Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект занятия по познавательному развитию «Дикие и домашние пчёлы»

Дата публикации: 2019-05-07 10:03:28
Статью разместил(а):
Насибуллина Айгуль Афхатовна

Конспект занятия по познавательному развитию детей средней группы

«Дикие и домашние пчёлы»

Автор: Насибуллина Айгуль Афхатовна

МАДОУ "Детский сад № 53", г. Уфа, Республика Башкортостан

 

Задачи:

1. Расширить и углубить представления детей о жизни диких и домашних пчел.

2. Познакомить детей с башкирской народной сказкой «Медведь и пчелы».  

3. Вызвать у детей желание гордиться природными богатствами родного края. 

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Словарь: бортник, бортничество, улей, рой, соты, вощина и образование прилагательных (липа - липовый, цветы - цветочный и т. д.).

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением природы Башкортостана, разучивание стихов, пословиц о меде, пчелах, беседы на данную тему.

Оборудование и материалы: фотоэтюд «Бортники», картинки с изображением пчеловодов на пасеке, пейзажи Башкортостана, соты, мед, чай с лекарственными травами.

 

Ход занятия: 

Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку и тогда, я думаю, вы сразу догадаетесь, с чем пойдет речь на нашем занятии:

Модница крылатая,

Платье полосатое,

Ростом хоть и кроха,

Укусит - будет плохо.

Над цветами летает,

Медок собирает

(Пчела)

Стук в дверь. Пчела заходит: Здравствуйте, ребята!

К цветку, прокладывая путь, жужжу я так натужно,

А ты стремишься увильнуть, руками машешь дружно.

Но мне и дела нет до вас - пришел моей работы час!

Я не страшнее волка старательная пчелка.

 

Воспитатель: Где пчела, там и мед, а башкирский мед славится не только на всю страну, но и за ее пределами. Ребята, мы с вами уже знаем, что пчелы, как и животные, бывают дикими и домашними. Это единственные насекомые, которые живут рядом с человеком, и он о них заботится 

Далее воспитатель делит детей на две подгруппы, одна - дикие пчелы, другая - домашние. Домашние пчелы расскажут, как им живется рядом с человеком, а дикие расскажут домашним, как живут они.

Воспитатель: Пчелки (обращается к домашним пчелам), где вы живете?

Ребенок: Мы живем в домике, который называется улей. Его нам сделал человек. В одном улье живет одна пчелиная семья. Летом мы живем на пасеке, где много липы, цветов, подсолнухов - растений медоносов. На зиму нас переносят в теплый подвал, ухаживают за нами пчеловоды.

Воспитатель: А как живется диким пчелам?

Ребенок: Мы живем в дупле. Рой всегда живет в одном месте, зимуем мы в этом же дупле.

Воспитатель: Каковы еще ваши отличия?

Ребенок: Мы, домашние пчелы, крупнее диких, и меда носим больше, но чаще болеем.

Ребенок: А мы дикие выносливее, мед носим даже в плохую погоду. Летом, когда мы размножаемся (роимся) отделяется новый рой - он находит для себя свободное дупло, иногда нам в этом помогает человек. Он выдалбливает в дереве дупло, и сажает туда новый рой. Такой человек называется - бортник, сбор дикого меда - бортничество.

Ребенок: А нам пчеловод в это время готовит новый улей. И новый рой живет там.

Воспитатель: Пчелки труженицы, куда же вы носите свой мед?

Ребенок: Нам, домашним пчелам, человек вставляет в улей рамки с сотами (ребенок показывает их), мы их растягиваем и носим туда мед.

Ребенок: А мы сами делаем соты.

Воспитатель: Кто главный в пчелиной семье? (Пчела - матка, она хозяйка улья).

Воспитатель: Для чего нужен мед?

Ребенок: Для нас, пчел, это пища, а для человека - мед это ценный продукт питания, а также лечебное средство от многих болезней.

Вопитатель: Пчелки (обращается к диким), у вас есть враги?

Ребенок: У нас их много - медведь, лесные пожары, а бывает и плохие люди.

Воспитатель: Давайте вспомним пословицы и поговорки о меде и пчелах:

1. Мед собирается по каплям;

2. Пчела приносит и радость и сладость;

3. Любишь мед, люби и хлопоты;

4. Мед исцеляет от многих болезней.

Воспитатель: А теперь, милые пчелки, хотите узнать, почему некоторые из вас стали домашними? А выясним мы это из башкирской народной сказки «Медведь и пчелы».

Воспитатель читает сказку. Затем следует работа над анализом произведения, задаются вопросы по содержанию. Делается вывод.

После прочтения приглашает детей за столы, на чаепитие с чак-чаком.  

Ребенок читает стихотворение: 

Труженица пчелка

Вьется над цветком

Нектар в нем собирает

Тонким хоботком.

Свою добычу в улей

Работница - пчела,

Пока не село солнце,

Скорее понесла.

Полосочки на тельце,

Прозрачных два крыла

Попьем мы чаю с медом,

Раз трудится пчела.

 

.  .  .