Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе

Дата публикации: 2019-03-28 18:00:13
Статью разместил(а):
Кравец Ирина Николаевна

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе

"Петушок и бобовое зернышко"

Автор: Кравец Ирина Николаевна

 

Программное содержание: Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторять отдельные слова и фразы из текста. Познакомить с зерновой культурой – бобами. Ввести в активный словарь детей слова: боб, бобы, бобовое зернышко. Добиваться четкого произношения звуков в слогах и фразах. Развивать связную речь, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать интонационную выразительность речи.

Оборудование: Игрушки «Петушок» и «Курочка», корзинка. Бобы и горох, блюдца.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Встаём с детьми в круг и говорим:

         С добрым утром, глазки!   

         Вы проснулись?  

         С добрым утром, ушки!  

         Вы проснулись?  

         С добрым утром, ручки!  

         Вы проснулись?  

         С добрым утром, ножки!  

         Вы проснулись?  

         Глазки смотрят.  

         Ушки слушают.  

         Ручки хлопают.  

         Ножки топают.  

         Ура, мы проснулись!         

2. Основная часть.

Воспитатель: Отгадайте загадку.

Красный гребешок,

Рябенький бочок.

Рано встаёт, голосисто поёт,

Деткам спать не даёт.

Воспитатель. Верно, петух! (Показывает игрушку петушка)

Ребята, в каких сказках можно встретить петушка?

(«Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зернышко») 

Воспитатель. Правильно, молодцы! Давайте вспомним, какой петушок в сказке «Заюшкина избушка»? (Смелый, храбрый, отважный.)

Воспитатель. Верно, а в сказке «Кот, петух и лиса» какой петушок? (Непослушный, любопытный.)         

Воспитатель: Ребята, петушок к нам пришел, а где же курочка? Позовите ее. (Дети зовут курочку. Воспитатель берет игрушку из корзинки и сажает рядом с петушком, дает возможность детям рассмотреть обе игрушки и заметить различия).   

Петушок такой же, как курочка? Хвост у петушка большой, а у курочки?  

(Маленький.) У петушка гребешок большой, а у курочки? (Маленький.)

Как петушок кричит? (Ку-ка-ре-ку!), а курочка? (Ко-ко-ко!)

Петушок-это папа, а курочка? (Мама) А вместе они - семья. Кто же их дети? (Цыплята.)

Попробуйте произнести звук как цыплята. (Пи-пи-пи)

Теперь я вас превращаю в цыплят: «Снип – снап – снурре – пурре – базелюрре» 

Воспитатель: Ну,что мои цыплятки хотите послушать сказку? Сказка называется «Петушок и бобовое зернышко».

 

Чтение сказки.

Воспитатель:

1. Ребята, понравилась вам сказка «Петушок и бобовое зернышко»? (да, понравилась)

2. Ребята, о ком эта сказка? (о курочке и петушке)

3. Что произошло с петушком? Почему так случилось?

4. Какие слова говорила курочка петушку, когда просила его не торопиться?

(Петя, не торопись. Петя, не торопись). Нескольким детям предлагается взять в руки игрушку «Курочка» и произнести эту фразу. Затем ее произносят все дети хором.

5. О чем курочка просила коровушку? Как она просила? (Коровушка, голубушка, дай скорее молока). Скажите так же. Нескольким детям предлагается взять в руки игрушку «Курочка» и произнести эту фразу. Затем ее произносят все дети хором.

6. Кто-нибудь отказал курочке в ее просьбе? Все, как могли, помогали курочке достать маслица.

7. Смогла ли курочка вылечить петушка? (Да). А почему смогла? (Потому что ей помогали, и курочка знала, чем помочь петушку).

Так какая Курочка? (Вежливая, добрая, заботливая.)    

8. Чему учит эта сказка? (Эта сказка учит всех не торопиться во время еды . А еще – помогать тому, кто попал в беду)

9. Ребята, как вы думаете эта сказка добрая или злая? ( Добрая) 

10. Ребята, кто написал эту сказку?

Эта сказка русская народная, её придумал русский народ.

Воспитатель. Ребята, вспомните, как Курочка обратилась к Корове? (Коровушка, голубушка, дай скорее молока.)

Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Назови ласково». Я буду называть слова, а вы повторите их ласково:

зерно – (зёрнышко), петух – (петушок), курица – (курочка), хозяйка – (хозяюшка), масло – (маслице), корова – (коровушка), дом – (домик), забор – (заборчик),елка – (елочка).

 

Физкультминутка:

Петушок, петушок,    Дети стоят, руки в стороны назад.

Золотой гребешок,     Руки домиком над головой.

Масляно головушка,        Руками обводят голову.

Шелкова бородушка.     Показывают рукой бородку.

Что ты рано встаешь,     Руки в стороны, пожимают плечами.

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?      Грозят пальчиком.

Петушок встрепенулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,       Наклоны.

Крыльями похлопал,          Взмахи руками в стороны

Ножками потопал,           Топают ногами.

Шею вытянул, согнул.         Подбородок тянем вперед, потом к груди.

И по улице шагнул.           Маршируют на месте.

(2 раза.)

 

Воспитатель: А сейчас ребята мы сядем за столы и будем рассказывать сказку по мнемотаблице по вашему желанию, кто хочет первый рассказать сказку?

Дидактическое упражнение «Разложи по блюдцам».

Ребята, вспомните, чем подавился петушок? (бобовым зернышком)  

Я предлагаю вам поиграть в игру.

Дети рассматривают бобы и горох (учатся находить отличие)

Дети раскладывают бобы и горох из одного полного блюдца на два пустых

блюдца. В одном – только горох, в другом – только бобы.

Воспитатель: Ребята, к сожалению, наша встреча с петушком и курочкой подошла к концу. А я, обратно вас превращаю в мальчиков и девочек: «Снип – снап – снурре – пурре – базелюрре». 

Давайте попрощаемся с гостями и расскажем им чистоговорку:

Чистоговорка:

Об-об-об – лежит на блюдце боб.

Бы-бы-бы – любят курочки бобы.  

Но-но-но – вкусно бобовое зерно.