Конспект занятия по познавательному развитию «Дикие и домашние пчёлы»
Конспект занятия по познавательному развитию детей средней группы
«Дикие и домашние пчёлы»
Автор: Насибуллина Айгуль Афхатовна
МАДОУ "Детский сад № 53", г. Уфа, Республика Башкортостан
Задачи:
1. Расширить и углубить представления детей о жизни диких и домашних пчел.
2. Познакомить детей с башкирской народной сказкой «Медведь и пчелы».
3. Вызвать у детей желание гордиться природными богатствами родного края.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Словарь: бортник, бортничество, улей, рой, соты, вощина и образование прилагательных (липа - липовый, цветы - цветочный и т. д.).
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением природы Башкортостана, разучивание стихов, пословиц о меде, пчелах, беседы на данную тему.
Оборудование и материалы: фотоэтюд «Бортники», картинки с изображением пчеловодов на пасеке, пейзажи Башкортостана, соты, мед, чай с лекарственными травами.
Ход занятия:
Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку и тогда, я думаю, вы сразу догадаетесь, с чем пойдет речь на нашем занятии:
Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо.
Над цветами летает,
Медок собирает
(Пчела)
Стук в дверь. Пчела заходит: Здравствуйте, ребята!
К цветку, прокладывая путь, жужжу я так натужно,
А ты стремишься увильнуть, руками машешь дружно.
Но мне и дела нет до вас - пришел моей работы час!
Я не страшнее волка старательная пчелка.
Воспитатель: Где пчела, там и мед, а башкирский мед славится не только на всю страну, но и за ее пределами. Ребята, мы с вами уже знаем, что пчелы, как и животные, бывают дикими и домашними. Это единственные насекомые, которые живут рядом с человеком, и он о них заботится
Далее воспитатель делит детей на две подгруппы, одна - дикие пчелы, другая - домашние. Домашние пчелы расскажут, как им живется рядом с человеком, а дикие расскажут домашним, как живут они.
Воспитатель: Пчелки (обращается к домашним пчелам), где вы живете?
Ребенок: Мы живем в домике, который называется улей. Его нам сделал человек. В одном улье живет одна пчелиная семья. Летом мы живем на пасеке, где много липы, цветов, подсолнухов - растений медоносов. На зиму нас переносят в теплый подвал, ухаживают за нами пчеловоды.
Воспитатель: А как живется диким пчелам?
Ребенок: Мы живем в дупле. Рой всегда живет в одном месте, зимуем мы в этом же дупле.
Воспитатель: Каковы еще ваши отличия?
Ребенок: Мы, домашние пчелы, крупнее диких, и меда носим больше, но чаще болеем.
Ребенок: А мы дикие выносливее, мед носим даже в плохую погоду. Летом, когда мы размножаемся (роимся) отделяется новый рой - он находит для себя свободное дупло, иногда нам в этом помогает человек. Он выдалбливает в дереве дупло, и сажает туда новый рой. Такой человек называется - бортник, сбор дикого меда - бортничество.
Ребенок: А нам пчеловод в это время готовит новый улей. И новый рой живет там.
Воспитатель: Пчелки труженицы, куда же вы носите свой мед?
Ребенок: Нам, домашним пчелам, человек вставляет в улей рамки с сотами (ребенок показывает их), мы их растягиваем и носим туда мед.
Ребенок: А мы сами делаем соты.
Воспитатель: Кто главный в пчелиной семье? (Пчела - матка, она хозяйка улья).
Воспитатель: Для чего нужен мед?
Ребенок: Для нас, пчел, это пища, а для человека - мед это ценный продукт питания, а также лечебное средство от многих болезней.
Вопитатель: Пчелки (обращается к диким), у вас есть враги?
Ребенок: У нас их много - медведь, лесные пожары, а бывает и плохие люди.
Воспитатель: Давайте вспомним пословицы и поговорки о меде и пчелах:
1. Мед собирается по каплям;
2. Пчела приносит и радость и сладость;
3. Любишь мед, люби и хлопоты;
4. Мед исцеляет от многих болезней.
Воспитатель: А теперь, милые пчелки, хотите узнать, почему некоторые из вас стали домашними? А выясним мы это из башкирской народной сказки «Медведь и пчелы».
Воспитатель читает сказку. Затем следует работа над анализом произведения, задаются вопросы по содержанию. Делается вывод.
После прочтения приглашает детей за столы, на чаепитие с чак-чаком.
Ребенок читает стихотворение:
Труженица пчелка
Вьется над цветком
Нектар в нем собирает
Тонким хоботком.
Свою добычу в улей
Работница - пчела,
Пока не село солнце,
Скорее понесла.
Полосочки на тельце,
Прозрачных два крыла
Попьем мы чаю с медом,
Раз трудится пчела.