Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект интегрированного НОД с детьми подготовительной группы "Н.К. Рерих Мастер Гималаев"

Дата публикации: 2019-05-17 09:25:56
Статью разместил(а):
Куканова Ольга Юрьевна

Конспект интегрированного НОД с детьми подготовительной к школе группы

"Н.К. Рерих "Мастер Гималаев"

Авторы: Куканова Ольга Юрьевна

и Копытова Надежда Сергеевна

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 338», г. Самара

 

Тема недели: «Культура».

Тема дня: Н.К. Рерих «Мастер Гималаев».

Цель: Познакомить воспитанников с картинами Н.К. Рериха «Мир гор».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка».

Задачи:

- Формировать элементарные представления об истории человечества, через знакомство с произведениями искусства (живопись) - «Познание».

- Познакомить детей с полотнами Н.К. Рериха «Горы на полотнах великого художника - «Познание».

- Пополнить словарный запас детей новыми словами, объяснить их значение: (Гималаи – горы в Индии, философский пейзаж – наполненный смыслом, альпинисты – люди, покоряющие горные вершины, Джомолунгма, Канченджанга, Кайлас – названия горных вершин) - «Коммуникация».

- Воспитывать чувство гордости за то, что мы живём в стране, где родился, вырос и начал писать свои картины Н.К. Рерих - «Познание».

- Учить детей сравнительному анализу и умению делать выводы: сравнение горного пейзажа утром и вечером, зимой и летом - «Познание»

- Развивать творчество, фантазию, эстетический вкус – «Художественное творчество».

- Развивать интерес к истории, культуре – «Коммуникация».

- Совершенствовать технику рисования горного пейзажа – «Художественное творчество».

- Формировать основы художественной культуры – «Художественное творчество».

- Приобщать детей к музыкальной культуре, через произведения классической музыки  – «Музыка».

- Развивать мышление, фантазию, слух через музыкальные жанры классического характера – «Музыка».

- Формировать умения эстетически оценивать работы, высказывать своё мнение о работах других детей – «Художественное творчество».

Методы и приёмы:

Практические: рисование красками, физ. минутка, фоновая музыка.

Наглядные: рассматривание картин Н.К. Рериха «Гималайская серия».

Словесные: объяснение, пояснение, вопросы, чтение высказываний Н.К. Рериха об искусстве, творчестве, знании.

Материалы и оборудование: постеры картин Н.К. Рериха «Гималайская серия», листы А-4, краски, магнитофон, диск с записью звуки природы.

 

Формы организации совместной деятельности:

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Коммуникативная

Вопросы:

- Что изображено на картинах?

- Какие горы?

- В какое время года и суток? -

Цель: Воспитывать чувство восприятия горного пейзажа в разное время суток.

Рассказ о Н.К. Рерихе, как о мастере Гималаев.

Цель: Развивать интерес к живописи, как искусству.

Вопрос:

- Какие горы изображал на своих картинах Н.К. Рерих?

- Какие новые слова вы услышали?

Цель: развивать слуховое восприятие, умение выделять главное в рассказе.

Рассказать детям о значении слов: ( Гималаи – горы в Индии, философский пейзаж – наполненный смыслом, альпинисты – люди, покоряющие горные вершины, Джомолунгма, Канченджанга, Кайлас – названия горных вершин.)

Цель: пополнить словарный запас детей новыми словами.

Двигательная

Физ. минутка: «Сказка про краски»

Цель: закреплять умения детей соотносить слова с действиями.

Познавательная

Рассматривание картин Н.К. Рериха «Гималайская серия».

Цель: Формирование элементарных представлений об истории человечества и знакомство с жизнью художника в Индии.

Рассказ воспитателя о «Гималайской серии», почему Н.К. Рерих писал горные пейзажи.

Цель: познакомить детей с историей создания картин, воспитывать чувство гордости  за родную страну, потому, что в ней родился великий русский художник Н.К. Рерих.

Продуктивная

Рисование на тему «Горы»

Цель: Развивать творчество, фантазию, эстетический вкус. Формировать основы художественной культуры.

Трудовая

Навести порядок на рабочем месте.

Цель: Закреплять навыки самообслуживания.

 

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

1

Воспитатель предлагает детям пройти в картинную галерею и рассмотреть картины Н.К. Рериха.

Дети рассматривают картины серии «Гималаи»

Дети погружены в тему.

2

Воспитатель задаёт детям вопросы:

- Что изображено на картинах?

- Какие горы?

- В какое время года и суток?

Дети отвечают на вопросы.

Закрепление знаний о временах года и времени суток.

3

Воспитатель рассказывает детям о Гималайских горах и творчестве Н.К. Рериха, как о мастере Гималаев.

Дети слушают

Создана мотивация для дальнейшей работы.

4

Воспитатель задаёт детям вопросы:

- Какие горы изображал на своих картинах Н.К. Рерих?

- Какие новые слова вы услышали?

