Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Заседание семейного клуба "В здоровой семье здоровый ребёнок"

Дата публикации: 2017-10-02 18:13:56
Статью разместил(а):
Даутова Гульфия Миннуровна

Сценарий заседания семейного клуба

«В здоровой семье - здоровый ребенок»

по теме: «Домашний мастер здоровья или путешествие в страну Спортландия»

Автор: Даутова Гульфия Миннуровна

МАДОУ № 29 «Елочка», г. Нижневартовск 

 

Пояснительная записка

Актуальность темы заседания семейного клуба объясняется тем, что важнейшим условием формирования здорового образа жизни у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата является взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и родителей, установление конструктивных, партнерских взаимоотношений для обеспечения полноценного личностного и физического развития старших дошкольников.

Отрицательные черты характера формируются и закрепляются у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в значительной степени по причине гиперопеки, характерной для многих семей, где воспитываются дети с патологией двигательной сферы. Такое воспитание ведет к подавлению естественной, посильной ребенку двигательной активности. 

Родители, боясь, что ребенок упадет, уронит посуду, неправильно оденется, лишают его самостоятельности, предпочитают все делать за него. Это и приводит к тому, что ребенок не стремится к самостоятельности, у него формируются иждивенческие настроения, эгоцентризм, ощущение постоянной зависимости от взрослых, неуверенность в своих силах, робость, ранимость, застенчивость, замкнутость.

Отклонения в развитии личности ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут возникнуть и при другом стиле воспитания в семьях, где родители занимают неоправданно жестокую позицию в воспитании ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Эти родители требуют от ребенка выполнения всех требований и заданий, но при этом не учитывают специфику двигательного развития ребенка. Нередко такие родители, если ребенок не выполняет их требований, прибегают к наказаниям. Все это приводит к негативным последствиям в развитии ребенка и усугублению его психического и физического состояния.

Мероприятие разработано на основе методических рекомендаций о взаимодействии образовательного учреждения с семьей. Письмо Минобразования РФ от 31 января 2001 г. № 90/30-16, а также выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи по формированию двигательной активности старших дошкольников в домашних условиях с нарушениями опорно-двигательного аппарата, длительное время не посещающих дошкольное образовательное учреждение по болезни. 

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, принятом (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» большое внимание уделяется сотрудничеству с семьей.

В параграфе 1.6. «Стандарт направлен на решение следующих задач», в п. 9 выделяется задача: обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 В параграфе 1.7., в п. 6 отмечается, что стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья. 

Цель заседания семейного клуба: формирование активной жизненной позиции родителей в вопросе организации здорового образа жизни старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в домашних условиях, потребности в самореализации родителей в образовательной деятельности.

Задачи заседания семейного клуба:

1.     Охрана и укрепление физического здоровья детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

2.     Формирование и пропаганда семейной и родительской культуры посредством объединения семей через возрождение семейного здорового образа жизни.

3.     Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в соответствии с его индивидуальными особенностями в домашних условиях.

Использование современных образовательных технологий: технология большой педагогической игры: использование игровой оболочки мероприятия (автор М.Р. Битянова). 

Основная часть

Педагог: К нам в детский сад сегодня утром забегал почтальон Печкин. Он очень хотел вас увидеть. Но не смог дождаться. Видно очень спешил.

В саду было тихо и рано, 

Стук в дверь: «Скорее! 

Вам - телеграмма!» 

В телеграмме текст короткий, 

От кого пока не знаю,  

Так давайте дружно вместе  

Телеграмму прочитаем!  

Педагог: Давайте узнаем от кого она. Показывает телеграмму родителям и читает: «Здравствуйте дорогие родители! Приглашаю вас всех ….. и принять участие в замечательном …. празднике, где будет показана для Вас  …, …, и … . Ваш друг …»

Педагог: Текст дождем размыло, посмотрите, в некоторых местах невозможно прочитать. Уважаемые родители помогите восстановить недостающий текст.

Задание 1. «Решение проблемной ситуации»

Родителям предлагается отгадать ребусы с зашифрованными словами о здоровом образе жизни - «ходьба», «физкультура», «разминка», «гимнастика», «кросс», «спорт». На интерактивной доске родителям вставляют слова-отгадки в текст телеграммы по смыслу и узнают, кто их приглашает и куда. После выполнения задания родители отправляются в физкультурный зал, где их ждет ведущий - «Спорт».

Спорт: Я говорю вам «здравствуйте», это значит, что я вам всем желаю здоровья. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Здоровье для человека-это самое главное, и начинается оно с утра.

