Проект "Богатыри земли русской"
Проект "Богатыри земли русской"
Авторы: Дьячкова Галина Петровна
и Елсукова Елизавета Владимировна
МБДОУ "Детский сад "Солнышко", г. Вуктыл
Актуальность и социальная значимость:
Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. Исторические элементы патриотизма начали формироваться еще в древности. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие "патриотизм "включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. На Руси в Х - ХIII веке воспитывали в личность веру в победу, в непобедимость богатырей русских. которым смерть в бою не писана.Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. К сожалению в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы очевидна.
Данный проект позволяет в легкой игровой форме дать детям начальные знания об истории нашей Родины, русских богатырях. Известна истина : "Что заложено в человеке в начале жизни, то остаётся навсегда".
Паспорт педагогического проекта:
1. Тип проекта:познавательно - игровой, творческий.
2. По числу детей: групповой.
3. По продолжительности: среднесрочный (3недели).
4. Участники проекта: воспитанники и родители воспитанников подготовительной группы, воспитатели: Дьячкова Галина Петровна, Елсукова Елизавета Владимировна; учитель физической культуры: Досова Лариса Александровна.
Цель проекта:
Формирование духовности, чувство патриотизма у детей через знакомство с былинами и легендами русского народа.
Задачи проекта:
· познакомить с историей нашей Родины;
· познакомить с произведениями литературы и искусства о русских богатырях;
· формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, Великих русских богатырях - защитниках земли русской; раскрыть понятие "Былиный богатырь"
· изучить характерные детали одежды, вооружения доспехов;
· развивать интерес к языку былин, преданий о богатырях;
· воспитывать чувство гордости за богатырскую силу родной страны.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.
Ожидаемый результат:
· сформировать у детей представления о былине, былинных героях - богатырях;
· знать и выделять характерные детали одежды и доспехов богатырей;
· проявление творческой активности ребенка в познании окружающего мира и самовыражение его через творческую деятельность на основе новых впечатлений;
· заинтересованность родителей данной темой и вовлечение их в процесс реализации проекта.
Продукты проекта:
· выставка рисунков;
· прикладное творчество;
· создание альбома "Богатырь на коне"
· картотека игр по теме "Богатыри";
· Изготовление щита и меча своими руками.
Основные формы и виды деятельности по реализации проекта:
· беседы;
· чтение художественной литературы;
· заучивание стихотворений;
· рассматривание иллюстраций и фотографий;
· подвижные, дидактические , хороводные и словесные игры;
· игры - драматизации;
· выставка рисунков.
Первый этап - подготовительный.
· определение целей и задач по организации проекта;
· подбор художественной, методической литературы; игрового , дидактического и иллюстрированного материала для детей;
· обсуждение с родителями проекта; выяснение возможностей, средств необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта;
· составление плана мероприятий.
Второй этап – практический (реализация).
Третий этап – заключительный (итоговое мероприятие).
Формы работы с детьми
Формы работы |
Содержание |
1. Организованно-образовательная деятельность. |
Развитие речи. Чтение русской народной сказки: "Никита Кожемяка"; Чтение былины "Илья Муромец и Соловей разбойник". Ознакомление с предметным и социальным окружением. Тема: "Защитники Родины". Изобразительная деятельность. Аппликация (коллективная композиция). Тема: "Тридцать три богатыря". Изобразительная деятельность. Рисование. Тема: "Богатыри земли русской". |
2. Образовательная деятельность в режимных моментах. |
•рассматривание картин "Богатыри" В.М.Васнецова и "На заставе богатырской"; рассматривание книги "Богатырские оружия"; рассматривание иллюстраций по теме: "Богатыри земли русской". •беседы: "Сильна богатырями земля русская!", "кто они - богатыри земли русской?" , "как наши предки защищали Русь от врагов", "крепости и богатыри", "Россия - родина моя", "кто они - былинные богатыри", "чем отличается сказка от былины", "как стать богатырем", "откуда мы родом". •приобщение к художественной литературе: "Сказка о царе Салтане" А.С.Пушкин, "Никита Кожемяка", "Василиса Микулишна"; рассказы воспитателя : "Оружия защитников русской земли", рассказ о первом богатыре Святогоре; рассказ воспитателя об одежде русских богатырей; В.Берестов "Богатыри". Загадывание загадок о великих подвигах богатырей; знакомство с пословицами и поговорками о богатырях. Разучивание чистоговорок: "Ба - бе - ба у Ильи - Муромца новая изба", Бы - бы - бы у Ильи Муромца нет избы. Просмотр мультфильма: "Алёша Попович и Тугарин змей", просмотр презентаций: "Богатырская Русь", "Русский богатырь", слушание песни: "Богатырская сила". А.Пахмутова. • дидактические и настольные игры: "четвёртый лишний", "что нужно в бою богатырю", "найди богатыря", "кого не стало"; Пазлы "собери богатыря в путь дорогу". • подвижные игры: "поймай за хвост змея Горыныча", "попади в цель", "зимний снайпер", "богатырская застава", "стрелок ". · Словесные игры: "что мы делали не скажем...". "узнай по описанию". · Сюжетно - ролевые игры: "Илья Муромец и Соловей разбойник", "богатыри в быту", "богатыри охраняют землю русскую". · Игра-драматизация: "В гостях у трёх богатырей". • разучивание стихотворения : В.Берестова "Богатыри". · Выставка рисунков "Богатырь на коне". · Оригами. "Богатырский шлем". |
3. Самостоятельная деятельность детей. |
• рассматривание картин, иллюстраций, •раскрашивание раскрасок . •настольные и дидактические игры: пазлы "собери богатыря в путь дорогу", "четвертый лишний", "кого не стало". |
4.Создание развивающей среды |
• Пополнить предметно - развивающую среду группы атрибутами по проекту. •внести дидактические и настольные игры: пазлы "Собери богатыря в путь дорогу"; "Что нужно в бою богатырю"; •пополнить книжный уголок книгами. |
Работа с родителями:
Папки - передвижки |
"История трёх богатырей" |
Консультации для родителей |
"Патриотическое воспитание в семье" |
Статьи в родительском уголке |
"Что такое былины" |
Помощь родителей в создании библиотеки: тексты былин для чтения, загадки, пословицы о Родине. Помощь родителей в изготовлении картотеки игр по теме: "Богатыри" Помощь родителей в организации развивающей среды по проекту "Дидактические и настольные игры своими руками" Помощь родителей в изготовлении элементов детского богатырского оружия (щит и меч) |
Пополнение книжного уголка. Картотека игр. Изготовление дидактических игр. Изготовление щита и меча. |
Привлечение родителей к итоговому мероприятию по физической культуре "А ну - ка мальчики. Школа молодого бойца" |
Участие в спортивном празднике: "А ну - ка мальчики. Школа молодого бойца". |
Используемая литература:
1. Ветохина А. Я.Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 192 с.
2. Патриотическое воспитание дошкольников в проекте «Недаром помнит вся Россия» «ДС будущего. Гал. творч. проектов»№3/2014. стр20.