Театрализованные игры как метод коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Театрализованные игры как метод коррекционной работы с детьми с ОВЗ
(группа коррекционной направленности с детьми ЗПР)
Автор: Егошина Галина Васильевна
МКДОУ «Детский сад № 21» Еманжелинского района Челябинской области
Во вступившем в силу 1 сентября 2013 года федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации) в статье 64 прописано, что «... дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». «Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности …»
В соответствии с требованиями федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Стандарт утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями».
Дошкольный возраст в ФГОС ДО рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, коммуникативной, изобразительной, игровой и др.
Вопросам обучения и воспитания детей с различными отклонениями в развитии сегодня уделяется большое внимание. Эта тенденция определена заметным ростом количества детей, имеющих врожденные или приобретенные дефекты развития. Проблемы здоровья детей и своевременной коррекции находятся теперь не только в поле зрения медицины, но и системы образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и коррекцию нарушений развития, для которых должны быть созданы необходимые условия. Дети с ОВЗ нуждаются в максимально раннем выявлении проблем в развитии, чтобы эффективно решить или смягчить их в наиболее благоприятные для этого сенситивные периоды
Следовательно, для особого ребенка требуется индивидуально-дифференцированный подход в обучении, воспитании и развитии.
Работая в группе коррекционной направленности для меня стала интересна тема по самообразованию "Театрализованная деятельность как метод корреционной работы с детьми с ОВЗ."
Актуальность этой темы связана с тем, что в наши дни существует достаточно много эффективных методов коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей дошкольного возраста с ОВЗ. Театрализованная игра является наиболее эффективным методом коррекционной работы, поскольку происходит социализации детей с дошкольного возраста ОВЗ в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития. Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Коррекционная направленность данного вида деятельности основана на возможностях детей дошкольного возраста с ОВЗ проецировать в игровую деятельность социальные связи и личностные взаимоотношения, в которых дети не могут принять непосредственного участия в реальных ситуациях.
Театрализованная деятельность имеет терапевтическую направленность, помогая данной категории детей в развитии восприятия, образного мышления, речи и способствует эмоциональной адаптации.
Мой опыт работы заключался в изучении теоретических и практических аспектов проблемы использования театрализованной игры как метода коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (на примере детей с ЗПР).
Мною были определены педагогические условия организации театрализованных игр для детей дошкольного возраста с ЗПР.
Мною были подобраны методы и приемы коррекционной работы средствами театрализованных игр детей дошкольного возраста с ЗПР.
Таким образом, мой опыт работы основан на том,что театрализованные игры будут способствовать более эффективной коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ если:
- создана развивающая предметно-пространственная среда для организации театрализованных игр с детьми с ЗПР;
- используются эффективные методы обучения театрализованным играм детей дошкольного возраста с ЗПР;
- осуществляется взаимодействие всех участников образовательных отношений при организации театрализованных игр с детьми дошкольного возраста с ЗПР.
Работая над своим самообразованием по выбранной мною теме, я:
1) Изучила психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2) Выявила особенности использования театрализованных игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР.
3) Провела педагогическую диагностику.
4) Разработала календарно-тематическое планирование по проведению коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР средствами театрализованных игр.
Изучение психолого-педагогической и методической литературы показывает, что в педагогике роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста отмечали зарубежные и отечественные педагоги.
В дореволюционной педагогике вопросами театра занимались Белинский, Гоголь, Герцен, Островский, Ушинский. В советское время: Луначарский, Крупская, Макаренко, Станиславский. Определение «игра» давали многие исследователи. По мнению М.Г. Ярошевского, К.С. Станиславского, А.В. Петровского, игра - это «форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры». В дошкольный период она является основным видом деятельности ребенка и оказывает большое влияние на его психическое развитие (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.).
В своей концепции В.В. Зеньковский подчеркивал особую роль игры в детстве. В игре ребенок активен, он фантазирует, воображает, творит, переживает, создавая образы, которые всплывают в сознании и которые служат средством выражения эмоциональной сферы, а сама игра служит целям телесного и психического выражения чувств ребенка. В.В. Зеньковский утверждает, что «мы не потому играем, что мы дети, но для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства согласно этой формуле заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время, не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства, не уводя от реальности, они ослабевают прямое с ней взаимодействие путем введения в игру работы фантазии».
