Мяч: роль и значение в жизни ребёнка
Мяч: роль и значение в жизни ребёнка
Автор: Харитонова Светлана Альбертовна
МБДОУ № 74 «Винни-Пух», г. Северодвинск
Как бы ни изменялись игрушки, есть среди них такие, которые любимы во все времена. Одна из них – мяч, древнейшая игрушка человечества. Подбрасывая яркие и необычные мячи, современные дети даже не догадываются, что то же самое делали их сверстники ещё в Древнем Египте.
Упражнения с мячом являются одними из наиболее древних видов физических упражнений. История не знает ни точного места, ни времени возникновения мяча и игр с ним. Известно лишь, что мяч возник в глубокой древности и за свою историю существования претерпел много изменений. Сначала его плели из травы, пальмовых листьев, изготавливали из плодов деревьев, шерсти животных, шили из кожи, набивая травой, опилками и другим подобным материалом. Мяч и предметы, похожие на него, археологи находят по всему миру. Поражает разнообразие игр и упражнений с мячом у разных народов. В Древней Индии (III-II тыс. до н.э.) важную роль в деле объединения всей общины играла игра «катхи-ценду» (с мячом и битой), которая стала прародительницей хоккея на траве. Найденный в древних египетских гробницах (3500 г. до н.э.) мяч, сшитый из кожи и набитый сухой соломой, а также изображенные на нем рельефы говорят о том, что мяч и игры с мячом использовались для веселого времяпровождения. Такими мячами играли дети фараонов и их подданных.
Распространены упражнения и игры с мячом были и в Древней Греции, и Древнем Риме (III-II тыс. до н.э.). Мячи шили из кожи, которые наполняли перьями, шерстью или фиговыми зернышками. А назначались эти упражнения врачами и выполнять их нужно было в известной последовательности, придерживаясь определенных правил. Среди средневековых спортивных игр были популярны такие игры, как «же де пом» во Франции, чем-то напоминающая теннис, в которой по мячу ударяли ладонью, и «суль» – прообраз футбола, зародившегося в Англии (IX век). Североамериканские индейцы играли мячом, сделанным из оленьих шкур. Говорят, что Колумб привёз в Европу вместе с картофелем и кукурузой несколько каучуковых (прыгающих) мячей. Игра типа русской лапты пришла в Европу из Индии через Ближний Восток посредством торговли и получила свое распространение главным образом среди сельских жителей.
В России игры с мячом также были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком. В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался плотным, после чего его бросали в кипяток, затем его вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а по своей упругости не уступал резиновому. Каждый народ вложил в эту универсальную игрушку свои культурные традиции.
Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. По рукам судили о здоровье, о положении в обществе, его силе, энергичности, о характере и темпераменте. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
По умелости детской руки специалисты делают выводы об особенностях развития ЦНС и её «святая святых» - мозга.
Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук. Мелкие мышцы рук, подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и функцию речи.
М.М. Кольцова (Марионилла Максимовна), доктор медицинских наук, профессор-физиолог считала, что дети, совершающие многочисленные движения пальцами рук, развиваются в умственном и в речевом отношении быстрее других.
Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский (член-корреспондент Академии педагогических наук СССР) писал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». И это мастерство необходимо развивать, так как умными пальчики становятся не сразу.
Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей. Особое место среди них занимают игры с мячом.
Игры с мячом развивают внимание, ловкость, глазомер, координацию, реакцию на предмет, смекалку, воспитывают аккуратность и точность движений, смелость, умение взаимодействовать с партнёром, способствуют общей двигательной активности. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а, следовательно, и интеллектуальное развитие ребенка.
Движения рук способствуют также развитию речи ребенка. Современные научные данные подтверждают эти положения: области коры головного мозга, «отвечающие» за артикуляцию органов речи и мелкую моторику пальцев рук, расположены в одном иннервационном поле, т.е. в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от двигающихся рук стимулируют расположенные по соседству речевые зоны, усиливая их активность. Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др.), получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей), у них активизируется весь организм. Даже, казалось бы, обычное подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку ребенка.
Можно сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке. Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
В играх коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых качеств. Такие игры приучают детей преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. В игре ребёнок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действия.
Рифмовки (стихотворный текст) при выполнении движений с мячом, помогают сделать занятие более понятным, а главное, задают ритм выполнения игрового задания.
Вывод: Игры с мячом являются средством, гармонически развивающим ребёнка, дающим значительный образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект.
Литература:
1. Г. Дайн. Лоскутные мячики из Хотькова. Сергиев Посад: Весь Сергиев Посад, 2008.
2. Дошкольная педагогика / Февраль/ 2007.
3. Дошкольная педагогика /Апрель/ 2009.
4. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития № 6.