Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Двигательная активность детей с ОВЗ с использованием нестандартного оборудования

Дата публикации: 2017-10-02 17:30:02
Статью разместил(а):
Даутова Гульфия Миннуровна

Двигательная активность детей с ОВЗ с использованием нестандартного оборудования

Автор: Даутова Гульфия Миннуровна

(МАДОУ №29 "Ёлочка", г.Нижневартовск)

 

Двигательная активность – это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребенка, состояния его здоровья.

ДА – деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к движению, физическому напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения движениями.

По мнению Т.В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания 

У детей с ОВЗ значительно снижена двигательная активность, они малоподвижны, не желают принимать участие в подвижных играх.

Интерес детей к двигательной активности можно формировать. Общеизвестно, что именно в дошкольном возрасте формируются двигательные навыки, закладываются основы для их дальнейшего совершенствования, прививается любовь к физкультуре.

Перед образовательными учреждениями стоит задача создание условий, для сохранения здоровья воспитанников и условий для проведения коррекционно-профилактических мероприятий, необходимых для многих детей по медицинским показаниям. Исходя из этого - возникает необходимость в создании механизма формирования здоровьесберегающей среды образовательного учреждения.

Дошкольное учреждение является первым и главным звеном, формирующего здоровье дошкольника. В дошкольном возрасте самое благоприятное время для полноценного физического развития. Однако следует помнить о том, что за последние годы физически здоровых детей рождаются очень мало. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых, были заложены еще в детстве. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми, 70 % детей имеют ряд различных нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, речи, сердечно - сосудистой системы и т.д. В школе многие дети не справляются со школьной программой по причине плохого состояния физического здоровья.

Дошкольное учреждение посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Основными направлениями коррекционно-воспитательной работы с детьми, по рекомендации врачей, являются:

- коррекция и профилактика нарушений осанки:

- коррекция и профилактика нарушений верхних конечностей;

- коррекция и профилактика нарушений нижних конечностей;

- коррекция и профилактика нарушений зрительно-моторной координации;

В каждой группе дошкольного учреждения списочный состав – до 18 детей, среди них в среднем 20-30% - дети инвалиды, требующие индивидуального подхода в решении образовательных и коррекционных задач.

Работа педагога по оздоровлению и коррекции физических нарушений у детей не подменяет систему лечебных мероприятий назначенных врачом, она является системой или комплексом тех мероприятий, которые должен выполнять взрослый. Нередко все лечебно-оздоровительные мероприятия часто вызывают у детей отрицательные эмоции, как дома, так и в детском саду и поэтому главной задачей для педагога является определить формы и методы работы, являющимися эффективными в решении всех поставленных задач развития ребенка. Поэтому и был определен главный критерий направления работы – интеграция, эффективно дополняющий оздоровительные мероприятия и образовательные и дающий высокие результаты. Интеграция лечебно-оздоровительного и образовательного процессов в группе требует от воспитателя творческого подхода к решению данных задач. Педагогу постоянно необходимо строить систему работы таким образом, чтобы лечебные мероприятия проводились на фоне положительных эмоций, приносили ребенку радость и удовлетворение, а достичь это возможно, когда применяется самый распространенный и эффективный метод в педагогике – игровой. Внедрение нестандартного оборудования эффективно влияет на достижение положительных результатов.

Мы заметили, что двигательная активность формируется успешнее, если физические упражнения выполняются детьми охотно и радостно. Более высокая работоспособность и стремление к дальнейшему овладению двигательными навыками проявляются при использовании разнообразных предметов, игрушек, пособий. Формирование двигательной активности в значительной степени зависит от взрослых, от умения создавать все необходимые условия для своевременного усвоения детьми движений, без которых невозможно их физическое развитие. Стремясь повысить интерес детей к движениям, мы, прежде всего, пополнили набор оборудования и атрибутов , Приобрели велотренажёры. Изготовили: в необходимом количестве тренажёры «малыши- силачи»; утяжелители для нижних и верхних конечностей дл развития силовых качеств;  ленты, султанчики, флажки, косички – веревочки; сшили тряпичные утяжелённые маленькие мячи, гимнастические палки, канаты из киндер сюрпризов и т.д. Обновили и пополнили картотеку  подвижных игр и упражнений. Нестандартное спортивное  оборудование позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям. 

Мы используем малогабаритное и универсальное  спортивные нестандартное оборудование, которое легко трансформируется при минимальной затрате времени и которое можно применять и в помещении, и на улице.

Использовав нестандартное оборудование, мы отметили, что у детей возрос интерес к разным видам движений, появляется изобретательность  в самостоятельной двигательной деятельности, стремление к достижению правильно выполнять движения. Кроме того, оборудование привлекло внимание родителей, они охотно помогли нам его изготовить, многие семьи отметили, что стали использовать подобные пособия дома.

