Профилактика речевых нарушений в режимных моментах в санаторном детском саду
Профилактика речевых нарушений в режимных моментах в санаторном детском саду
Автор: Егорова Наталья Северьяновна
Детский сад № 56 «Пушинка» санаторного типа для детей с повышенным риском заболеваемости туберкулезом, детей, перенесших это заболевание или имеющих непосредственный контакт с больными. За годы работы построена система оздоровления детей, которая включает в себя профилактические мероприятия: проветривание, воздушный режим в детском саду, прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, воздушные ванны, босохождение, контрастное обливание, «Дорожка здоровья», дыхательная гимнастика после сна, точечный массаж, полоскание носоглотки, физиолечение, ЛФК, лечебная дыхательная гимнастика и тд. Коррекционно-логопедическая работа на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах. Работа строится с учетом внутреннего расписания ДОУ, поэтому возникла необходимость во взаимодействии воспитателя и логопеда в коррекционной работе. Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы.
Цель: Профилактика речевых нарушений и повышение эффективности коррекционно-логопедической и здоровьесберегающей работы в детском саду.
Задача: Изучить новые действенные и обменяться имеющими формами взаимодействия в условиях круглосуточного пребывания детей.
В рамках реализации комплексного подхода в профилактике речевого нарушения у детей санаторных групп круглосуточного пребывания используются разнообразные системы работы:
- Перед или после дыхательной гимнастики детям предлагаются на выбор самодельные пособия для развития воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков.
- Перед чисткой зубов, предлагается детям легкий массаж губ и языка зубной щеткой. Легкое постукивание щеткой по губам и щекам. Язык поглаживаем тыльной стороной щетки. Если язычок нужно расслабить, то –движения должны быть от центра к краям, а если язычок вялый и тонус снижен - направление движений от периферии к центру. При массаже губ и языка существуют противопоказания, это любые ранки, инфекции ротовой полости, герпес, трещинки, а также неприятные ощущения у ребенка во время массажа.
- Самомассаж перед точечным массажем прекрасно расслабляет и снимает физическое, эмоциональное напряжение. Самомассаж сопровождается текстом из книги О. И. Крупенчук:
«Ручки растираем и разогреваем
И лицо теплом своим мы умываем
Грабельки сгребают все плохие мысли
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро …».
- Утренняя артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядки, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица и гибкость частей речевого аппарата. Используется хорошая знакомая детям книжка Н.В. Нищевой «Веселая артикуляционная гимнастика».
- Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук улучшают двигательную активность, координацию и точность движений рук, содействуют нормализации речевой функции. Их выполняют на занятиях или после дневного сна. Упражнения для развития мелкой моторики следует освоить в первую очередь, обучая детей выполнять их как правой, так и левой рукой, вовлекая в работу все пальчики. Используются упражнения Т.А. Ткаченко: «Замок», «Ворота», «Цветок», «Собака» (1 вариант), «Зайчик», «Кошка» и др. Из книги В.В. Цвынтарного «Играем пальчиками и развиваем речь»: «Домик», «Очки», «Лодка», «Стул», «Стол», «Собака» (2 вариант), «Мышка», «Лошадка», «Петушок», «Курочка», «Птичка» и др.
- При босохождении на «Дорожках здоровья» детям предлагается протяжно произносить гласные, согласные звуки и слоги. При использовании упражнения на координацию речи с движением развивается физиологическое и речевое дыхание, активизация речевых процессов, формирование слухового внимания, воспитание чувства ритма и темпа, становление координации общих движений и тонких пальцев рук.
Например: звук «Л» – «Самолет летит» дети руки разводят в стороны на уровне плеч.
Звук «Ш» - «Змея шипит», руки соединены в ладонях перед собой, как голова змеи.
Звуки «З» и «Ж» - «Летит комарик» или «Летит жук», дети сгибают руки в локтях и машут только кистями рук и тд
Все виды заданий проводятся в игровой форме и должны вызывать только положительные эмоции у детей, приносить радость и удовольствие. Все задания выполняются в режимном порядке по всем правилам гигиены и под наблюдением воспитателя и логопеда.
Таким образом, внедрение логопедических технологий в профилактические мероприятия детского сада позволяют улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей.
Литература:
1. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи.- СПб.: Литера, 2014.
2. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – (Библиотека логопеда).
3. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика.- СПб.: Детство-Пресс, 2014.