Проект "Светлое христово воскресенье"
Проект "Светлое христово воскресенье"
Авторы: Дьячкова Галина Петровна
и Елсукова Елизавета Владимировна
МБДОУ "Детский сад "Солнышко", г. Вуктыл
Жизнь русских людей в далёком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни - это время, наполненное трудами и заботами. Их отличительной чертой была обыденность домашнего существования, умеренность в еде, простая и удобная одежда, спокойные и благожелательные отношения, степень разговоров, замкнутость досуга в пределах своего маленького семейного мира.
Будням противопоставлялся праздник - время отдыха, веселья, радости, полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести, по народным представлениям, к хаосу и гибели мира.
К сожалению, традиционный русский образ жизни во многом утрачен, а ведь он основан на гармоничном существовании человека с природой. на взаимном уважении и ладе в семье. в отношении между молодыми людьми и пожилыми людьми, между верующими и неверующими людьми.
Без знаний основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитывать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия - многофункциональное государство. Если человек не знает истоков своей национальной культуры, ему чужда и культура другого народа.
Народные традиции обладают большим педагогическим потенциалом в области патриотического воспитания. Они выступают как коллективная память народа, являются элементом народного самосознания, содействуют возникновению у людей национально этнического притяжения, совершенствуют характер личности по отношению к малой Родине, семье, родной природе, формируют чувство национальной гордости.
Сохранение культурного наследия, народного искусства, его воспроизводство в современной жизни в современных условиях просто необходимо и требует активного творческого труда.
Паспорт педагогического проекта:
1. Тип проекта:познавательно - игровой, творческий.
2. По числу детей: групповой.
3. По продолжительности: краткосрочный (2 недели).
4. Участники проекта: воспитанники и родители воспитанников старшей группы, воспитатели: Дьяччкова Г.П, Елсукова Елизавета Владимировна; учитель воскресной школы.
Цель проекта:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями.
Задачи проекта:
· дать детям представление о празднике "Пасха"
· познакомить детей с обычаями, традициями празднования праздника Пасхи;
· развивать интерес к русской национальной культуре;
· содействовать расширению и активизации словаря дошкольников;
· развивать художественное восприятие - умение слушать литературные произведения, смотреть картины на заданную тему;
· познакомить с народными играми, традиционно проводимыми в период празднования;
· расширять способы взаимодействия с родителями путём проведения совместных мероприятий.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.
Ожидаемый результат:
· сформированность знаний об истории возникновения праздника Светлой Пасхи, об обычаях этого праздника;
· возникновение интереса к народным традициям;
· применение полученных знаний в продуктивной деятельности;
· заинтересованность родителей данной темой и вовлечение их в процесс реализации проекта.
Продукты проекта:
· рисунки;
· прикладное творчество;
· расписанные яйца;
· выставка творческих работ;
· картотека пасхальных игр.
Основные формы и виды деятельности по реализации проекта:
· беседы;
· чтение художественной литературы;
· заучивание стихотворений;
· рассматривание иллюстраций и фотографий;
· подвижные, музыкально - дидактические , хороводные игры;
· игры - драматизации;
· выставка поделок;
· выставка рисунков.
Первый этап - подготовительный.
· определение целей и задач по организации проекта
· подбор художественной, методической литературы; игрового , дидактического и иллюстрированного материала для детей
· обсуждение с родителями проекта; выяснение возможностей, средств необходимых для реализации проекта; определение содержания деятельности всех участников проекта;
· составление плана мероприятий.
Второй этап – практический (реализация)
Третий этап – заключительный (итоговое мероприятие).
Формы работы с детьми:
Формы работы |
Содержание |
1. Организованно-образовательная деятельность. |
Приобщение к художественной литературе. Чтение стихотворений о Пасхе: "Пасхальный благовест" (С.Есенин), "Вербочки"(А.Блок), Изобразительная деятельность. Лепка. Тема: "Ваза для веточки вербы"; Изобразительная деятельность. Рисование. Тема: "Пасхальное яйцо" |
2. Образовательная деятельность в режимных моментах. |
•рассматривание открыток, иллюстраций о праздновании Светлой Пасхи, рассматривание элементов росписи пасхальных яиц. •беседы: "Что такое Пасха?", "почему мы красим яйца?" , "пасхальный словарь", "Какие православные праздники вы знаете?", "отмечают ли православные праздники в вашей семье?", "Пасхальные обычаи ", "Пасхальные игры". •приобщение к художественной литературе: "Сказка о Пасхе", "Детская православная энциклопедия", "Сказка про слово"(Г.Старостин), "Чудесная верба", " "твой ангел - хранитель"; рассказы В.А. Никифорова Волгина "Чем пахнет Пасха?" С. Есенин "Пасхальный благовест"; А. Блок "Вербочки". • дидактические и настольные игры: "Собери кулич", Пазлы "Подбери пасхальное яйцо"; "Где яички варятся?", "Найди клад". • подвижные игры "Много троих, хватит двоих", "Гуси - лебеди", "Горелки", "Лапти", "Пирожок ", "Горелки с платочком ", "Заря - заряница", "Бояре", "Чёканье яиц", "Катание яиц (боулинг - по русски)" · Игры с музыкальным сопровождением: "Ручеёк ", "Хоровод ". · Хороводные игры: "Жёлтый платок". "Солнышко - вёдрышко" · Сюжетно-ролевая игра "Семья" · Театрализованные игры: "Пасхальный теремок". • разучивание стихотворения : Л.Шишкина "Апрель". · Прослушивание пасхальных песен. · Выставка рисунков и поделок "Пасхальный калейдоскоп" · Посещение церкви г. Вуктыл. |
3. Самостоятельная деятельность детей. |
• рассматривание картин, иллюстраций, •раскрашивание раскрасок . •настольные и дидактические игры: пазлы "собери кулич", "подбери пасхальное яйцо", "найди клад". |
4. Создание развивающей среды |
• Пополнить предметно - развивающую среду группы атрибутами по Светлой пасхе. •внести дидактические и настольные игры: пазлы "Собери кулич", "Найди клад"; •пополнить книжный уголок книгами: "Детская православная энциклопедия", Г. Старостин "Сказка про слово". |
Работа с родителями:
Папки - передвижки |
"Пасха", "Обычаи празднования Пасхи", "Почему мы красим яйца?" |
Консультации для родителей |
"Приобщение детей к народной культуре" |
Статьи в родительском уголке |
"Зачем мы печём куличи?". |
Помощь родителей в оформлении выставки "Пасхальный калейдоскоп". Помощь родителей в изготовлении картотеки пасхальных игр. |
Творческая работа. Рисование плакатов. Картотека пасхальных игр. |
Привлечение родителей к итоговому мероприятию "Яйца расписные" |
Расписывание яиц. |
Используемая литература:
1. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. — СПб • ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 80 с
2. "Проекты в работе с семьёй" (б-ка Упр.ДОУ). Проект "Пасхальное чудо - дерево".