Значение и специфика театрального искусства и его произведений заключаются в одномоментности, коммуникативности, живого воздействия художественного образа на личность (В.К. Вилканас, Л.Я. Дорфман, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович, С.Х. Раппопорт, А. Солиев). Поэтому роль театра в эстетическом развитии дошкольника является неоценимой, что доказано в исследованиях А.М. Виноградовой, С.И. Мерзляковой, Е.Л. Трусовой. В процессе восприятия художественного произведения у детей возникает особый вид познания в форме эмоциональных образов (Л.И. Борисович, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович). В них, с одной стороны, отражается внешняя, экстерацептивная, картина окружающего мира, с другой стороны, интерацептивный компонент в виде ощущений и представлений придает эмоциональному образу побудительный, активизирующий характер, отражения окружающей действительности.
Эстетическое восприятие детей, в том числе восприятие театра, не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности. Ребенку-дошкольнику доступна внутренняя активность содействия, сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.С. Славина, Л.Г. Стремкова и др.).
Дошкольники обладают способностью понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер (Л.П. Бочкарева, А.И. Берлычева, Л.Г. Стрелкова). Это позволяет использовать театрализованную игру в нравственном воспитании детей, когда разнополярные эталоны становятся для ребенка значимыми не только при соотнесении себя с положительными персонажами, но и с отрицательными, непривлекательными (С.Н. Карпова, Л.Г. Лыскж, С.Г. Якобсон). Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношения к событиям и поступкам, имеющим значение не только для ребенка лично, но и для окружающих (А.А. Бодалев, Я.З. Неверович), что квалифицируется как эмпатия, или сочувствие и содействие сверстникам и взрослым (Л.И. Божович, Т. Рибо, Л.Г. Стрелкова).
Для театральной исполнительской деятельности характерны непроизвольная и произвольная эмоциональная экспрессия (К. Изард) и эмоциональные действия (Я. Рейковский), которые выражаются в мимике, интонации, тембре, дикции, ритме, вибрато голоса) (Л.Я. Дорфман, К.С. Станиславский). Причем выразительное движение или действие способно не только выражать уже сформированное переживание, но и совершенствовать его (С.Л. Рубинштейн).
Театрализованная игра-деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности и т.п. (Л.В. Артемова, Л.С. Выготский, Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, Д.Б. Эльконин и др.). Это говорит о широком развивающем потенциале театрализованной игры.
«Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении». Л.С. Выготский.
Особенности общения детей с ЗПР рассматривали такие отечественные психологи, как Артемьева Т.П., Васильева Е.Н., Дмитриева Е.Е., Защиринская О.В., Карпова Г.А, Слепович Е.С., Тригер Р.Д., и др. Дети с ЗПР – это дети с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящиеся в условиях социальной депривации.
Это дети, у которых нарушен нормальный темп психического развития, проявляющийся в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности не соответствуют его возрасту). Нарушения эмоционально-волевой сферы (агрессия, бегство, отрицание трудностей и неадекватная оценка реальной ситуации) затрудняют процесс общения. Положение о решающей роли общения в психическом развитии ребенка было выдвинуто Выготским Л.С., который неоднократно подчеркивал, что «психологическая природа человека представляет собой совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры». Общение является необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
Маркова Л.С. отмечает, что у детей с задержкой психического развития наблюдаются бедность мимики, слабость и недифференцированность эмоций. Нарушения выразительности движений, неумение правильно показать свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и с взрослыми.
Театрализованная игра как метод, весьма эффективна в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР. Благодаря комплексной деятельности, которая сочетает пение, движение, драматургию, музыку, художественно-изобразительное творчество, любой ребенок может проявить себя, компенсируя свои недостатки.
Для повышения эффективности коррекционной работы с детьми внедрение в практику работы данного направления чрезвычайно перспективно. Ребенок, усваивая свою роль в игре, попадая в конкретную этническую среду, проявляет активность и заинтересованность в участии в театрализованной деятельности. Игра оказывает самое значительное влияние на развитие ребенка, именно в ней дети учатся полноценному общению. Игровая роль помогает ребенку понять своего партнера, управлять своим поведением и раскрыть коммуникативные способности. Игра в театр начинается с создания игровой ситуации. Любая игра, в частности театрализованная, нуждается в правилах с целью сохранения игрового пространства и отграничения игры от реалий повседневности.
Театрализованные игры позволяют перевоплотиться в другой образ, представить себя перед другими совершенно иным человеком, познать себя самого как творческую личность в фокусе особого внимания. Театрализованные игры создают непосредственный межличностный контакт, который оказывается решающим для стимулирования эмоционального и языкового развития детей с ОВЗ.Театрализованная деятельность детей с ЗПР способствует развитию всех компонентов речи: словарного запаса, грамматического строя речи, способствует речевой активности детей. Театрализованная игра позволяет ребенку эмоционально раскрепоститься, способствует снятию зажатости, обучению чувствованию и художественному воображению, фантазированию и сочинительству. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.C.Выготский) [6].