Рано утром просыпайтесь,

Себе, людям улыбайтесь,

И зарядкой занимайтесь,

Обливайтесь, вытирайтесь,

Всегда правильно питайтесь,

Аккуратно одевайтесь,

В садик смело отправляйтесь!

Педагог: И сегодня мы с вами отправимся путешествовать по стране здорового образа жизни «Спортландия». В нашей стране есть несколько правил активности:

Крикните громко и хором, родители

Деток своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю… Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь, откажетесь нам? (нет)

Последнее спрошу вас я

Активными все будем? (да)

Спорт: А сейчас я попрошу всех закрыть глаза (родители закрывают глаза). Звучит музыка (шум воды). Представьте себе: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди - огромный, кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть, а мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были бы быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать. Если перенести данную метафору в область здоровья, то река - это образ жизни, и наша общая задача - научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья (родители открывают глаза).

Задание 2. «Мониторинг сформированности представлений родителей и детей о здоровом образе жизни»

Спорт:  Уважаемые родители, а Вы готовы ответить на наши вопросы? (на дереве разноцветные листья, на каждом записка с вопросом). Спорт и педагог раздают листочки родителям. Взявший листочек родитель отвечает на вопрос:

1.     Что значит здоровый человек?

2.     Что означает «здоровый образ жизни»?

3.     Какие вредные привычки детей плохо влияют на их здоровье?

4.     Какие положительные привычки необходимо воспитывать у детей, чтобы они были здоровы?

Другие родители (по желанию) могут дополнять и высказывать свое мнение по заданному вопросу.

Педагог: Ваши дети тоже решили дать нам интервью о здоровом образе жизни. Давайте посмотрим. Родителям предлагается просмотреть видеоролик с интервью детей.

Спорт: нет задачи сложнее, а может важнее, как вырастить здорового ребенка. Здоровье - важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. 

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет ребенок проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом в домашних условиях.

Спорт: Пора в путь по стране здорового образа жизни «Спортландия».

Деревня «Игровая гимнастика после сна»

Родителям предлагается выполнить комплекс бодрящей гимнастики «В гостях у Солнышка». 

Спорт: К нам в гости заглянул солнечный зайчик, он заглянул вам в глазки. Закрывайте их. Он побежал дальше по лицу, вы нежно погладьте ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте его аккуратно, чтобы не спугнуть. Теперь погладьте его на голове, шее, затем животике, руках, Он забрался за шиворот - погладьте его и там. Он не озорник - вы погладьте его и подружитесь с ним. Вставайте, и давайте поиграем с солнечным зайчиком. (Родители встают на гимнастический коврик). 

1.     «Улыбнись солнышку». И. п. - стоя, ноги слегка расставив, руки на плечах. Правую ногу и правую руку вперед, ладошка вверх, улыбнуться. Вернуться в и. п. То же самое выполнить другой рукой и ногой. Вернуться в и. п. Повторить три раза; темп умеренный. Указание: быть внимательным, четко выполнять задание: одновременно действовать правой рукой и правой ногой.

2.     «Играем с солнышком». И. п. - сидя, ноги согнуты в коленях, колени обхвачены руками. Поворот на ягодицах, переступая ногами, на 360°. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный. Указание: при повороте руками не помогать.

3.     «Играем с солнечными лучами». И. п. - сидя, ноги вместе, и опущены. Ноги развести в стороны, ладошками хлопнуть по коленям. Вернуться в и. п. Повторить шесть раз; темп быстрый. Указание: ноги в коленях не сгибать.

4.     «Отдыхаем на солнышке». И. п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях и прижаты к груди. Перекатиться на правый бок. Вернуться в И. п. Перекатиться на левый бок. Вернуться в И. п. Выполнить по три раза в каждую сторону, темп умеренный.

Педагог: предлагает выполнить комплекс бодрящей гимнастики «Прятки». Спорт читает стихотворение, а родители выполняют движения:

Птичка села на окошко,

Во дворе мурлычет кошка -

Разбудить решили нас.

Все! Окончен сонный час!

Просыпайтесь, родители, я хочу предложить вам поиграть в прятки. Родители ложатся на гимнастические коврики. Звучит спокойная музыка. 

Наши сонные ладошки

Просыпались понемножку,

В прятки весело играли

Пальцы в кулачок сжимали.

Пальчики на наших ножках 

Знают в парке все дорожки.

Проверяют - где там пятки,

И играют с нами в прятки.

Мы почти уже проснулись,

Наши ручки потянулись,

Помахали над простынкой,

Дружно спрятались за спинку.

Сцепим ручки мы в «замочек»

У себя над головой.

Правый, левый локоточек

Мы сведем перед собой.

