Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Игра в художественно-творческой деятельности

Дата публикации: 2019-04-21 17:30:26
Статью разместил(а):
Гомзякова Светлана Николаевна

Игра в художественно-творческой деятельности

Авторы: Гомзякова Светлана Николаевна,

Микша Лидия Николаевна,

Максимова Ольга Леонидовна

 

Среди разнообразных видов  творческой  деятельности, которой  любят заниматься дети дошкольного возраста, большое    место занимает изобразительное искусство, в частности детское рисование. По характеру того, что и как ребенок изображает,  можно судить о его восприятии окружающей  действительности, об особенностях памяти, воображения и мышления. В рисунках дети стремятся передавать свои  впечатления  и  знания, получаемые  из  внешнего  мира. Рисунки могут существенно меняться в зависимости от физического или  психического состояния  ребенка  (болезнь, настроение и т.п.). Установлено, что рисунки, выполненные больными детьми, во многом отличаются от рисунков здоровых детей.

Наши наблюдения за поведением детей на занятиях по изобразительной деятельности показали: весьма часто задачи,  которые  ставит  педагог  не отвечают их потребностям  и  интересам. Предлагая детям, скажем, рисовать воздушные шары (II вторая мл. гр.), педагог  хочет научить их изображать округлые формы. Но дети, конечно, не понимают значения этой  программной задами. Это во-первых. Во-вторых, рисовать просто так  многим  совсем не интересно. Конечно, воспитатель может просто  воспользоваться  своим  правом взрослого. И, безусловно, младший дошкольник  не  будет  сопротивляться.  Он займет свое место за столом и покорно будет выполнять все  указания. Однако при этом не проявятся ни интерес, ни старания.

Важно уяснить одно: малышу, как любому человеку, кажется, что  все, что он делает, непосредственно нужно кому-то. Но кому? В каком  мире  смогут найти свое применение яблоки, нарисованные на  бумажных  тарелках?  Короткие мазки,  изображающие  траву.  К  счастью,   такой   мир   существует!   Этот удивительный мир кукол, которые ходят друг  к  другу  в  гости;  там  дружат зайцы,  медведи  и  лисы;  игрушки  посещают  парикмахерскую   и   магазины; обращаются к ребенку за помощью,  если  болеют.  Только  в  этом  прекрасном мире, который называется игрой, ребенок может и  должен  полноценно  жить  и учиться. Если мысленно перенестись в мир  детской  игры,  то  окажется,  что именно эти яблочки и листочки очень нужны. Обитатели игрушечного мира  сразу и с пользой для себя употребят все, что  нарисовал,  слепил  или  вырезал  и наклеил ребенок.

Однако, соединяя мир игры с обучением, педагог осторожно и обязательно соблюдает определенные правила:

Во-первых, ребенок должен знать, что результат его труда  необходим какому-нибудь игровому персонажу (игровыми персонажами мы  называем  игрушки – объемные или плоскостные фигурки животных  –  домашних  и  диких,  птиц). Следовательно, у детей должно появиться желание помочь одному из  обитателей игрового мира.

Во-вторых, для того чтобы привлечь внимание  детей к нуждам  или заботам игрового персонажа, требуются специальные приемы,  которые,  кстати, очень просты и доступны. В начале следует показать тех  персонажей,  которые станут героями  данного занятия  (например,  если  на  занятии  дети  будут учиться рисовать домик для белочки, то показываются  маленькие  игрушки  или плоскостные  фигурки  бельчат,  вырезанные  из  бумаги). Затем кратко, но достаточно убедительно педагог рассказывает, скажем, о том, что эти  игровые персонажи оказались  в  опасном  или  затруднительном  положении:  наступила зима, а у маленьких бельчат нет  домика. Важно, чтобы педагог не только обозначил трудности, но и добился отклика у своих слушателей. По этому он раскрывает всю сложность и опасность. Маленькие бельчата могут погибнуть  от холода, голода и врагов. Но у этих  зверюшек  есть  защитники,  подчеркивает воспитатель, и указывает на ребят. Тем  самым  он  ставит  детей  в  позицию помощников,  защитников,  что  особенно  важно  для  решения  воспитательных задач.

В-третьих, чтобы  дети активно включились в работу, педагог объясняет: для спасения игрового персонажа необходим  именно  тот  предмет, который предстоит нарисовать (слепить, или выполнить  способом  аппликации).

Так, чтобы спасти мышонка,  надо углубить ему норку (заштриховать круг, чтобы не  просматривался  силуэт). Получается: с  одной стороны, помогая мышонку, ребенок играет, а с другой – действует не в воображаемом  плане,  а реально.

Его изобразительная деятельность отличается от игры тем, что  он  не может ограничиться воображаемыми действиями, а обязательно создает  какой-то реальный продукт (рисунок, лепку, аппликацию), т.е.  сам  ставит  задачу,  в решении которой заинтересован педагог. Однако  в  этой  ситуации  возникает одно "но". Ребенок сам рисовать не умеет, ему необходимо  объяснение, показ способов изображения. Именно теперь он заинтересованно и по-деловому (ведь ему  предстоит  все  это  делать!)  будет слушать объяснения педагога и применять их в своей работе.

В-четвёртых, не следует забывать, что дети решают не  учебную, а игровую задачу. Они в мире игры. По этому педагог, если замечает  какие-либо недостатки, предлагает – и только в игровой форме:  "Наташа,  твоей  белочке очень хотелось, чтобы  ее  домик  покрывала  крыша,  которая  спасет  ее  от дождя". Не важно, что за белочку говорит взрослый. Значимо то, что  указания воспитателя не разрушают целостности игрового мира. Они тоже в контексте игровой, а не учебной деятельности.

Но вот занятие закончено, дети пришли к какому-то  результату: нарисовали домик, траву, вылепили кормушки или что-то другое.  Все  это  они рисовали на этот раз для  коровы,  которая  с  нетерпением  ждала  окончания работы. Вот и наступило время. Ели дети не проявили инициативы, воспитатель берет в руки макет животного и проходится им по рисункам детей, т.е.  корова пощипывает вкусную траву и благодарит детей.

Вот это игровое действие весьма важно для процесса обучения. Именно оно рациональное зерно  всей  предыдущей  деятельности,  плюс  положительный результат. Предложенный педагогический процесс – очень важный психологический процесс, от которого во многом зависит успех последующего обучения.

Важное место в художественно-творческой деятельности  дошкольников занимает музыка. Детям  доставляет  удовольствие  прослушивание  музыкальных произведений,  повторение  музыкальных   рядов   и   звуков   на   различных инструментах. В  этом  возрасте  впервые  зарождается  интерес  к  серьезным занятиям  музыкой, который в дельнейшем может перерасти   в   настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального  дарования. Дети  учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности.

Ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия форм межличностного  сотрудничества, как  дошкольный,  поскольку  он  связан   с необходимостью развития самых  различных  сторон  личности  ребенка. Это  – сотрудничество со сверстниками, со взрослыми, игры, общение и совместный труд. На протяжении  дошкольного  детства  последовательно  совершенствуются следующие  основные  виды  деятельности  детей: игра  –  манипулирование  с предметами,   индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое  творчество, игры-соревнования, игры-общения, домашний труд.

Примерно за год или два до поступления в  школу  к  названным  видам деятельности добавляется еще один – учебная деятельность, и ребенок  пяти-шести лет практически оказывается вовлеченным по меньшей  мере в семь-восемь различных видов деятельности видов, каждый из  которых специфически интеллектуально и морально его развивает.

.  .  .