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка. Участвуя в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством, драматизация, или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. В процессе коррекционного воздействия на детей с ЗПР в театрализованной деятельности отмечается положительная динамика в формировании разных видов художественной деятельности, особенно в театрализовано - игровой, а также в образно-ролевых играх (Е.А. Медведева).
Театрализованные игры и упражнения обогащают ребенка знаниями, правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми, происходит связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности, эмоциональности.
Театрализованные игры как один из видов театрализованной деятельности имеют большое коррекционное значение для разностороннего, универсального развития детей с ЗПР. (Артемова Л.В., Выготский Л.С., Карпинская Н.С., Мерзлякова С.И., Миланович Л.Г., Стрелкова Л.Г.). Эту важную значимость можно рассмотреть в следующих аспектах:
Осуществляется эмоциональное развитие:
- дети знакомятся с чувствами, настроениями героев,
- осваивают способы внешнего выражения чувств,
- осознают причины того или иного настроения.
В речевом развитии:
- у детей совершенствуются диалоги и монологи,
- осваивается выразительность речи;
- ребенок самовыражается и самореализуется.
Таким образом, театрализованная деятельность ребенка дошкольного возраста с ЗПР, способствуя развитию, стимулирует коррекцию многих психических процессов, совершенствует пластичность тела, реализует потребность в творческой активности, создает предпосылки для обогащения творческих способностей, обеспечивает укрепление здоровья, преодоление имеющихся отклонений в эмоционально-поведенческой и познавательной сферах.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья после общения с театром дает качественные изменения в своем развитии: у него проявляются положительные изменениями в эмоциональной и познавательной сферах, развивается связная речь, формируется уважительное отношение детей друг к другу, развивается чувство коллективизма.
В своем опыте работы я проанализировала особенности использования театрализованной игры в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР.
Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы коррекционной педагогики и психологии, связанные:
- с художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности;
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка с ЗПР, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, что необходимо в коррекционной работе с детьми с ЗПР поскольку у них присутствует слабость и недифференцированность эмоций.
Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению ребенка; создаёт условия для социализации, что важно в работе с детьми с ЗПР, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста с ЗПР средствами театрализованных игр способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека; формированием навыков взаимного общения, коллективной работы, которые изучает театральная педагогика).
Театрализованная игра как метод коррекционной работы с детьми ЗПР является эффективным средством социализации детей в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети с ЗПР знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят детей с ЗПР перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу детей с ЗПР, заставляют его сочувствовать персонажам.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку с ЗПР решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость
Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста. Например, педагоги Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова рассматривают:
- настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);
- стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);
- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);
- верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);
- напольные куклы (марионетки, конусный театр);
- театр живой куклы (театр с " живой куклой", ростовые, люди-куклы, театр масок, танта-морески).
Например, Г.В. Генов так классифицирует виды театров для дошкольников:
- картонажный;
- магнитный;
- настольный;
- пяти пальцев;
- масок;
- ручных теней;
- "живых теней";
- пальчиковый теневой;
- книжка-театр;
- театр кукол для одного исполнителя.
Эти разновидности театрализованных игр, отличаются художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.
Иногда дети выступают как настоящие артисты-кукловоды, в такой игре обычно используются два рода театральной игрушки. Первый - типа Петрушки - театр Петрушки (в практике часто называется театр бибабо), где используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма - большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Показывается спектакль из-за ширмы: кукловоды держат кукол над головой.
Игра-драматизация или театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).
Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей с ЗПР развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии.
Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает личностность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе. В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. В такого рода, играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней.
Внедряя свой опыт работы на практике, в процессе театрализованных игр у детей моей группы:
- расширились и углубились знания об окружающем мире;
- развивались психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
- стимулировались мыслительные операции;
- происходило развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного;
- активизировался и совершенствовался словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;
- совершенствовалась моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
- развивалась эмоционально-волевая сфера;
- происходила коррекция поведения;
- развивалось чувство коллективизма, ответственности друг за друга;
- участие в театрализованных играх доставляло детям радость, вызывало активный интерес, увлекало их.
Я старалась соблюдать следующие правила подготовки к спектаклю:
- не перегружать детей;
- не навязывать своего мнения;
- предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях.
