Литературная гостиная в подготовительной группе «Поэзия — души благословенье»
Литературная гостиная в подготовительной группе с участием родителей
«Поэзия — души благословенье»
Автор: Эсенджанова Тамилла Яваровна
Цель: Формирование интереса к художественному слову.
Задачи:
- Закрепить первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях)
- Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.
- Объединить родителей и детей в совместной творческой деятельности.
Ведущий: Дорогие гости! Мы собрались сегодня с вами не случайно , а по случаю празднования Дня Поэзии! 21 марта по решению ЮНЕСКО отмечается День Поэзии! Невозможно представить наше сегодняшнее время без поэзии, ведь рифма делает нашу жизнь интереснее, увлекательнее и разнообразнее. Наравне с прозой она помогает нам выразить свои чувства ,высказать мысли. И не случаен извечный спор этих двух подруг …
Сценка «Спор поэзии с прозой».
Проза (ребенок): «Я - несравненная проза! И я важнее тебя, потому что люди на всей планете используют в общении меня! Им без меня просто не обойтись!»
Поэзия (ребенок): «А мне тебе рифмой придется ответить,
Скажу тебе просто…
В поэзии не каждому дано себя увековечить!
И роль моя в мире так же важна
Ведь поэзия людям очень нужна!»
Отвечу тебя я словами поэта
Поскольку им, я, как рифма воспета!
«Зачем нужны стихи? Кому какая польза?
Ведущий: От ритма, рифм и прочих пустяков?
- А вы попробуйте запомнить столько прозы,
Сколько на память знаете стихов!» (Н.Гладков)
Ведущий: Поэзия – чудесная страна,
Где правит рифма целым миром!
Ей власть особая дана
Нас покорять звучаньем лиры!
Включается свет, звучит цыганская песня «Цыгане едут ...» и входят дети одетые цыганами.
Проза: «Кто эти люди? Что за шум? И кто их позвал?»
Поэзия: «Ко мне пришли мои друзья,
В день сегодняшний весенний
Пригласить хотим мы и тебя
Принять участие в стихосложении!»
Ведущий: «Уважаемая рифма, праздник Поэзии мы отмечаем, вот только вопрос: Ну, почему же цыган мы в гости приглашаем?»
Поэзия: «Ах, ответить мне не трудно …
Какой же праздник без романса,
И объяснять мне вам не нужно,
Цыган нет лучше в ритме танца!»
Ведущий приглашает «гостей».
Девочки исполняют цыганский танец.
Ведущий: «Ну ,что гости дорогие, нет вас искусней в исполнении романсов. И не оставили другим вы просто шансов!»
Ведущий: Мне кажется не случайно День Поэзии празднуют весной! Раз заговорили мы с вами друзья о весне, предлагаю послушать о ней стихотворение.
Ведущий. Поэзия немыслима без рифмы ,которую мы сегодня чествуем. Поэтому я предлагаю ребятам вместе со взрослыми принять участие в игре, которая называется «Рифма-миниатюра».
Интерактивная доска. Слайды.
«Рифмы-миниатюры»
В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала - … (шишка) .
Живёт в нашем доме Гарик,
У него есть синий … (шарик).
Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке … (каша).
Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался - … (сом).
В библиотеке взяли том,
Зимой ребята лепят - … (ком).
Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много - … (дыр).
Ветер очень сильно дул,
Стоял повсюду страшный … (гул).
Живёт у фермера баран,
В пустыне бегает - … (варан).
Мама мыла чисто пол,
Папа ждал: когда же … (гол).
На палубу упала пачка,
Потому, что была - … (качка).
Пишет маме письмо дочка,
В конце рассказа стоит- … (точка).
Портной выбрал красный шёлк,
Значит, знает в моде … (толк).
В КВН играли сутки,
Залу нравились все - … (шутки).
На берегу лежала гайка,
Рыбёшку утащила - … (чайка).
Дымится в миске кашка,
С чаем стоит - … (чашка).
Было в сказке очень худо,
Пока не появилось - … (чудо).
Очень громко плачет мальчик -
Он стеклом поранил … (пальчик).
В огороде вырос лук,
На грядке ползал майский … (жук).
Ведущий: А сейчас ребята с родителями подготовили, дорогая Рифма, для тебя песню ,которая так и называется «Рифма»
Исполнение песни.
Ведущий: Рифма может быть как помощницей, так и обманщицей она еще и любит пошутить. Стихи с рифмой обманщицей.
