Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "В лесу …"
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "В лесу …"
Автор: Курова Светлана Александровна
Цель: Формировать у детей представление о пожарной безопасности в природе, об опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья.
- закрепить знания детей о лесе, как об одном из ценнейших природных богатств; закреплять названия грибов, деревьев, лекарственных растений, птиц и зверей;
- знакомить детей с правилами противопожарной безопасности в лесу;
- развивать мышление, связную речь;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.
Предлагаю детям отправиться в лес. (Звучит пение птиц).
Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтешь!
Будьте верными лесу, ребята,
Ведь красивее мест не найдешь!
Воспитатель: Чем же является лес для человека? (ответы детей)
Дидактическая игра « Найди лекарственное растение».
В лесу человек находит себе пищу – это грибы, ягоды, орехи, чистая вода.
Подвижная игра «Соберём съедобные грибы и ягоды».
Лес является домом. Для кого? (для птиц, животных, насекомых)
Лес может обогреть человека. Как? (человек дровами обогревает дом, а дрова – это деревья, которые росли в лесу).
Гимнастика «На лесной полянке»
Дети утром рано встали
За грибами в лес пошли. (ходьба на месте)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседания)
На пеньке растут опята
Наклонились к ним ребята. (Наклоны)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех (прыжки)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться (потягивания – руки вверх)
Три часа в лесу бродили
Все тропинки исходили. (ходьба на месте)
Утомил всех долгий путь.
Дети сели отдохнуть.
Появляется Сова.
- Кто к нам в гости пожаловал?
Воспитатель: Ребята решили прогуляться по лесу.
С.: Друзья, а что такое лес? (ответы детей).
- А вы знаете, как надо вести себя в лесу? (ответы детей)
- А теперь послушайте мое мнение:
Правила поведения в лесу
Ты хотя ещё ребёнок,
Но ведь ты не поросёнок,
На поляне не сори,
За собой всё убери!
Не топчи грибы ногами,
Пусть их много перед вами.
Гриб съедобный забирай,
Несъедобный - оставляй!
Не разоряйте птичьи гнёзда
Дети запомнить должны
И понять: Гнёзда у птичек
Нельзя разорять!
Не разоряйте муравейники
Муравьи – лесные санитары;
Так прозвали люди их недаром!
Только ты им, друг мой, не мешай!
Муравейники не разоряй!
Эти санитары так нужны
Для лесов твоей родной страны!
Не забирай из леса домой животных
Для ёжиков и белок
Лес – это дом родной.
Они живут там смело
И летом и зимой:
Поэтому не стоит
Их в город забирать …
Поверь: они в неволе
Не будут есть и спать …
Не рвите полевые цветы
Не надо цветы полевые бессмысленно рвать,
Не надо букеты из них составлять…
Завянут букеты. Погибнут цветы…
И больше не будет такой красоты!
Не ловите бабочек и стрекоз
Бабочка цветная
Над тобой порхает…
Стрекоза резвится,
Пляшет, веселится…
Лету все так рады!
Их ловить не надо …
Пусть себе летают,
Землю украшают …
Не шумите в лесу
У леса музыка своя…
Её послушайте друзья!
Как много звуков тут и там!
В лесу не нужен шум и гам:
Нельзя шуметь, галдеть, кричать
И громко музыку включать!
Не разжигай костёр в лесу без взрослых
Без взрослых с огнём развлекаться опасно –
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костёр обернётся серьёзной бедой!
Представьте, что пламя легко разгорится,
Начнёт полыхать, разбегаться искриться –
Его потушить невозможно тогда …
Пожары лесные – большая беда!
Очень прошу вас, дети!
Запомните правила эти!
И в лесу, пожалуйста, не забывайте
Их обязательно выполняйте!
Чем опасен пожар в лесу? (ответы детей)
Послушайте историю:
Приехала в лес семья. Папа машины достал спички, бензин нашел в лесу ветки еловые да сосновые и решил костер развести, чтоб не холодно было. Дети помогали папе сухие ветки искать. Разожгли костер, напекли картошки в золе, а на огне изжарили шашлыки. Поели и решили сходить в лес ягод да грибов пособирать. Костер папа закидал землей, а сверху сырой травы наложил. Ушла семья далеко в лес. А костер-то не до конца погас. Тлела маленькая веточка ели в костре, тлела, да вдруг как разгорится! ...
Продолжите историю. Дети придумывают продолжение истории о том, что же может случиться, если костер разгорится. История детей закончится тем, что погибнут звери, птицы, насекомые, деревья и травы.
- Да, лесной пожар это бедствие, перед которым часто человек бессилен!
Посмотрите, Сове не понравилась такая история, испугалась она за свой родной дом – лес.
Далее Сова предлагает придумать другую историю «Как должны были поступить взрослые?»
С.: Ребята, а знаете ли вы, что у меня в лесу работают природные фабрики и заводы. В листьях зеленых растений на свету создаются питательные вещества, и выделяют кислород, необходимый всем живым организмам.
Вы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения. Что же это за правила? (ответы детей)
- Не ломать ветки и деревья.
- Не разорять птичьи гнезда и муравейники.
- Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
- Не сорить. Убирать за собой мусор. Пожар может возникнуть и от стекляшки.
- Человек многое может, но и он часть природы. Погубив окружающую природу, он сам не сможет выжить. Подумайте об этом.
Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад.
Берегите лес, ребята!
Он нам дарит кислород
В нем еще живут зверята
Разных видов и пород
По утру поют нам птицы
А листва укроет в зной
И пыльца цветов на лицах
Оставляет запах свой
Берегите лес, ребята!
И не жгите в нём костры
Благодарны будут звери
И деревья, и кусты.
Так какие же правила поведения необходимо соблюдать в лесу?