Моя система работы по организации театрализованной деятельности включает следующее:
1) построение развивающей предметно-пространственной среды;
2) перспективное планирование и реализацию: занятий по театрализации, театрализованных представлений, развлечений, проектной деятельности;
3) взаимодействие с педагогами;
4) работу с детьми;
5) заимодействие с родителями.
Поэтому я учитывала, что предметно-пространственная среда - основа самостоятельного творчества каждого ребенка. Соблюдение принципов построения развивающей игровой среды соответствие возрастным и индивидуальными особенностями детей, выполнение правил техники безопасности, эстетическое оформление игрового оборудования.
Подготовка к театрализованной деятельности детей проходила в несколько этапов. Вначале я старалась выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Одно из главных условий - мое эмоциональное отношение к читаемому. При чтении детям я старалась проявить не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств . Для детей с ЗПР это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.
Моя роль в организации и проведении таких игр заключалась в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие решаемые задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его умственных способностей, его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Старалась осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Исходя из опыта работы стало понятно, что взаимодействие всех участников образовательных отношений очень велико. Логопед помогала разучивать текст и корректировала речь детей с ЗПР, занятых в постановке. Педагог коллега помогала организовывать условия постановки и показа сказки зрителям (детям, сотрудникам, родителям). На занятиях музыки для обыгрывания ролевых образов подбирали определенные музыкальные инструменты. Музыкальный руководитель подбирают роли, соответствующие уровню развития детей, которые они в состоянии проиграть или изобразить с помощью инструмента. Итогом разучивания инсценировки явилось публичное выступление перед родителями, педагогами. На занятиях музыкой мы вместе с музыкальным работником часто использовали элементы театрализованной игры, благодаря чему дети охотно выполняли двигательные упражнения, превращаясь в персонажей.
В нашей группе "Теремок" организован уголк для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках.
В уголке располагаются:
- различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др.;
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, места для зрителей, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую крепятся фигурки-персонажи и декорации. К такому виду относятся: театр на фланелеграфе (доске, обтянутой тканью). Для организации такого вида деятельности мы взяли изготовленный самостоятельно фланелеграф и фигурки-персонажи многих художественных произведений, на которых с обратной стороны прикрепили липучки. Таким образом, по мере развития сюжета, ребенку предлагается прикреплять необходимые фигурки на фланелеграф.
Магнитный, представляет собой, по сути, то же самое, что и предыдущий вид, только используется металлическая доска, а на фигурки прикрепляются магнитные полосы вместо липучек.
Теневой театр в нашей группе - самый загадочный и необычный для восприятия детей. Для организации этого вида театра мы изготовили экран (натянутая вертикально белая ткань), фонарь, картонные фигурки черного цвета. Вместо игрушечных персонажей, тени можно создавать непосредственно кистью руки и пальцами. Такой вид называется «театр живых теней».
Настольный театр. Название такого вида театра говорит само за себя — игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности. Мы изготовили с детьми бумажный (картонный) театр Мы готовый театр нашли в детском журнале — вырезали и собрали все необходимые детали.
Театр из природного материала, например, шишек, каштанов, желудей и др. мы удобно разместили таких персонажей в ящике с песком. Привлекали родителей для изготовления макетов для театра из природного материала.
«Наручный» театр. К данному виду относится театрализованная деятельность, для проведения которой требуются такие атрибуты, как пальчиковые куклы или игрушки — «перчатки». Для нашего пальчикового театра мы изготовили импровизированный занавес ширму, кулы вязанные на пальчики детей родителями, но и мои воспитанники также приняли активное участие в создании персонажей.
Мы изготовили пальчиковые куклы из картонных конусов. Важно отметить, что пальчиковый театр, помимо иных достоинств, эффективно развивает мелкую моторику детей дошкольного возраста с ЗПР, что, в свою очередь, непосредственно влияет на формирование речи детей.
Большую популярность приобретает театр «Би-ба-бо». В принципе, это тот же «перчаточный», так как куклы одеваются на руку. Отличие состоит лишь в том, что используется высокая ширма и, таким образом, персонажи демонстрируются зрителям на уровне выше роста кукловода.
Не менее интересным мы изготовили театр ложек в нашей группе. Для этого нам понадобилась алюминиевая ложка. На выпуклой ее части рисуется лицо персонажа, а на ручку одевается одежда сказочного героя. Во время постановки детского спектакля дети-кукловоды держат персонажей из ложек за ручку.
В своей группе мы организовали «живой» кукольный театр. Мы использовали театр масок и костюмов, так как он подходит для детей любого возраста, учитывая что моя группа разновозрастная. Даже самые маленькие воспитанники смогли «перевоплотиться» в героя сказки.
