Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект НОД логопедического занятия в подготовительной группе "Правила дорожного движения"

Дата публикации: 2019-05-29 11:18:15
Статью разместил(а):
Онищенко Любовь Борисовна

Конспект НОД логопедического занятия в подготовительной группе

"Правила дорожного движения"

Автор: Онищенко Любовь Борисовна

МБДОУ "Детский сад № 9 "Волшебная полянка", г. Приморско-Ахтарск

 

Коррекционно-образовательные задачи. Активизация и актуализация словаря по теме «Правила дорожного движения». Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчинённые предложения). Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными). Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза слов по первым звукам предложенных слов на материале предметных картинок. Совершенствование навыка составления и чтения предложений.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, планирующих функций речи, координации речи с движением, речевого слуха памяти, общих речевых навыков.

Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитание навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

Оборудование. Магнитная доска, предметные и сюжетные картинки по теме «Правила дорожного движения», конверты со словами для составления предложений.

Предварительная работа. Экскурсия на ближайшую к детскому саду улицу, наблюдение за дорожным движением, поведением пешеходов. Беседа о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице. Разучивание подвижной игры «Едем, едем на машине…».

Ход  занятия

1. Организационный момент. (Объявление темы занятия. Активизация и актуализация словаря по теме «Правила дорожного движения». Загадывание загадок. Развитие памяти, мышления, общих речевых навыков.).

Логопед встречает детей, предлагает пройти на ковер и встать в круг.

Логопед. Сегодня мы поговорим о правилах дорожного движения. Отгадайте загадки и поясните свой ответ. 

Тут машина не пойдет.

Главный здесь – пешеход.

Что друг другу не мешать,

Нужно справа путь держать. (Тротуар)
Чтоб дорога для тебя

Стала безопасной,

День и ночь горят огни –

Зеленый, желтый, красный. (Светофор)

Шагаешь – впереди лежит,

Оглянешься – домой бежит. (Дорога)

На дороге – лежит,

Под машиной – бежит.

Пока молод – черный,

Теплый, размягченный.

А как постареет –

Затвердеет, постареет. (Асфальт)

Веселая работа,

Завидно от души!

Свисти, когда охота,

Да палочкой маши. (Регулировщик)

На обочинах стоят,

Молча с нами говорят.

Всем готовы помогать.

Главное – их понимать. (Дорожные знаки). 

Логопед. Молодцы! 

2. Упражнение «Закончи предложение». (Совершенствование синтаксической стороны речи: сложноподчинённые предложения). 

Логопед. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать его, предложение должно начинаться со слов «а потом».

- Сначала надо дождаться зеленого света на светофоре, а потом переходить улицу.

- Нужно посмотреть налево, а потом начинать переходить улицу.

- Следует взрослого взять за руку, а потом переходить улицу.

- Нужно дождаться полной постановки транспорта, а потом начинать переход.

- Прежде чем переходить дорогу, надо убедиться, что все транспортные средства находятся на безопасном расстоянии, а потом переходить дорогу.

Логопед. Отлично, вы справились с этим заданием!

3. Игровое упражнение «Есть — нет». (Совершенствование грамматического строя речи: согласование числительных с существительными).

Логопед раздает детям предметные картинки.

1-й ребенок. У меня есть два жезла.

2-й ребенок. Ау меня нет двух жезлов, но есть пять светофоров.

3-й ребенок. Ау меня нет пяти светофоров, но есть три фуражки.

4-й ребенок. Ау меня нет трёх фуражек, но есть четыре дорожных знака.

5-й ребенок. Ау меня нет четырёх дорожных знаков, но есть один подземный переход.

6-й ребёнок. А у меня нет одного подземного перехода, но есть пять полицейских свистков.

Логопед убирает предметные картинки.

4. Игра «Грамотный пешеход». (Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза слов по первым звукам предложенных слов на материале предметных картинок).

Логопед раздаёт детям предметные картинки и просит по первым звукам слов составить заданное слово и определить количество слогов в слове.

1-й ребёнок (жук, ель, зонт, ландыш). Жезл – в этом слове один слог.

