Развитие социально-коммуникативных способностей у детей с использованием методики работы в паре
Развитие социально-коммуникативных способностей у детей с использованием методики работы в паре
Автор: Балаева Юлия Михайловна
МБДОУ г. Мурманска № 109
Дошкольное детство – начальный этап социальной жизни человека, и от того, будет ли успешным этот этап, во многом зависит его дальнейшая жизнь. Именно поэтому необходимо уделять пристальное внимание проблеме социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте интенсивно созревает организм ребенка и формируются социально-личностные новообразования и основы человеческой культуры.
Формирование у детей социально-коммуникативных способностей – одна из приоритетных задач дошкольного образования. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста рассматривается в ФГОС в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Содержание данной образовательной области направлено на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, а также целенаправленности и саморегуляции собственных действий [1]. Развитие саморегуляции – важнейшее новообразование психики ребенка на этапе завершения дошкольного детства.
Реализация ФГОС ДО предусматривает осмысление и выбор педагогами конкретных методик образовательной деятельности для эффективного решения сформулированных в нем задач.
Использование методики работы детей в паре создает уникальные возможности для стимулирования развития саморегуляции, произвольности поведения детей в ее важнейшем проявлении – самоконтроле.
Особенности руководства педагогом методикой работы в паре, обеспечивающие развитие у детей самоконтроля:
- мотивирование на работу в паре;
- подробная инструкция;
- оказание помощи детям в процессе работы в парах посредством вопросов;
- смена ролей в паре для выполнения нового задания;
- анализ педагогом индивидуальных особенностей детей;
- завершение занятия заданием для пар детей, направленным на проявления креативности и творчества.
Смысл методики работы детей в паре состоит в том, что задание получает не каждый ребенок группы в отдельности, а пара воспитанников, которая должна его выполнить совместно. Работа в паре организовывается по системе двух ролей «действующий-проверяющий»: задание получает пара детей; «действующий» выполняет задание; «проверяющий» проверяет, находит ошибки, обсуждает их с «действующим»; «действующий» исправляет ошибки, «проверяющий» сообщает о выполнении задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями [2].
Обозначенные особенности отражены в конспекте непрерывной образовательной деятельности «Новый теремок».
Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Новый теремок».
Возрастная группа – средняя.
Формы организации: подгрупповая, групповая, индивидуальная.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Цель - получение дошкольниками позитивного опыта взаимодействия в парах сверстников под руководством взрослого.
Задачи:
Формировать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость, готовность к совместным действиям в парах, умение договариваться.
Развивать самоконтроль и взаимоконтроль, саморегуляцию собственных действий.
Формировать умение отбирать геометрические фигуры по заданной схеме, выкладывать узор в соответствии с изображением на карточке.
Формировать умение соотносить цвет, размер геометрической фигуры с ее изображением на карточке.
Обогащать словарь детей понятиями: геометрические фигуры (полукруг, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), форма, цвет, размер; развивать диалогическую речь.
Развивать память, творческое воображение.
Воспитывать дружелюбие, доброту, желание прийти на помощь.
Материал: игрушечный медведь, картинка с изображением теремка, наборы геометрических фигур, обозначающих части нового теремка из картона для конструирования, образец теремка из геометрических фигур, карточки с силуэтами зверей из сказки «Теремок», геометрические фигуры из картона, пиктограммы с изображением эмоций (весёлый, грустный, злой).
Ход НОД
Воспитатель приглашает детей подойти к нему и встать полукругом.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, к нам в группу пришли гости. Давайте покажем, что мы их очень рады видеть, улыбнёмся и поздороваемся.
Воспитатель и дети. Здравствуйте, гости! Милости просим!
Воспитатель. И еще один гость к нам пришел из леса.
Воспитатель обращает внимание на игрушечного медведя, который сидит на стульчике.
Воспитатель.Посмотрите, кто пришёл к нам в гости?
Дети. К нам пришёл медведь.
Воспитатель. Его зовут Миша. Давайте поздороваемся с ним все вместе.
Дети. Здравствуй, Миша!
Воспитатель. Миша не знает, как вас зовут. Давайте с ним познакомимся и поздороваемся за руку. Я вам покажу, как можно с ним познакомиться. (Берёт за руку медведя и говорит: «Здравствуй, Миша! Меня зовут Юлия Михайловна».) Говорите громко, чтобы Миша вас услышал.
Каждый ребёнок здоровается за руку и называет своё имя.
Воспитатель. Ребята, Мишка шепнул мне на ушко, что у него грустное настроение.
Воспитатель обращает внимание детей на доску, где висят пиктограммы.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, здесь у меня волшебные картинки с
разными лицами. Какая картинка похожа на нашего Мишу? Обратите внимание на эти лица и найдите нашего гостя.
Один ребёнок подходит к доске и с помощью указки показывает пиктограмму – грустный.
Воспитатель. Почему ты так думаешь?
Дети. У него брови «домиком», глаза грустные, уголки губ опущены вниз.