 

Приложение.

Приведем примеры игр и упражнений с использованием различного нестандартного  спортивного оборудования.

Игры  и  упражнения с использованием нестандартного спортивного оборудования.

 

Попади в цель.

Цель: упражнение навыка бросания в вертикальную (горизонтальную) цель.

Изготавливается из куска материи, одна из сторон разрисована под мишень. Можно использовать для метания и бросания как  вертикально, так и  горизонтально.

Не промахнись.

Изготавливается из куска материи, вырезать в нем одно или больше отверстий.

Цель: как можно больше раз попасть в отверстие мячиком.

Усложнение

Играющих может быть больше, они располагаются по разные стороны. Играющие должны не только метко бросать, но и ловить мячик.

Тренажер «Попади в кольцо».

Деревянное (пластмассовое) кольцо, крепится в дверном проеме на расстоянии 1,5 м от земли. К кольцу привязывается тесьма с мягким шариком. Ребенок должен попасть шариком в кольцо.

Цель: упражнение навыка метания

Усложнение: играющих может быть двое, они располагаются по разные стороны от кольца. Один ребенок бросает мяч в кольцо, другой ловит.

Цель: упражнение навыка бросания и ловли мяча

Дорожка - следы.

Изготавливается из клеенки или плотной ткани. Следы расположены на расстоянии друг от друга,  заполняются любым бросовым  или природным материалом (камешки, ракушки, пуговицы, деревянные палочки, пробки от бутылок и др.).

Цель: профилактика плоскостопия.  

Пройди и не ошибись.

Изготавливается из клеенки или из плотной ткани. На  дорожке в чередующем порядке изображены: след- круг- след- изображение пальцев ног. Нужно пройти по дорожке и не ошибиться (шаг на всю стопу - на пятках - на всю стопу - на носках).

Цель: профилактика плоскостопия.  

Дорожка-цветочек

Изготавливается из пробок от пластиковых бутылок, прикрепленных на плотную тканевую основу.

Цель: профилактика плоскостопия.  

Массажер «Орешки».

Состоит из плотно нанизанных на шнур или леску капсул «киндер-сюрпризов» , по бокам две ручки. Удобен при массаже шеи, головы, верхнего плечевого пояса, спины, груди, ног.                                                         

Цель: профилактика плоскостопия.

 

Дорожка из обручей.

Обручи соединены между собой тонким шнуром. Дорожка легко трансформируется в вертикальную стену, для этого шнур-растяжку необходимо закрепить на такой высоте, чтобы обручи стояли на полу.

Рекомендуется:  ходьба и бег с высоко поднятыми коленями; прыжки из обруча в обруч на двух и одной ноге; метание мешочков с песком и бросание мячей в горизонтальную и вертикальную цель; подлезание в и под обручи; ползание на четвереньках сквозь стенку обручей; ходьба через обручи.

Усложнение: чередование обручей разного размера.

Многофункциональное оборудование, использование зависит от цели, которую поставит взрослый.

Кто наберет больше очков?

Цель: попасть мячиком в отверстие на половине соперника.

Из куска материи сделать  гамачок, вырезать в нем два отверстия, в середине на веревочке прикрепить мячик. Играют двое. Кто попадет мячиком в отверстие соперника, получит очко. Для тренировки можно использовать гамачок с одним отверстием.

Усложнение

  1. Увеличение длины веревочки;
  2. Пришивается два мячика по краям гамачка, кто больше попадет своим мячиком в отверстие соперника.

Тренажер «Поймай мяч ловушкой». (по типу «Бильбоке»)

Изготавливается из верхней части пластиковой бутылки. При помощи крышки к бутылке крепится лента с  деревянным шариком на конце.

Цель: забросить шарик в лукошко- ловушку. Развивает ловкость, меткость.

Усложнения: можно регулировать длину ленты; заменить деревянный шарик более легким подвесом.

«Варежка-ловушка»

Изготавливается из плотной ткани (можно использовать готовую рукавичку). На внутреннюю поверхность ладони нашиваются полоски велькро (застежки – «залипы»). Для игры используется вязаный мяч.

Цель: поймать мяч «варежкой-ловушкой». Развивает ловкость, координацию движений.

«Балансиры-ходули»

Изготовлены из дерева и шнура с ручками. Одна сторона балансира полукруглая, вторая – плоская. Оборудование можно использовать как для развития равновесия, так и координации движений детей.

Цель: сохранять равновесие на «балансирах» или пройти определенное расстояние на «ходулях»

Использовав нестандартное оборудование, мы отметили, что у детей возрос интерес к разным видам движений, появляется изобретательность  в самостоятельной двигательной деятельности, стремление к достижению правильно выполнять движения. Кроме того, оборудование привлекло внимание родителей, они охотно помогли нам его изготовить, многие семьи отметили, что стали использовать подобные пособия дома.

.  .  .