2-й ребёнок (заяц, ножницы, ананас, качели). Знак – в этом слове один слог.

3-й ребёнок (улитка, линейка, иголка, цифры, арбуз). Улица – в этом слове три слога.

4-й ребёнок (змея, ель, барабан, рыцарь, автобус). Зебра – в этом слове два слога.

5-й ребёнок (стол, индюк, гвоздь, нитки, лестница). Сигнал – в этом слове два слога.

6-й ребёнок (диван, облако, рубашка, окунь, арбуз). Дорога – в этом слове три слога

5. Чтение логопедом рассказа «Умный светофор». ( Развитие речевого слуха.)

Собрались учащиеся с учительницей в музей. Идут по улице. Дошли до угла, на углу - светофор. Горит в светофоре красный свет. Он запрещает переходить улицу. Остановились ребята. Машины едут друг за другом. Стоит посреди улицы регулировщик. Увидел он ребят, поднял палочку. Остановились машины. Зажёгся зелёный свет. Вот какой светофор! Хоть и не живой, а умный и добрый и разговаривать умеет. Улыбнулись ребята доброму светофору и на зелёный свет перешли улицу. 

6. Беседа по прочитанному. ( Развитие диалогической речи. Совершенствование умения пользоваться косвенной речью. Словарная работа.)

- Куда шли ребята?

-  Какой свет запрещал движение? 

- Кто регулировал движение?

- На какой свет дети перешли улицу?

7. Подвижная игра «Едем, едем на машине…». (Координация речи с движением. Развитие творческого воображения.)

Завели машину (вращения руками перед грудью)
Накачали шину "Насос". 

Улыбнулись веселей, 

И поехали скорей. (вращение воображаемого руля) 

Едем, едем на машине, (движения рулем) 

Нажимаем на педаль (сгибать и вытягивать ногу) 

Газ включаем, выключаем, (тянуть «рычаг» к себе, от себя) 

Смотрим пристально мы вдаль. (ладонь ко лбу) 

Дворники счищают стекла, 

Вправо, влево - чистота. 

Волосы ерошит ветер (шевелить пальцами) 

Мы шоферы хоть куда! (поднять большой палец) 

8. Коллективное составление плана пересказа. (Развитие диалогической речи, памяти, планирующей функции речи.)

Логопед предлагает детям всем вместе составить план пересказа. 

- С чего вы начнете пересказ?

- О чем вы будете рассказывать дальше?

- Как  вы продолжите рассказ?

- Что вы расскажите потом?

9. Повторное чтение рассказа логопедом. Пересказ текста детьми. (Развитие речевого слуха, связной речи.)

Логопед ещё раз читает рассказ, предупредив детей о последующем пересказе.

10. Упражнение «Составь предложение». (Совершенствование навыка составления и чтения предложений).

Логопед предлагает детям сесть за столы и раздаёт конверты.

Логопед. Достаньте из конвертов слова и прочитайте их, составьте предложения из этих слов.

Дети выполняют задание и читают предложения. 

1-й ребёнок. Пешеходы переходят улицу.

2-й ребёнок. Дорогу переходим по зебре.

3-й ребёнок. Пешеход идёт по тротуару.

4-й ребёнок. Полицейский останавливает машину. 

Один из детей дописывает слог. Дети хором читают слово.

11. Окончание занятия (Оценка работы детей).

Логопед. Давайте вспомним и перечислим общие правила перехода через дорогу. 

1. Прежде чем переходить любую дорогу, остановись на краю тротуара.

2. Внимательно посмотри налево и направо и выясни: какая же это дорога — с односторонним или с двусторонним движением.

3. Прежде чем начнёшь переходить дорогу, убедись, что все транспортные средства находятся от тебя на безопасном для перехода расстоянии.

4. Пересекай проезжую часть быстрым шагом, но не беги.

5. Переходи дорогу под прямым углом к тротуару, а не наискосок.

Логопед. И самое главное: будь очень внимателен всё то время, пока ты переходишь дорогу!

Логопед предлагает детям рассказать о том, чем они занимались, а потом оценить работу друг друга на протяжении всего занятия.

 

.  .  .