Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка»
Консультация для родителей
«Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка»
Автор: Тибукова Валентина Петровна
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 18", п. Северный
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще до нашей эры в Китае. Игра с участием рук и пальцев приводит в гармоничное отношение тело и разум, поддерживает мозговые системы в оптимальном состоянии.
Японский врач Намиком Такудзяро разработал оздоравливающую методику воздействия на кисти рук, а через них и на внутренние органы человека, рефлекторно связанные с ними.
Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. В Японии широко используют упражнения для ладоней и пальцев – с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладонями восьмигранного карандаша.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая».
Многие родители не знают, что потешки не только развивают оздоравливающее воздействие.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Помогайте ребенку координированно и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, чтобы овладевали простыми, но жизненно важными умениями – правильно держать чашку, ложку, карандаш, умываться.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.
1) Ты, утенок, не пищи,
Лучше маму поищи.
Сжимание и разжимание пальцев рук.
2) Водичка, водичка,
Умой мое личико…
Выполнение движений в соответствии с текстом.
3) Полетели птички,
Птички – невелички.
Пальцы переплетены, ладони сжаты.
Сели птички. Посидели.
Опять полетели.
Поднимаем и опускаем пальцы в соответствии с ритмом стиха.
4) Массаж пальцев.
Мышка мыла мышам лапку –
Каждый пальчик по порядку.
Вот намылила большой,
Сполоснув потом водой.
Не забыла и указку –
Смыв с нее и грязь, и краску.
Средний мылила усердно –
Самый грязный был, наверно.
Безымянный терла пастой –
Кожа сразу стала красной.
А мизинчик быстро мыла –
Очень он боялся мыла…
5) Пальчики здороваются:
Я здороваюсь везде –
Дома и на улице.
Даже «здравствуй» говорю
Я соседской курице.
Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков остальных пальцев.
6) ЗАЙКА И БАРАБАН
Зайка взял свой барабан
И ударил: трам – трам – трам.
Пальчики сжаты в кулачок. Указательный и средний пальцы вытянуты вверх и прижаты один к другому. Безымянным и мизинцем стучим по большому пальцу.
7) КОЛЬЦО
Выйду на крылечко,
Вынесу колечко.
Я его вместо игрушки
Подарить хочу Валюшке.
Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные отвести в сторону.
Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произношением текста. Необходимо добавлять упражнения по мелкой моторике рук, действия с пластилином, конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, перекидывание из одной кучки в другую карандашей, пуговиц, спичек, перекатывание шестигранного карандаша.