Проект "Богатыри земли русской"

Дата публикации: 2019-03-07 18:41:07
Статью разместил(а):
Дьячкова Галина Петровна

Проект "Богатыри земли русской"

Авторы: Дьячкова Галина Петровна

и Елсукова Елизавета Владимировна

МБДОУ "Детский сад "Солнышко", г. Вуктыл

Актуальность и социальная  значимость: 

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. Исторические элементы патриотизма начали формироваться еще в древности. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие "патриотизм "включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и  вырос, гордость за исторические свершения народа. На Руси в Х - ХIII веке воспитывали в личность веру в победу, в непобедимость богатырей русских. которым смерть в бою не писана.Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. К сожалению в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы очевидна.

Данный проект позволяет в легкой игровой форме дать детям начальные знания об истории нашей Родины, русских богатырях. Известна истина : "Что заложено в человеке в начале жизни, то остаётся навсегда".

 

Паспорт педагогического  проекта:

1.     Тип проекта:познавательно - игровой, творческий.

2.      По числу детей: групповой.

3.     По продолжительности: среднесрочный (3недели).

4.     Участники проекта: воспитанники и родители воспитанников подготовительной группы, воспитатели: Дьячкова Галина Петровна, Елсукова Елизавета Владимировна; учитель физической культуры: Досова Лариса Александровна. 

Цель проекта:

Формирование духовности, чувство патриотизма у детей через знакомство с былинами и легендами русского народа.

Задачи проекта: 

·        познакомить с историей нашей Родины;

·        познакомить с произведениями литературы и искусства о русских богатырях;

·        формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, Великих русских богатырях - защитниках земли русской; раскрыть понятие "Былиный богатырь"

·        изучить характерные детали одежды, вооружения доспехов;

·        развивать интерес к языку былин, преданий о богатырях;

·        воспитывать чувство гордости за богатырскую силу родной страны.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.

Ожидаемый результат:

·        сформировать у детей представления о былине, былинных героях - богатырях; 

·      знать и выделять характерные детали одежды и доспехов богатырей;

·      проявление творческой активности ребенка в познании окружающего мира и самовыражение его через творческую деятельность на основе новых впечатлений;

·      заинтересованность родителей данной темой и вовлечение их в процесс реализации проекта.

Продукты проекта:

·        выставка рисунков;

·        прикладное творчество;

·        создание альбома "Богатырь на коне"

·        картотека игр по теме "Богатыри";

·        Изготовление щита и меча своими руками.

Основные формы и виды деятельности по реализации проекта:

·        беседы;

·        чтение художественной литературы;

·        заучивание стихотворений;

·        рассматривание иллюстраций и фотографий;

·        подвижные, дидактические , хороводные  и словесные игры;

·        игры - драматизации;

·        выставка рисунков.

Первый этап - подготовительный.

·          определение целей и задач по организации проекта;

·          подбор художественной, методической литературы; игрового , дидактического и иллюстрированного материала для детей;

·          обсуждение с родителями проекта; выяснение возможностей, средств необходимых для реализации проекта,  определение содержания деятельности всех участников проекта;

·          составление плана мероприятий.

Второй этап – практический (реализация).

Третий этап – заключительный (итоговое мероприятие).

 

Формы работы с детьми

Формы работы

Содержание

1. Организованно-образовательная деятельность. 

Развитие речи. Чтение русской народной сказки: "Никита Кожемяка";

Чтение былины "Илья Муромец и Соловей разбойник".

Ознакомление с предметным и социальным окружением. Тема: "Защитники Родины".

Изобразительная деятельность. Аппликация (коллективная композиция). Тема: "Тридцать три богатыря".

Изобразительная деятельность. Рисование.

Тема: "Богатыри земли русской".

2. Образовательная  деятельность в режимных моментах. 

рассматривание картин "Богатыри" В.М.Васнецова и "На заставе богатырской"; рассматривание книги "Богатырские оружия"; рассматривание иллюстраций по теме: "Богатыри земли русской".

 •беседы: "Сильна богатырями земля русская!", "кто они - богатыри земли русской?" , "как наши предки защищали Русь от врагов", "крепости и богатыри", "Россия - родина моя", "кто они - былинные богатыри", "чем отличается сказка от былины", "как стать богатырем", "откуда мы родом".

приобщение к художественной литературе: "Сказка о царе Салтане" А.С.Пушкин, "Никита Кожемяка", "Василиса Микулишна";

 рассказы воспитателя : "Оружия защитников русской земли", рассказ о первом богатыре Святогоре; рассказ воспитателя об одежде русских богатырей;

В.Берестов "Богатыри".

Загадывание загадок о великих подвигах богатырей; знакомство с пословицами и поговорками о богатырях.

Разучивание чистоговорок: "Ба - бе - ба у Ильи - Муромца новая изба", Бы - бы - бы у Ильи Муромца нет избы.

Просмотр мультфильма: "Алёша Попович и Тугарин змей", просмотр презентаций: "Богатырская Русь", "Русский богатырь", слушание песни: "Богатырская сила". А.Пахмутова.

• дидактические и настольные игры: "четвёртый лишний", "что нужно в бою богатырю", "найди богатыря", "кого не стало"; Пазлы "собери богатыря в путь дорогу".

• подвижные игры: "поймай за хвост змея Горыныча", "попади в цель", "зимний снайпер", "богатырская застава", "стрелок ".

·        Словесные игры: "что мы делали не скажем...". "узнай по описанию".

·        Сюжетно - ролевые игры: "Илья Муромец и Соловей разбойник", "богатыри в быту", "богатыри охраняют землю русскую".

·        Игра-драматизация: "В гостях у трёх богатырей".

 • разучивание стихотворения :  В.Берестова "Богатыри".

·        Выставка рисунков "Богатырь на коне".

·        Оригами. "Богатырский шлем".

3. Самостоятельная деятельность детей.

• рассматривание картин, иллюстраций,

раскрашивание раскрасок .

настольные и дидактические игры: пазлы "собери богатыря в путь дорогу", "четвертый лишний", "кого не стало".

4.Создание развивающей среды 

Пополнить предметно - развивающую среду группы атрибутами по проекту.

внести дидактические и настольные игры: пазлы "Собери богатыря в путь дорогу"; "Что нужно в бою богатырю"; •пополнить книжный уголок книгами.

Работа с родителями:

Папки - передвижки

"История трёх богатырей"

Консультации для родителей

"Патриотическое воспитание в семье"

Статьи в родительском уголке

"Что такое былины"

Помощь родителей в создании библиотеки: тексты былин для чтения, загадки, пословицы о Родине.

Помощь родителей в изготовлении  картотеки игр по теме: "Богатыри"

Помощь родителей в организации развивающей среды по проекту "Дидактические и настольные игры своими руками"

Помощь родителей в изготовлении элементов детского богатырского оружия (щит и меч)

Пополнение книжного уголка.

Картотека игр.

Изготовление дидактических игр.

Изготовление щита и меча.

Привлечение родителей к итоговому мероприятию по физической культуре "А ну - ка мальчики. Школа молодого бойца"

Участие в спортивном празднике: "А ну - ка мальчики. Школа молодого бойца".

 

Используемая литература:

1. Ветохина А. Я.Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 192 с. 

2. Патриотическое воспитание дошкольников в проекте «Недаром помнит вся Россия» «ДС будущего. Гал. творч. проектов»№3/2014. стр20.