Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитывать умение слушать внимательно, развивать познавательный процесс. Воспитывать коммуникативные навыки. Стимулировать формирование интереса к учебной деятельности.

Оборудование. Картинки  первоцветов (подснежник, пролеска, фиалка, ландыш, одуванчик, примула, медуница, крокус), вазы для слогового анализа.

 

Ход занятия

1. Организационный момент (Создание эмоционально положительного фона).

Логопед. Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? Если у вас хорошее настроение – то возьмите жёлтый цветок, если не очень хорошее – то синий, а если совсем плохое – то красный.

- Какой сейчас месяц? (Май)

- Май-это какой месяц? (Весенний)

- Значит сейчас какое время года? (Весна)

- Какие изменения в природе происходят весной?

- Да, верно. Весной распускаются цветы, зацветают деревья, можно сказать, что природа оживает после зимы.

2. Беседа о цветах (Развитие диалогической речи).

- Как называются цветы, которые растут в лесу? (Лесные)

- Какие лесные цветы распускаются первыми? (Подснежники, ландыши, …)

- Какие еще цветы вы знаете? (ответы детей)

- На какие группы мы можем их поделить? (Лесные, садовые, комнатные, …)

- Какие садовые цветы вы знаете? (Нарциссы, тюльпаны, розы, пионы, астры, …)

- Какие садовые цветы, которые распускаются первыми вы знаете? (Нарциссы, тюльпаны, …)

- А какие цветы, которые растут в доме вы знаете? Как они называются?

- Можем ли мы сказать «весенние» комнатные цветы? (Нет)

- Почему? (Потому что цветы, которые растут в доме могут цвести круглый год)

- Какие цветы мы можем увидеть на лугу? (Ромашки, васильки, колокольчики, маки, …)

- Как мы называем все эти цветы? (Луговые)

- Назовите первые луговые цветы?(ответы детей)

- А чем отличаются лесные и луговые цветы от садовых и комнатных? (Садовые и комнатные выращивают специально и за ними ухаживает человек, а полевые растут сами и сами выживают в непогоду)

Логопед. Молодцы! Сколько вы знаете цветов!

3. Игра «Отгадай-ка». (Загадывание загадок о цветах. Развитие памяти, мышления, общих речевых навыков.)

Дети отгадывают загадки и объясняют свой выбор.

Логопед. Ребята, послушайте загадки о цветах.

·      Первым вылез из земли на проталинке.

       Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник)

·      Беленькие горошки на зеленой ножке. (Ландыш)

·      Белым шариком пушистым

     Я красуюсь в поле чистом,

     Дунул легкий ветерок –

     И остался стебелек. (Одуванчик)

·    Холод. Все сады пусты.

     Ну какие тут цветы?

     Но у нас назло морозу

     В марте продают … (мимозу)

·    Прячет цветок

     Сладкий медок.

     И в названье мед таится

     Узнаете? … (Медуница)

4. Подвижное упражнение «Букет» (Координация речи с движением).

Логопед.  Ребята, давайте поиграем.

Ходим, ходим по лужку,          Дети двигаются по кругу,

Собираем по цветку.               в центре ребенок с букетом.

Красный, белый, синий цвет…

Замечательный букет!

Кто же, кто же, кто готов

Получить букет цветов?

И не ты, и не ты –

Вот кому мои цветы!               Отдают букет другому ребенку.

5. Игра «Четвертый лишний» (Развитие речевого слуха).

Логопед. Цветы перепутались. Помогите их разобрать. Вам надо назвать лишний цветок и объяснить, почему он лишний.

Подснежник, фиалка, крокус, роза.

Колокольчик, медуница, примула, ландыш.

Пролеска, астра, одуванчик, подснежник.

Фиалка, пролеска, пион, ландыш.

Мак, подснежник, медуница, крокус.

6. Дидактическая игра «Скажи наоборот» (Развитие словаря: подбор слов-антонимов).