Для того чтобы организовать театрализованную деятельность с дошкольниками, нам потребовались различные атрибуты. Предложив детям самим изготовить необходимый инвентарь для театрализации сказки я старалась не только разнообразить учебный процесс и повысить мотивацию к трудовой деятельности, но и реализовать основные образовательные и воспитательные цели. Дошкольникам очень нравится изготавливать самостоятельно из необычных материалов кукол-персонажей для театрализованных игр. Например, театр из бумаги — это самый простой и быстрый способ самодельного изготовления персонажей. Мы использовали деревянные палочки от мороженого, диски, фольгу, цветную самоклеящуюся пленку, киндер - яйцо.
Таким образом , мне необходимо было не только правильно провести театрализованную игру, но и методически верно продумать подготовительные этапы работы с детьми.
В своей работе я поддерживалась следующих методов театрализованной деятельности:
1) Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге;
2) Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей;
3) Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
Мною были использованы методические приемы:
- Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить;
- Анализ сказки на основе наводящих вопросов с целью выделения детьми героев с различными чертами характера;
- Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды;
- Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик;
- Выполнение детьми заданий по созданию«предлагаемых обстоятельств»для описания обстановки и ситуаций, в которых развиваются события;
- Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.);
- Проигрывание отрывков из сказок, передающие различные черты характера героев сказки;
- Проигрывание этюдов (сценки из жизни, передающие черты характера различных знакомых людей;
- Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в этой ситуации?»);
- Разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и др.).
Средства обучения театрализованной игре я использовала такие, как:
- Специальные театральные этюды и упражнения
- Игры на превращения;
- Игры на действие с воображаемыми предметами или на память физических действий;
- Ритмопластика;
- Игры на развитие двигательных способностей;
- Ритмический этюд;
- Музыкально-пластические импровизации;
- Жесты;
- Артикуляционная гимнастика: зарядка для губ, зарядка для шеи, зарядка для языка.
- Упражнения на дыхание;
- Сочини сказку;
- Придумай диалог;
- Расскажи сказку от имени героя или от своего имени
В своей работе я взяла за основу следующие правила драматизации для детей с ЗПР:
Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают засвоего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.
Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.
Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием с детьми обсуждается, «проговаривается» каждая роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.
На занятиях теактрализованной деятельностью я старалась использовать разнообразные виды деятельности: музыкально – ритмические движения, пение, слушание аудиозаписей, просмотр видеозаписей, изобразительная деятельность, игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей, игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Кроме того, настольный, плоскостной и объемный кукольный театр (бибабо, пальчиковый) способствовали снятию эмоционального напряжения воспитанников, появлению желания взаимодействовать друг с другом. Итак, интеграция осуществлялась через режимные моменты, через воспитательные мероприятия и, что самое важное, через неформальное общение друг с другом. Во время проведения описанных мероприятий дети становились более терпимыми по отношению друг к другу.
Я считаю,что достижениями проводимого мною коррекционного обучения явилось повышение способности детей с ЗПР к продуктивному обучению и общению. Думаю, что перспективы такой работы являются эффективными и интересными как для специалистов, так и для всех участников образовательного процесса.
Таким образом, театрализованная деятельность в коррекционной работе с детьми помогла решению целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка дошкольного возраста с ЗПР.
В сфере познавательного развития:
- развитие разносторонних представлений о действительности;
- наблюдение за явлениями природы, поведением животных;
- обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития пространственных представлений, творчества, интеллектуальной инициативы;
- развитие памяти, предвосхищающего воображения, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
В сфере социального развития:
- формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
- воспитание культуры познания взрослых и детей;
- воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;
- развитие эмоций.
В сфере речевого развития:
- содействие развитию монологической и диалогической речи;
- обогащение словаря, образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов;
- владение выразительными средствами общения.
В сфере эстетического развития:
- приобщение к высокохудожественной литературе;
- развитие таких форм воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа;
- приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
- создание выразительного художественного образа;
- развитие пространственного воображения как основы проектного мышления, творческого замысла, прогнозирование результата;
- организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;
В сфере развития движений:
- согласование действий и сопровождающей их речи;
- развитие умения воплощать в творческом движении настроение, характер, и процесс развития образа;
- поддержка становления музыкально-двигательной импровизации в этюдах, выразительного исполнения основных видов движений. Таким образом, на основе театрализованной деятельности мною были реализованы многие коррекционные задачи в воспитании, развитии, обучении детей дошкольного возраста с ЗПР.