Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Проект "Светлое христово воскресенье"

Дата публикации: 2019-03-07 18:48:58
Статью разместил(а):
Дьячкова Галина Петровна

Проект "Светлое христово воскресенье"

Авторы: Дьячкова Галина Петровна

и Елсукова Елизавета Владимировна

МБДОУ "Детский сад "Солнышко", г. Вуктыл

 
Актуальность и социальная  значимость: 

Жизнь русских людей в далёком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни - это время, наполненное трудами и заботами. Их отличительной чертой была обыденность домашнего существования, умеренность в еде, простая и удобная одежда, спокойные и благожелательные отношения, степень разговоров, замкнутость досуга в пределах своего маленького семейного мира.

Будням противопоставлялся праздник - время отдыха, веселья, радости, полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести, по народным представлениям, к хаосу и гибели мира.

К сожалению, традиционный русский образ жизни во многом утрачен, а ведь он основан на гармоничном существовании человека с природой. на взаимном уважении и ладе в семье. в отношении между молодыми людьми и пожилыми людьми, между верующими и неверующими людьми.

Без знаний основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитывать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия - многофункциональное государство. Если человек не знает истоков своей национальной культуры, ему чужда и культура другого народа.

Народные традиции обладают большим педагогическим потенциалом в области патриотического воспитания. Они выступают как коллективная память народа, являются элементом народного самосознания, содействуют возникновению у людей национально этнического притяжения, совершенствуют характер личности по отношению к малой Родине, семье, родной природе, формируют чувство национальной гордости.

Сохранение культурного наследия, народного искусства, его воспроизводство в современной жизни в современных условиях просто необходимо и требует активного творческого труда.

 

Паспорт педагогического  проекта:

1. Тип проекта:познавательно - игровой, творческий.

2. По числу детей: групповой.

3. По продолжительности: краткосрочный (2 недели).

4. Участники проекта: воспитанники и родители воспитанников старшей группы, воспитатели: Дьяччкова Г.П, Елсукова Елизавета Владимировна; учитель воскресной школы. 

Цель проекта:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями.

Задачи проекта: 

·        дать детям представление о празднике "Пасха"

·        познакомить детей с обычаями, традициями празднования праздника Пасхи;

·        развивать интерес к русской национальной культуре;

·        содействовать расширению и активизации словаря дошкольников;

·        развивать художественное восприятие - умение слушать литературные произведения, смотреть картины на заданную тему;

·        познакомить с народными играми, традиционно проводимыми в период празднования;

·        расширять способы взаимодействия с родителями путём проведения совместных мероприятий.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.

Ожидаемый результат:

·      сформированность знаний об истории возникновения праздника Светлой Пасхи, об обычаях этого праздника; 

·      возникновение интереса к народным традициям;

·      применение полученных знаний в продуктивной деятельности;

·      заинтересованность родителей данной темой и вовлечение их в процесс реализации проекта.

 

Продукты проекта:

·        рисунки;

·        прикладное творчество;

·        расписанные яйца;

·        выставка творческих работ;

·        картотека пасхальных игр.

Основные формы и виды деятельности по реализации проекта:

·        беседы;

·        чтение художественной литературы;

·        заучивание стихотворений;

·        рассматривание иллюстраций и фотографий;

·        подвижные, музыкально - дидактические , хороводные игры;

·        игры - драматизации;

·        выставка поделок;

·        выставка рисунков.

Первый этап - подготовительный.

· определение целей и задач по организации проекта

·  подбор художественной, методической литературы; игрового , дидактического и иллюстрированного материала для детей

· обсуждение с родителями проекта; выяснение возможностей, средств необходимых для реализации проекта; определение содержания деятельности всех участников проекта;

· составление плана мероприятий.

Второй этап – практический (реализация) 

Третий этап – заключительный (итоговое мероприятие).

Формы работы с детьми:

Формы  работы

Содержание

1. Организованно-образовательная деятельность.

Приобщение к художественной литературе. Чтение стихотворений о Пасхе: "Пасхальный благовест" (С.Есенин),  "Вербочки"(А.Блок),

Изобразительная деятельность. Лепка. Тема: "Ваза для веточки вербы";

Изобразительная деятельность. Рисование.

Тема: "Пасхальное яйцо"

2. Образовательная  деятельность в режимных моментах. 

рассматривание открыток, иллюстраций о праздновании Светлой Пасхи, рассматривание элементов росписи пасхальных яиц.

беседы: "Что такое Пасха?", "почему мы красим яйца?" , "пасхальный словарь", "Какие православные праздники вы знаете?", "отмечают ли православные праздники в вашей семье?", "Пасхальные обычаи ", "Пасхальные игры".

приобщение к художественной литературе: "Сказка о Пасхе", "Детская православная энциклопедия", "Сказка про слово"(Г.Старостин), "Чудесная верба", " "твой ангел - хранитель"; рассказы В.А. Никифорова Волгина "Чем пахнет Пасха?"

С. Есенин "Пасхальный благовест"; А. Блок "Вербочки".

• дидактические и настольные игры: "Собери кулич", Пазлы "Подбери пасхальное яйцо"; "Где яички варятся?", "Найди клад".

• подвижные игры "Много троих, хватит двоих", "Гуси - лебеди", "Горелки", "Лапти", "Пирожок ", "Горелки с платочком ", "Заря - заряница", "Бояре", "Чёканье яиц", "Катание яиц (боулинг -  по русски)"

· Игры с музыкальным сопровождением: "Ручеёк ", "Хоровод ".

· Хороводные игры: "Жёлтый платок". "Солнышко - вёдрышко"

· Сюжетно-ролевая игра "Семья"

· Театрализованные игры: "Пасхальный теремок".

 • разучивание стихотворения :  Л.Шишкина "Апрель".

· Прослушивание пасхальных песен.

· Выставка рисунков и поделок "Пасхальный калейдоскоп"

· Посещение церкви г. Вуктыл.

3. Самостоятельная деятельность детей.

• рассматривание картин, иллюстраций,

раскрашивание раскрасок .

настольные и дидактические игры: пазлы "собери кулич", "подбери пасхальное яйцо", "найди клад".

4. Создание развивающей среды 

Пополнить предметно - развивающую среду группы атрибутами по Светлой пасхе.

внести дидактические и настольные игры: пазлы "Собери кулич", "Найди клад";

пополнить книжный уголок книгами:

"Детская православная энциклопедия", Г. Старостин "Сказка про слово".

Работа с родителями:

Папки - передвижки

"Пасха", "Обычаи празднования Пасхи", "Почему мы красим яйца?"

Консультации для родителей

"Приобщение детей к народной культуре"

Статьи в родительском уголке

"Зачем мы печём куличи?".

Помощь родителей в оформлении выставки "Пасхальный калейдоскоп".

Помощь родителей в изготовлении картотеки пасхальных игр.

Творческая работа. Рисование плакатов.

Картотека пасхальных игр.

Привлечение родителей к итоговому мероприятию "Яйца расписные"

Расписывание яиц.

 

Используемая литература:

1. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. — СПб • ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 80 с 

2. "Проекты в работе с семьёй" (б-ка Упр.ДОУ). Проект  "Пасхальное чудо - дерево".

.  .  .