Ранние цветки –

Холодно –

Солнечно –

Расцвел цветок –

Большой цветок –

Мягкая земля –

Логопед. Молодцы. Вы отлично справились с этим заданием.

7. Пальчиковая гимнастика «Цветок» (Развитие тонкой моторики, координации речи и движений).

Вырос цветок на весенней полянке,        Дети соединяют неплотно ладони

Нежную голову робко поднял.                  и поднимают их перед собой.

Ветер подул – он качнулся неловко,        Покачивают ладонями медленно,

Он испугался, затрепетал.                        быстро.

Ветер бутоны качает упрямо                    Наклоняют ладони соответственно

Вперед и назад, налево, направо.           вперед, назад, влево, вправо.

8. Составление описательных рассказов о весенних цветах (Развитие связной речи).

Логопед. Мы с вами назвали весенние цветы. Постарайтесь описать весенний цветок.

Логопед раздаёт детям иллюстрации с изображением весенних цветов и предлагает рассказать о них по предложенной схеме.

1-й ребёнок. Это подснежник. Подснежник – растет под снегом. Это цветок появляется ранней весной.  У подснежника светло-зеленый стебелек с бутонами. Цветы белоснежно-голубоватого цвета. Подснежники первыми выходят из-под снега. Расцветают они, когда на деревьях еще нет листьев.

 2-й ребёнок. Это ландыш. Ландыши растут в тени деревьев. Между двумя листьями высокая ножка. На ней несколько белых колокольчиков. Ландыши расцветают в мае. У ландыша очень нежный запах. Плоды ландыша созревают осенью. Это большие красные ягоды. Они ядовиты. Из ландышей делают лекарство. Ландыши – полезные лекарственные растения.

3-й ребёнок. Это фиалка. Фиалка – расцветает в середине мая. Фиалки растут под деревьями и кустами. Название фиалка произошло от названия цвета лепестков. Лепестки фиолетовые – цветок называется фиалка. Фиалку используют в медицине для приготовления лекарств. Некоторые виды фиалок обладают нежным запахом.

4-й ребёнок. Это одуванчик. Одуванчик – расцветает в мае. Ярко-желтые, мелкие цветочки одуванчика собраны в круглую корзинку, расположенную на самом верху длинного стебля – цветоноса. На этом стебле нет листиков. Растут одуванчики в огородах и садах, вблизи домов, по обочинам дорог, на лугах и полянах. Одуванчик – лекарственное растение.

9. Игра «Помоги пчеле» (Развитие направленной воздушной струи. Совершенствование грамматического строя речи: предложно-падежные конструкции).

Логопед. Отгадайте загадку.

Я пахну летом и пыльцой.

Лечу к цветочкам пулей.

Но я бываю очень злой.

К тому, кто лезет в улей. (Пчела)

Логопед. Почему пчелы летят пулей к цветам? (Они питаются пыльцой от цветов)

Логопед. Положите перед собой карточки, и посадите на цветы пчел. Где сидит пчела? (ответы детей полным предложением: «Пчела сидит на фиалке, гладиолусе, подсолнухе, ландыше»)

Логопед. Помогите пчелке взлететь, подуйте на нее. Не забывайте, как правильно дуть, следите за щеками (дети несколько раз выполняют задание).

Логопед. Скажите, где сидела пчела, пока не улетела? (каждый ребенок составляет предложение, используя глагол в прошедшем времени: «Пчела сидела на фиалке, подсолнухе, ландыше, гладиолусе»).

10. Игра «Поставь цветы в вазу» (Развитие слогового анализа и синтеза)

Логопед раздаёт детям карточки с изображением весенних цветов.

Логопед. Вам нужно поставить цветы в вазы: в первую нужно поставить цветы с одним слогом, во вторую-с двумя слогами, в третью-с тремя (мак, роза, ландыш, тюльпан, нарцисс, астра)

11. Окончание занятия (Оценка работы детей.)

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на за­нятии, а потом подводит итог изучения темы и оценивает работу каждого ребенка. 

 

.  .  .