Конспект занятия по речевому развитию "Пересказ рассказа В. Катаева "Грибы"
Конспект занятия по речевому развитию детей 6-7 лет
Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы»
Автор: Питомцева Марина Евгеньевна
МАДОУ "Детский сад № 53", г. Уфа, Республика Башкортостан
Программное содержание:
· Продолжать учить детей пересказывать литературное произведение близко к тексту.
· Обогащать словарь детей дошкольного возраста названиями деревьев, грибов, животных.
· Формировать навыки разбора словесного состава предложения.
· Развивать лексико-грамматический строй речи в процессе получения новых слов аффиксальным способом.
· Совершенствовать навыки пересказа по ролям в соответствии с содержанием художественного произведения.
· Развивать мышление, память, воображение и интонационную выразительность речи.
· Воспитывать усидчивость, интерес к выполняемому виду деятельности.
Предварительная работа: Отгадывание загадок о грибах, рассматривание картинок и чтение произведений о лесе, диких животных, растениях, заучивание стихотворений на тему занятия.
Оборудование: Интерактивная доска, проектор, ноутбук, развивающая интерактивная игра «Деревья – листья», слайды с изображениями грибов, схем предложений, игрушка Лесовичок, берестяной кузовок, мяч (на физкультминутку).
Для инсценировки рассказа: фартук, платки, кепка.
Ход занятия
Читает ребенок:
На берёзках и на клёнах
Был когда-то лист зелёный,
А сегодня – золотится,
Тихо под ноги ложится.
Кто его сорвал и бросил?
Угадал! Конечно – (Осень).
Воспитатель: Ребята, кто-то к нам стучиться, кто это к нам пришел! Старичок-Лесовичок!
- Здравствуй, Старичок-Лесовичок, откуда ты к нам пришел?
Лесовичок: Отгадайте мою загадку и узнаете, откуда я пришел.
«Город этот не простой,
он дремучий и густой
Он со всех сторон открыт,
он резною крышей крыт.
Заходи в чудесный дом -
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
Дети отгадывают.
Лесовичок: Правильно. Я к вам пришел из лесу, чтоб узнать сколько вы о нем знаете, а за свои знания вы получите кузовок с гостинцем.
Воспитатель: Лесовичок садись и посмотри, сколько наши дети знают.
1 задание «Угадай листочек»: дети должны соотнести лист с деревом (клен - кленовый, дуб - дубовый, береза-березовый, осина-осиновый, рябина - рябиновый ).
Воспитатель: А еще наши дети знают грибы. Сейчас они загадают загадки про грибы, а другие дети отгадают и покажут отгадки.
2 задание:
Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это — белый... (боровик)
На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются... (опята)
Этот миленький грибок
Выбрал тихий уголок.
Ножичком его ты срежь-ка,
Ведь съедобна... (сыроежка)
Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются... (лисички)
В шляпке беленькой на ножке
Рос грибочек у дорожки.
А теперь в корзинке пусть
Полежит съедобный... (груздь)
Точки белые на красном —
Ядовитый гриб, опасный.
Ни к чему тут разговор —
Не срывайте... (мухомор)
На грибы она сердита
И от злости ядовита.
Вот лесная хулиганка!
Это — бледная... (поганка)
Физкультминутка: (проводит Лесовичок)
Какие молодцы и про деревья вы знаете и про грибы, а вот про животных интересно вы знаете ... Давайте поиграем.
Лесовичок проводит игру с мячом «Назови детеныша» - бросает мяч ребенку называя животного, ребенок ловит мяч и называет его детеныша.
Воспитатель читает рассказ В. Катаева «Грибы».
Воспитатель: Вам понравился рассказ? Это действительно рассказ, а может сказка? –
Дети: Нет, это рассказ, в нем нет чудес и всё правда.
Воспитатель работает по тексту произведения, задавая вопросы по его содержанию.
- Кто автор? Как называется рассказ? Послушайте его ещё раз, а потом будем пересказывать.
- Кто пошел собирать грибы? Как хвалился Павлик, и что сказала ему мама?
- Что говорила Женя, что она собрала, какие грибы? Что сказала мама Жени?
- Почему Инночка помалкивала? - она была скромная, не любила хвалиться.
- Какие грибы она собрала? - 10 превосходных, крепких, пузатых грибов.
Воспитатель: Давайте представим эту историю так, как будто мы в театре. Автором буду я. Мама - Ксюша, Женя - Алина, Павлик - Филипп, Инночка - Маша.
Дети пересказывают текст в лицах (используются атрибуты: мама-фартук, Женя, Инночка - платочки, Павлик- кепка).
Воспитатель подсказывает детям слова текста, если они что-то забыли.
Воспитатель: Молодцы! А кто хочет рассказать один?
Всем рассказам воспитатель и дети дают оценку.
3 задание:
Воспитатель: А теперь составим предложения из 2-х слов, 3-х слов, 4-х слов и запишем их в виде схем на доске.
Схемы располагают одну под другой. Дети делают вывод.
Воспитатель: Ну что Лесовичок, увидел, как много знают наши дети о лесе, заслужили ли они твои гостинцы.
Лесовичок: Молодцы дети, как мне было интересно вас слушать. А вот вам моё угощенье (дает кузовок с угощеньем). Пора мне возвращаться домой, в родной лес (прощается и уходит).
Рассказ В. Катаева «Грибы»
К Жене и Павлику приехала из города двоюродная сестра Инночка.
— Ну, дети, — сказала мама, — нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами. Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.
— Я лучше всех собираю, — сказал Павлик.
— Нет, я лучше, — сказала Женя.
А Инночка промолчала. Она вообще любила помалкивать.
Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час возвращаются.
— Я лучше всех собрал! — кричит Павлик издали. — У меня больше всех грибов, глядите: полное ведро!
Посмотрела мама и улыбнулась:
— Неудивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба. Одни только поганки. Неважно ты собираешь грибы, друг мой Павлик.
— Ага! — кричит Женя. — Я же говорила, что я лучше всех собираю. Глядите: у меня самые большие и самые красивые грибы — красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов!
Посмотрела мама и засмеялась:
— Глупенькая, это же мухоморы. Они хоть и красивые, да никуда не годятся. Ими отравиться можно. В общем, ты тоже плохо собираешь грибы, Женечка.
А Инночка стоит в сторонке и помалкивает.
— А ты, Инночка, что молчишь? Показывай, что насобирала.
— У меня совсем мало, — говорит Инночка застенчиво.
Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять превосходных грибов. Две прехорошенькие сыроежки, похожие на розовые цветочки; две лисички в жёлтых китайских шапочках; два двоюродных братца — подосиновик и подберёзовик; груздь, рыжик, волнушка. Да большой, крепкий, пузатый боровик в бархатном берете.
А сверх того ещё целое гнездо опят — удалых ребят.