«Помощница и обманщица»
Рифма может быть помощницей. По рифме можно догадаться, например, о каком животном идет речь.
Вместо шерсти иглы сплошь,
Враг мышей – колючий …
На носу зверь носит рог
И зовется …
Среди зверей слывет царем,
Его зовут бесстрашным …
По реке плывет бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит …
Может плавать целый день
В ледяной воде …
В овечках знает толк
Свирепый серый …
На себе везет непрытко
Домик собственный …
А вот стихи с рифмой-обманщицей: загадано одно слово, а рифма подсказывает совсем другое.
Что хозяин говорит,
Он спокойно повторит.
Ай да голос, ай да слух!
Что за умница …
Мед с малиной – это блюдо
Объеденье для ...
Нору день и ночь копаю,
Вовсе солнышка не знаю,
Не найдешь мои глаза …,
А зовут меня …
Под землей, прорыв нору,
Спит усталый …
Живет спокойно, не спешит.
На всякий случай носит щит.
На суше и в воде –
Везде она своя,
Хоть триста лет прожить
Может …
На двух ногах от всех погонь
Умчится быстроногий …
Вот, ребята, чудеса –
В улей мед несет …
Ведущий: Рифма в поэзии очень важна, но рифма без души и смысла … бесполезна!
Дети читают стихотворение Серановой Е.Б. «Муки творчества»
1 ребенок: У меня по чтенью пять!
Я учусь стихи писать.
Рифмы правильно слагать,
Говорят, не сложно ...
Вот к примеру - скачет галка
С нею в рифму будет - скалка,
А со словом - снеговик,
Очень складно - черновик.
Угостит ватрушкой пекарь,
А лекарство даст аптекарь.
В поле важно ходит грач,
Лечит деток добрый врач.
2 ребенок : Сочиняла, сочиняла-
Полтетрадки исписала...
Не гуляла целый день-
Прочитала - дребедень!
Ничего не получилось,
Неужели зря трудилась?!
Голова уже болит ...
Мне бабуля говорит:
3 ребенок: "У тебя в стихах, мой свет,
Рифма есть, но смысла нет,
А бездушные стихи
Пусть и складные - плохи ...
Ты, дружок, не унывай,
Книг побольше почитай-
В них легко найдёшь ответ
В чём поэзии секрет!"
Ведущий: Игорь Губерман сказал :
Поэзия - нет дела бесполезней
В житейской деловитой круговерти,
Но все, что не исполнено поэзии,
Бесследно исчезает после смерти. И это верно! Никогда не исчезнет солнце, весна, любовь …Они бессмертны!
Родители поют песню Е. Крылатова и Е. Евтушенко «Сережка ольховая …»
Ведущий: Поэзия делает нашу жизнь богаче, придавая обычным словам особую магию. Сила слова обладает особой энергией, увлекающей за собой и подчиняющей себе наше воображение. Через все свое творчество проносит поэт негасимое чувство горячей любви к родине, к матери. Любви, которая была выстрадана им, которая содержит в себе боль за свою страну, боль за человека.
Воспитанник вместе с мамой читает стихотворение Евгении Трутневой «О Родине».
Что Родиной моей зовется?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьется,
Иль куст кудрявых красных роз?
Вон та осенняя березка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?
Все то, что с детства рядом было?
Но это станет все пустяк
Без маминой заботы милой,
И без друзей мне все не так.
Та вот что Родиной зовется!
Чтоб были рядышком всегда
Все, кто поддержит, улыбнется
И кому нужен я!
Ведущий: Тема Родины неизменно проходит «красной нитью» во многих произведениях. Но нет истинного патриотизма без темы мужества и героизма … И тема эта не так далека, как нам кажется … Отгремело эхо войны, но продолжают гибнуть люди во имя мира на земле …
Уже на земле обо всём забываю,
Когда грозной птицей в небо взмываю
В горячие точки, где зло и насилье,
Несут меня сами железные крылья,
Иду на задание в штатном режиме,
Я лётчик, я лётчик СУ - 24 ...
Танец, который сейчас мы увидим - это посвящение летчикам, погибшим в Сирии …
Родители исполняют танец.
Ведущий: Наш вечер поэзии подошел к концу. Сегодня мы говорили о роли поэзии, о ее значимости в нашей жизни … Но поэзия не ограничивается стихосложением и рифмой, поэзия … она во всем, она окружает нас повсюду!