Воспитатель объясняет значения слов:

-(Гималаи – горы в Индии, философский пейзаж – наполненный смыслом, альпинисты – люди, покоряющие горные вершины, Джомолунгма, Канченджанга, Кайлас – названия горных вершин) -  .

Дети отвечают на вопросы и разбирают значения слов.

Пополнен словарный запас детей и закреплены умения вести диалог.

5

Воспитатель рассказывает об истории создания картин «Гималайской серии» и о том, что художник хотел сказать.

Дети внимательно рассматривают картины, слушают историю возникновения полотен и описание характеров картин.

Дети погружены в тему, закреплены умения детей вести диалог и высказывать свои предположения.

6

Воспитатель предлагает отдохнуть.

Дети сами проводят физ. Минутку «Сказка про краски», выполняют движения, проговаривая текст.

Удовлетворены потребности детей в двигательной активности.

7

Воспитатель предлагает детям рассмотреть пейзажи гор в разное время суток и времени года.

Дети рассматривают пейзажи и проводят сравнительный анализ пейзажа.

Реализованы потребности детей в умении проводить сравнительный анализ и умение делать выводы.

8

Воспитатель предлагает детям пройти в творческую мастерскую и нарисовать красками горный пейзаж. Включает фоновую музыку:

«Звуки природы».

Воспитатель контролирует процесс выполнения детьми работ.

Дети рассаживаются за столы и под классическую музыку выполняют работы.

Реализованы творческие замыслы детей.

9

Воспитатель делает выставку детских работ,

говорит утверждение Рериха о творчестве.

Дети рассматривают работы, слушают воспитателя и высказывают свои мнения.

Проявление детьми речевой активности.

10

Воспитатель просит детей, навести порядок на рабочих местах.

Дети наводят порядок, убирают краски, кисти.

Закреплены навыки самообслуживания.

Итоговое мероприятие: организация выставки детских работ на тему: «Горы».

Приложение

«Мастер Гималаев»

Более двадцати лет Рерих с семьёй прожил в Индии, в долине Кулу, откуда открывался великолепный вид на горные вершины Гималаев. Мир гор, древних, как сама планета, явился для художника величественным символом царства Духа, Истины и Красоты. В историю искусства Рерих вошёл как непревзойдённый певец гор, мастер Гималаев, которому удалось передать сокровенный дух этих вершин. Устремлённые ввысь снежные гиганты, кажется, выходят за пределы планеты и становятся частью огромного, неведомого Космоса. Знаменательно, что Юрий Гагарин сказал о просторах вселенной, впервые открывшихся взгляду человека: «Необычно, как на полотнах Рериха».

Каждая из картин Гималайской серии – это глубокий философский пейзаж, это «жемчуг изысканий», запечатлевший прикасание к высшим смыслам бытия. Художник писал горы в разное время суток и года, любуясь переливами неземных красок и оттенков, их прозрачностью и чистотой. Вершины на его полотнах дышат и живут своей таинственной жизнью, часто напоминая очертания людей, животных. Альпинисты, побывавшие на труднодоступной вершине Эвереста, узнали вид пещеры на одной из картин мастера. Поразительно, но сам художник физически не поднимался на такую высоту!...

Горы на полотнах Рериха напоминают нам о великих истоках жизни и культуры. Неприступные твердыни – Джомолунгма (Эверест), Канченджанга, Кайлас, гора Шатровая и Колокол – овеяны множеством легенд и сказаний. Там находятся обители духовных подвижников и садху, наполнявших пространство своими благими мыслями, пещеры отшельников; места паломничества многих народов. Гималаи хранят тайны духовного прозрения и познания.

 

Физ. минутка

«Сказка про краски»

Если б всё на свете было

Одинакового цвета,

(вращательные движения головой)

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

(наклоны головы вперёд-назад)

Видеть мир привыкли люди

Белым, жёлтым, синим, красным…

(руки на поясе наклоны туловища влево-вправо)

Пусть же всё вокруг нас будет

Удивительным и разным!

(прыжки на месте на двух ногах)

                         

                                                                Е. Руженцев.

Высказывание Н.К. Рериха о Творчестве. 

«Творчество – это чистая молитва духа. Искусство – сердце народа. Знание – мозг народа. Только сердцем и мудростью может объединиться и понять друг друга человечество». 

«Под знаком красоты мы идём радостно. Красотой побеждаем. Красотой молимся. Красотой объединяемся… И, чуя путь истины, мы с улыбкой встречаем грядущее», - утверждал Н.К. Рерих, всемирно известный художник, создавший более семи тысяч полотен, философ-гуманист, учёный-археолог и этнограф, историк культуры, путешественник, общественный деятель, педагог. 

 

Используемые источники:

1.     Н.К. Рерих. Издательство  «Директ-Медиа», 2010 г.

        ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», 2010.

2.     В.И. Ковалько. «Азбука физкультминуток для дошкольников», «ВАКО», Москва 2005.

3.     От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Соответствует ФГОС. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой- М.: Мозаика-Синтез,  2016.

 

.  .  .