Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста
Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста
Автор: Копытова Надежда Сергеевна
МБДОУ «Детский сад № 338», г. Самара
Ежегодное обследование состояния устной речи воспитанников дошкольных образовательных учреждений показывает, что примерно у 80% детей речь развита недостаточно.
Давно известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Об этом говорили еще восточные мудрецы. Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что для развития речевой и высшей нервной деятельности ребенка важное значение имеет движения пальцев и кистей рук, что тренировка пальцев рук стимулирует развитие речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга.
Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга [6, с. 56]. Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. Она отмечала, что каждое движение ребёнка – это ещё одна складочка в коре больших полушарий.
Известно, что в последние 5–10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Родители меньше говорят со своими детьми, потому что очень заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (телепередачи, аудио- и видеозаписи) [2, с. 27].
Эта проблема и подтолкнула меня к рассмотрению темы «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста». Цель: развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе реализации комплекса пальчиковых игр.
Задачи:
1) изучить и проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу по данному вопросу;
2) разработать комплекс пальчиковых игр;
3) создать условия для повышения педагогической компетенции семей воспитанников;
4) выявить результативность реализации комплекса пальчиковых игр.
Я обратилась к исследованиям современных педагогов: «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Л.П. Савиной [4], «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Е.А. Янушко [3], «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет» С.О. Ермаковой [6], «Пальчиковая гимнастика» Е. Ю.Тимофеевой [5].
На всех этапах жизни ребенка движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период – до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать у ребенка все психические процессы, в том числе и речь. Развитию речевых центров головного мозга способствует пальчиковая гимнастика. Она является эффективным способом развития речи у детей младшего возраста.
Для маленьких детей развитие мелкой моторики очень важно. Малыши, которые рано начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, раньше развиваются, начинают быстрее говорить, их речь становится более связной и эмоциональной [1, с. 138].
История существования пальчиковых игр исчисляется столетиями. Пальчиковые игры представляют собой культурное наследие народа. С малых лет детей учили играть в «Ладушки», «Со-року-белобоку», «Козу рогатую». Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращенной речи, активизировать работу пальцев рук, что, в свою очередь, имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, в том числе и речи.
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза». Они дают ребенку возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.
Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, поэтому их можно разделить на группы и определить их назначение.
1. Игры-потешки: «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка», «Пальчики пошли гулять» (ребенок поочередно загибает каждый пальчик). Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого.
2. Пальчиковый театр. Последовательность усложнения постановок для пальчикового театра представлена в его видах: а) театр «топотушек» (пальчиковые куклы надеваются на детские пальчики, совершающие «топающие» движение по горизонтальной поверхности); б) перчаточный театр, в котором пьесы разыгрываются с помощью перчаточных кукол. В рамках такой работы решаются задачи на координацию движений пальцев рук, на развитие движений всех пальчиков, умений совершать различные движения; в) театр пальчиков – собственно пальчиковый театр, в котором театральный сюжет разыгрывается посредством пальчиковых кукол; г) теневой театр – очень яркий и зрелищный вид пальчикового театра, в котором движения рук человека, находящегося за ширмой с источником света, создают причудливые изображения; д) театр марионеток, или театр низовых кукол. Куклы-марионетки управляются кукловодом, в чьих в руках находятся специальные нити, с помощью которых осуществляется управлением движением кукол.
Интересный материал для занятий пальчиковыми играми представлен в книге С.О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет» [3], в которую включены различные игры для развития мелкой моторики пальцев рук ребенка: занятия с пластилином, бумагой, крупой, природными материалами, нитками, конструирование и др.
Пальчиковые игры я легко включаю в структуру режимных моментов в ДОУ. Их можно использовать во время умывания, одевания и раздевания, в различных видах деятельности (изобразительной, математической, трудовой).
Я провела с воспитателями семинар-практикум «Влияние мелкой и общей моторики на речь детей младшего дошкольного возраста».
Стараюсь также использовать разнообразные формы работы с родителями, такие как индивидуальные беседы, консультации, во время которых объясняю, что надо учить ребенка манипулировать предметами, что среди его игрушек обязательно должны быть такие, как пирамидки, строительный материал, шнуровки, вкладыши, конструктор и т.п.
Таким образом, организованные движения пальцев рук, активность пальцев действительно обладают широким спектром возможностей для развития не только самой мелкой моторики, но и психических функций – сенсорных и речевых. Для развития мелкой моторики используются пальчиковая гимнастика и пальчиковый массаж, но лучше, если активность пальцев ребенка будет представлена в структуре игры, где в мнимой, воображаемой ситуации обязательно происходит построение какого-либо образа, который ребенок будет исполнять либо режиссировать.
Литература:
1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 2006. С.138.
2. Емельянова Н.В. Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. 2016. № 2. С. 18–27.
3. Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет. М., 2011.
4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. М., 2005.
5. Тимофеева Е.Ю. Пальчиковая гимнастика. М., 2011.
6. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. М., 2011. С. 56