Конспект НОД для старшего дошкольного возраста "Лекарственные травы"
Конспект НОД для старшего дошкольного возраста
"Лекарственные травы"
Автор: Курова Светлана Александровна
МДОУ "Детский сад № 5", г. Хвалынск Саратовской области
Программное содержание: расширять представления детей о природе Хвалынска, познакомить с лекарственными растениями, их использованием в лечебных целях.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением лекарственных растений.
Ход занятия
Наши русские леса богаты деревьями и кустарниками, ягодами и грибами, цветами и травами. А многие из этих растений обладают целебными свойствами, могут лечить от разных болезней. Такие растения называются лекарственными.
Лечение травами известно с самых древних времен, травы – самые первые лекарства на Земле.
Отгадайте загадку про целебные растения.
Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка отгадай. (Чабрец)
С его помощью лечат нервные расстройства, нарушения работы желудочно – кишечного тракта, применяют наружно для лечения суставов, снимают жар, простудные проявления. Считается очень сильным антисептиком. Действует как противовоспалительное, обезболивающее, отхаркивающее, спазмолитическое, слабое снотворное средство.
Отгадайте следующую загадку
Неприметна среди трав,
У нее спокойный нрав.
Кто полезностью гордится?-
Ароматная... (душица)
Душица снимает головную и зубную боль, обладает успокаивающим действием, хорошо помогает при бессоннице, стрессовой ситуации, нервной раздражимости, неврозах, облегчает состояние при заболеваниях дыхательных путей, способствует отхождению мокроты, помогает при бронхите, пневмонии.
А вот ещё одна загадка.
Солнце зноем сушит травы,
Греет темные дубравы,
А в лесу родник звенит,
Травы напоить спешит,
Силы даст им возродиться:
Запахнет медом... (медуница)
Медуница лечит бронхиты, пневмонии, оказывает противовоспалительный эффект на лёгкие и бронхи, обладает обезболивающим действием, облегчая кашлевые приступы, используется как ранозаживляющее средство.
Если что-то заболит,
Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо-травкой... (зверобой)
С помощью этой травы лечат ОРВИ; болезни желудочно –кишечного тракта; воспалительные процессы в ротовой полости; депрессивные состояния и неврозы, повреждения кожных покровов. Вот такие чудо – травы!
В лесах и на лугах Хвалынска растет очень много лекарственных трав и цветов: календула, лопух, шалфей, тысячелистник, мать – и – мачеха и т.д.
Всё это – наша лесная аптека, которая помогает человеку при многих болезнях. Послушайте стихотворение про лесную аптеку.
Милый друг, не забудь,
Коль беда случится,
К нам в аптеку загляни
Травами лечиться!
Здесь крапива, зверобой и малина с мятой,
Свой целебный настой дарят вам, ребята.
Пусть дожди, пусть снега, портится погода,
Мы не будем болеть, лечит нас природа!
Давайте поиграем в игру «Лесная аптека».
Цель игры: закрепить названия лекарственных растений, их полезные свойства.
Ход игры
Дети делятся на 2 команды. У одной команды – картинки с изображением лекарственных растений: подорожник, крапива, зверобой, шалфей, медуница, одуванчик, душица, чабрец.
У второй команды – картинки: порезанный палец, мальчик с перевязанным горлом, кружка с чаем, салат из одуванчиков, щи из крапивы, пузырек с эфирным маслом, мальчик с разбитой коленкой и т.д.
По команде воспитателя дети из разных команд находят друг друга соединяют картинки, потом объясняют свой выбор.
- подорожник прикладывают к ранке;
- из крапивы варят витаминные щи;
- отваров шалфея и ромашки полощут горло при ангине;
- из одуванчика делают полезный салат;
- из чабреца или душицы заваривают ароматный снотворный чай;
- из зверобоя делают масло для смазывания ссадин.
Итог занятия.
- О каких растениях вы сегодня узнали?
- Какие их них растут на участке нашего детского сада?
- Как к ним нужно относиться?
- Почему необходимо беречь и охранять природу?