Не хотят коленки спать,

Им давно пора вставать.

Мы коленки выставляли,

Быстро ножки выпрямляли.

Наши ротики - молчок,

Тренируем язычок: 

Его спрячем и покажем.

«Добрый день!» - мы звонко скажем.

Будем глубоко дышать,

С шумом воздух выдувать. 

Наши носики проснулись, 

Мы друг другу улыбнулись!

Сосновый бор «Закаливающее дыхание» 

Спорт: Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Проводится 2-3 раза в день. Итак, организационный момент: «Найди и покажи носик» - ребенок удобно садится и показывает свой носик родителям. Далее выполняется основная часть, где представлены игровые упражнения с носиком:

1.     «Помоги носику собраться на прогулку». Ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой носик самостоятельно или с помощью взрослого.

2.     «Носик гуляет». Взрослый предлагает ребенку крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу. Вдох и выдох выполняется через нос.

3.     «Носик балуется». На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

4.     «Носик нюхает приятный запах». Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

5.     «Носик поет песенку». На выдохе ребенок постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».

6.     «Погреем носик». Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.

На заключительном этапе выполняется игровое упражнение «Носик возвращается домой». Ребенок убирает платок или салфетку. Показывает взрослому, что его носик вернулся.

Педагог: В домашних условиях такие игровые упражнения можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

Носик ты быстрей найди,

Маме быстро покажи.

Надо носик очищать,

На прогулку собирать.

Ротик ты свой закрывай,

Только с носиком гуляй.

Вот так носик-баловник!

Он шалить у нас привык.

Тише, тише, не спеши,

Ароматом подыши.

Хорошо гулять в лесу

И поет нос: «Ба-бо-бу».

Надо носик нам погреть,

Его немного потереть.

Нагулялся носик мой,

Возвращается домой.

Город «Мамин массаж»

Спорт предлагает следующие игровые упражнения.

Массаж грудной области. И. П. - сидя по-турецки.

а)     «Заводим машину». Ребенок ставит пальчики на середину грудины от вилочковой железы вниз (кроме больших пальцев, все восемь остальных ставятся на одной линии сверху вниз), делает вращательные движения 5-6 раз по часовой стрелке со звуком «ж-ж-ж-ж». Затем 5-6 раз вращательные движения против часовой стрелки.

б)    Сняв все пальцы с грудины со звуком «пи-и-и», нажимает на точку между грудными отделами в области сердца (сигнал - «машина завелась»).

Массаж шеи. И. П. - сидя по-турецки.

а)     Поглаживает шею от грудного отдела к подбородку.

б)    Развернув плечи, гордо поднимает голову на вытянутой шее.

в)     Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кисти рук.

Массаж ушных раковин. И. П. - сидя по-турецки. Ребенок лепит ушки для Чебурашки или для доброго слоника.

а)     Поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами.

б)    Ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз в каждую сторону).

в)     Нажимает на мочки ушей (вешает на них «красивые сережки»).

г)     Лепит ушки внутри. Пальцами внутри раковин делает 7-8 вращательных движений по часовой, затем против часовой стрелки (пусть ушки будут чистыми и всеслышащими).

д)    С усилием «примазывает глину» вокруг ушных раковин - проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1-1,5 см.

Массаж головы.

а)     Сильным нажатием пальчиков имитирует мытье головы.

б)    Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, от висков, от лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.

в)     Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.

г)     «Догонялки»: сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, «бегает» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.

д)    С любовью и лаской расчесывает пальцами, словно расческой, волосы и представляет, что его «прическа самая красивая на конкурсе причесок».

Массаж лица. Мама лепит красивое лицо. Цель: предотвращение простудных заболеваний путем воздействия на активные точки лица.

а)     Поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняет ее, чтобы она была упругой.

б)    Надавливает пальцами на переносицу, середину бровей, делает вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки по 5-6 раз.

в)     С усилием, надавливая, рисует желаемый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови от переносицы к вискам.

г)     Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.

д)    Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос и представляет, какой красивый нос для Буратино у него получился.

Массаж шейных позвонков. Игра «Буратино».

а)     Буратино своим длинным носом рисует солнышко, морковку, дерево.

б)    Мягкие круговые движения головой по часовой стрелке. Затем против часовой стрелки.

в)     Повороты головы в стороны, вверх, вниз.

г)     Наклоны головы во время «рисования» вправо, затем влево.

Массаж рук.

а)     «Моют» кисти рук, активно трут ладошки до ощущения сильного тепла.

б)    Вытягивают каждый пальчик, надавливают на него.

в)     Фалангами пальцев одной руки трут по ногтям другой, словно по стиральной доске.