Воспитатель. А еще какие лица есть на доске?
Ответы детей.
Воспитатель. Миша, почему ты такой грустный?
Медведь. Я весь теремок развалил, и поэтому от меня убежали все друзья.
Воспитатель. Миша, ты такой большой, неуклюжий, косолапый. Вы догадались, из какой сказки этот медведь?
Дети. Этот медведь из сказки«Теремок».
Воспитатель. Как развеселить Мишу?
Дети. Надо построить новый теремок и вернуть Мише друзей.
Воспитатель. Постройка теремка – очень трудная работа, давайте присядем и хорошо подумаем.
Дети садятся на стулья.
Воспитатель. Из чего можно построить теремок?
Дети. Из строительного материала, из бумаги.
Воспитатель. Назовите, какие части есть у дома? (На доске картинка теремка).
Дети. У дома есть стены, крыша, окна, этажи, балкон.
Воспитатель.А из каких геометрических фигур можно собрать дом?
Дети смотрят на картинку теремка и называют геометрические фигуры, воспитатель выставляет их на доску.
Воспитатель. Прежде чем приступить к постройке нового теремка, давайте подготовим наши пальцы и руки.
Пальчиковая гимнастика «Строим дом»
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальцы левой и правой руки.
Будем строить и играть. Стучат кулаком об кулак.
Дом большой, высокий строим. Соединяют пальцы, делают крышу,
поднимают руки вверх.
Стены ставим, крышу кроем. Разводят руки в стороны, делают крышу.
Вот какой красивый дом! Все пальцы в кулачок, показывают большие пальцы.
Будут жить все звери в нём. Шевелят пальцами правой и левой руки.
Воспитатель. Давайте дружно возьмёмся за работу и построим новый теремок, высокий и прочный. Найдите себе пару. Подойдите к столу.
Медведь сидит у стола.
Воспитатель. На стол Миша положил для вас геометрические фигуры для постройки теремка и разложил их по коробочкам для каждой пары. У каждой пары своя коробочка. Вам нужно выбрать только те фигуры из коробочки, которые вам пригодятся в строительстве. Они висят на доске. Выбирать фигуры вы будете, соблюдая правило: один выбирает, а другой проверяет, чтобы ваша пара правильно справилась с заданием. А Миша будет смотреть, как вы справляетесь с заданием.
Дети выполняют задание, воспитатель контролирует, чтобы дети не ссорились, правильно работали в парах.
Воспитатель. Второе задание будет труднее, и выполнять его будем тоже в парах. А теперь из этих геометрических фигур вам нужно сложить такой же домик, как на доске.
Воспитатель выставляет образец на доску.
Воспитатель. Теперь вам нужно поменяться ролями: тот, кто в первом задании проверял правильность выбора фигур, теперь будет собирать теремок, а второй будет его проверять.
Дети собирают теремок.
Воспитатель. Молодцы, дети, вы построили высокий теремок. Строили, устали, давайте немножко отдохнем и встанем в круг.
Физминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Воспитатель. Миша вам очень благодарен, что вы построили новый теремок. Но он еще грустный. Как ему помочь?
Дети. Нужно вернуть Мише друзей.
Воспитатель. Подойдите к столу. Посмотрите, на столе лежат геометрические фигуры разного цветаи карточки с силуэтами зверей из сказки «Теремок». Кто изображен на этих карточках? Какого цвета? Чтобы правильно сложить зверей-Мишиных друзей, вам нужно выбрать из всех фигур нужные вам фигуры такого цвета, который вы видите на вашей карточке. Встаньте снова парами, как вы вставали, когда выполняли прошлые задания, выберите себе карточку и отберите необходимые фигуры нужного цвета. Цвет изображен на карточке пятном. Подойдите к своим столам и выполняйте задание.
Дети, работая в парах, выкладывают зверей из геометрических фигур на силуэт.
Воспитатель. Молодцы, вы справились и с этим непростым заданием. Вы сумели договориться друг с другом, поэтому у вас получились красивые зверята – Мишины друзья. Миша развеселился, он улыбается. Посмотрите на лица на доске, найдите картинку, похожую на Мишу. Почему вы так думаете?
Дети. Брови радугой, глаза веселые, губы в улыбке.
Воспитатель. Кому мы сегодня помогали? Как мы смогли ему помочь?
Миша говорит вам «спасибо» за помощь и дарит вам свою улыбку. Воспитатель раздает смайлики.
Воспитатель. Давайте улыбнемся Мише и нашим гостям и попрощаемся с ними.
Таким образом, методика работы в парах является гармоничным средством «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Взаимодействуя в паре, ребенок не только обучается, накапливая представления об окружающем мире, но получает важный социальный опыт, осваивает социальные ценности и нормы, у него развиваются социальные чувства и навыки поведения.
Литература:
1. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. – М.: Мозаика - Синтез, 2012. – с. 5-18.
2. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2016. №2. – с. 20-33.