Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе
"Петушок и бобовое зернышко"
Автор: Кравец Ирина Николаевна
Программное содержание: Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторять отдельные слова и фразы из текста. Познакомить с зерновой культурой – бобами. Ввести в активный словарь детей слова: боб, бобы, бобовое зернышко. Добиваться четкого произношения звуков в слогах и фразах. Развивать связную речь, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать интонационную выразительность речи.
Оборудование: Игрушки «Петушок» и «Курочка», корзинка. Бобы и горох, блюдца.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Встаём с детьми в круг и говорим:
С добрым утром, глазки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ножки!
Вы проснулись?
Глазки смотрят.
Ушки слушают.
Ручки хлопают.
Ножки топают.
Ура, мы проснулись!
2. Основная часть.
Воспитатель: Отгадайте загадку.
Красный гребешок,
Рябенький бочок.
Рано встаёт, голосисто поёт,
Деткам спать не даёт.
Воспитатель. Верно, петух! (Показывает игрушку петушка)
Ребята, в каких сказках можно встретить петушка?
(«Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зернышко»)
Воспитатель. Правильно, молодцы! Давайте вспомним, какой петушок в сказке «Заюшкина избушка»? (Смелый, храбрый, отважный.)
Воспитатель. Верно, а в сказке «Кот, петух и лиса» какой петушок? (Непослушный, любопытный.)
Воспитатель: Ребята, петушок к нам пришел, а где же курочка? Позовите ее. (Дети зовут курочку. Воспитатель берет игрушку из корзинки и сажает рядом с петушком, дает возможность детям рассмотреть обе игрушки и заметить различия).
Петушок такой же, как курочка? Хвост у петушка большой, а у курочки?
(Маленький.) У петушка гребешок большой, а у курочки? (Маленький.)
Как петушок кричит? (Ку-ка-ре-ку!), а курочка? (Ко-ко-ко!)
Петушок-это папа, а курочка? (Мама) А вместе они - семья. Кто же их дети? (Цыплята.)
Попробуйте произнести звук как цыплята. (Пи-пи-пи)
Теперь я вас превращаю в цыплят: «Снип – снап – снурре – пурре – базелюрре»
Воспитатель: Ну,что мои цыплятки хотите послушать сказку? Сказка называется «Петушок и бобовое зернышко».
Чтение сказки.
Воспитатель:
1. Ребята, понравилась вам сказка «Петушок и бобовое зернышко»? (да, понравилась)
2. Ребята, о ком эта сказка? (о курочке и петушке)
3. Что произошло с петушком? Почему так случилось?
4. Какие слова говорила курочка петушку, когда просила его не торопиться?
(Петя, не торопись. Петя, не торопись). Нескольким детям предлагается взять в руки игрушку «Курочка» и произнести эту фразу. Затем ее произносят все дети хором.
5. О чем курочка просила коровушку? Как она просила? (Коровушка, голубушка, дай скорее молока). Скажите так же. Нескольким детям предлагается взять в руки игрушку «Курочка» и произнести эту фразу. Затем ее произносят все дети хором.
6. Кто-нибудь отказал курочке в ее просьбе? Все, как могли, помогали курочке достать маслица.
7. Смогла ли курочка вылечить петушка? (Да). А почему смогла? (Потому что ей помогали, и курочка знала, чем помочь петушку).
Так какая Курочка? (Вежливая, добрая, заботливая.)
8. Чему учит эта сказка? (Эта сказка учит всех не торопиться во время еды . А еще – помогать тому, кто попал в беду)
9. Ребята, как вы думаете эта сказка добрая или злая? ( Добрая)
10. Ребята, кто написал эту сказку?
Эта сказка русская народная, её придумал русский народ.
Воспитатель. Ребята, вспомните, как Курочка обратилась к Корове? (Коровушка, голубушка, дай скорее молока.)
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Назови ласково». Я буду называть слова, а вы повторите их ласково:
зерно – (зёрнышко), петух – (петушок), курица – (курочка), хозяйка – (хозяюшка), масло – (маслице), корова – (коровушка), дом – (домик), забор – (заборчик),елка – (елочка).
Физкультминутка:
Петушок, петушок, Дети стоят, руки в стороны назад.
Золотой гребешок, Руки домиком над головой.
Масляно головушка, Руками обводят голову.
Шелкова бородушка. Показывают рукой бородку.
Что ты рано встаешь, Руки в стороны, пожимают плечами.
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь? Грозят пальчиком.
Петушок встрепенулся,
Раз нагнулся, два нагнулся, Наклоны.
Крыльями похлопал, Взмахи руками в стороны
Ножками потопал, Топают ногами.
Шею вытянул, согнул. Подбородок тянем вперед, потом к груди.
И по улице шагнул. Маршируют на месте.
(2 раза.)
Воспитатель: А сейчас ребята мы сядем за столы и будем рассказывать сказку по мнемотаблице по вашему желанию, кто хочет первый рассказать сказку?
Дидактическое упражнение «Разложи по блюдцам».
Ребята, вспомните, чем подавился петушок? (бобовым зернышком)
Я предлагаю вам поиграть в игру.
Дети рассматривают бобы и горох (учатся находить отличие)
Дети раскладывают бобы и горох из одного полного блюдца на два пустых
блюдца. В одном – только горох, в другом – только бобы.
Воспитатель: Ребята, к сожалению, наша встреча с петушком и курочкой подошла к концу. А я, обратно вас превращаю в мальчиков и девочек: «Снип – снап – снурре – пурре – базелюрре».
Давайте попрощаемся с гостями и расскажем им чистоговорку:
Чистоговорка:
Об-об-об – лежит на блюдце боб.
Бы-бы-бы – любят курочки бобы.
Но-но-но – вкусно бобовое зерно.