г)     Трут «мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимают на мышцы плеча и предплечья; «смывают водичкой мыло», ведут одной рукой вверх, затем ладошкой вниз и «стряхивают воду».

Игра «Солнечные зайчики».

Ребенок встряхивает кистями рук (кисти в расслабленном состоянии) сверху вниз, словно обрызгивая друг друга. Представляет, как капельки воды, словно солнечные зайчики, блестят на солнце. Какого цвета эти солнечные зайчики? Куда летят брызги? Мысленно ребенок строит радугу из водяных капелек, любуется цветом и блеском. Тянет ладошки вверх к солнцу, представляя, как добрая сила вливается в них.

Игра «Птичка».

1.     Руки сложены ладошками перед грудью. Птичка в клетке бьется, пытаясь освободиться, - руки напряжены и с усилием двигаются то вправо, то влево.

2.     «Птичка вырвалась на свободу». Тело в расслабленном состоянии. Руки поднимаются вверх и, разъединившись в свободном парении, опускаются.

Манипуляция руками в свободном парении - в зависимости от фантазии ребенка.

Педагог: Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей. Так что же взрослые могут сделать, для того чтобы приобщить детей к здоровому образу жизни? Это мы с вами постараемся выяснить во время нашей встречи. Позвольте прочитать вам стихотворение В. Крестова «Тепличное создание»

Болеет без конца ребенок.

Мать в панике, в слезах: и страх и грусть.

- Ведь я его с пеленок

Всегда в тепле держать стремлюсь.

В квартире окна даже летом

Открыть боится - вдруг сквозняк,

С ним то в больницу, то в аптеку,

Лекарств и перечесть нельзя.

Не мальчик, словом, а страданье.

Вот так, порой, мы из детей

Растим тепличное создание,

А не бойцов - богатырей.

Задание 3. «Саморефлексия родителей: что я узнал о здоровом образе жизни вчера, сегодня, завтра»

Родителям предлагается выполнить упражнение «Рассказ из заголовков о здоровом образе жизни из заголовков» (автор Э. Де Боно). Цель: поддержка образовательных инициатив семьи.

Педагог: Возьмите одну газету. Просмотрите заголовки. Это задание надо сделать, используя лишь один выпуск. Ваша задача - составить вместе как можно больше заголовков, чтобы получился какой-нибудь рассказ. Этот рассказ должен сам по себе иметь смысл. Если вам приходится заполнять пробелы выдуманными словами, то ваш рассказ не совсем удался. Обратите внимание, сколько таких заголовков вы можете составить вместе таким образом. Чем больше заголовков, чем длиннее рассказ, тем большего успеха вы добились. Вырезав заголовки, вы можете составить из них различные комбинации. У вас могут получиться непохожие рассказы. Вы можете выполнить вариант задания, взяв картинку (фотографию) из газеты и подобрав к ней заголовок. Это может быть любой заголовок, кроме «родного» (того, который действительно соответствует этой картинке). Ваша комбинация может быть как серьезной, так и шуточной (постарайтесь по возможности получить шуточную комбинацию). Вы можете собирать серию картинок и заголовков, а затем пробовать составлять из них различные комбинации. При этом тренируются ваше восприятие, воображение и способность находить альтернативы.

Спорт: темы заданий следующие: 1 группа - рассказ о вымышленной семье, не любящей здоровый образ жизни; 2 группа - рассказ о любимом виде спорта ребенка; 3 группа - рассказ о спортивных увлечений ребенка в домашних условиях; 4 группа - рассказ о любимой подвижной игре ребенка.

Задание 4. «Защита творческих проектов родителей»

Родители представляют свой групповой рассказ по заданной тематике.

Задание 5. «Дерево здоровья»

Родителям предлагается оформить дерево здоровья своими пожеланиями и оценкой работы (листочками) для педагогов.

Спорт и педагог: презентуют пилотный выпуск электронного журнала в программе Flipping Book Publisher Trial «За руки быстрее, выше, сильнее» для родителей старших дошкольников, длительное время не посещающих дошкольное образовательное учреждение по болезни.

 

Список источников:

1.     Зверева, О.Л. Родительские собрания в ДОУ: Метод. пособие [Текст] / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. -3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 128с.

2.     Москалюк, О.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями [Текст] / авт.-сост. О.В. Москалюк, Л.В. Погонцева. - Волгоград: Учитель, 2010. - 123с.

3.     Свирская, Л.В. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Л.В. Свирская. - М.: Линка - ПРЕСС, 2007. -176с.

4.     Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей. Письмо Минобразования РФ от 31 января 2001 г. № 90/30-16.

.  .  .