Интегрированное занятие «С чего начинается Родина»

Дата публикации: 2019-02-12 07:38:06
Статью разместил(а):
Гуляева Ирина Васильевна

Интегрированное занятие «С чего начинается Родина»

(область «Познание», подготовительная группа)

Автор: Гуляева Ирина Васильевна

 

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. 

Задачи: формировать у детей представление о России, как о родной стране; формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить названия народных промыслов; воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.

Возраст воспитанников: 6−7 лет.

Материалы: Карта мира, куклы в русских национальных костюмах, предметы декоративно — прикладного искусства, изображение президента РФ, гербов и флагов, наглядно-дидактические пособия, нарисованный на ватмане военный самолет, цветная бумага, клей, кисточки, ножницы, салфетки.

Предварительная работа: Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно — прикладного искусства.

 

Ход:

(Звучит музыка «У моей России длинные косички». Дети зашли в зал, поприветствовали гостей и сели на стульчики).

Воспитатель. Ребята, слышите, какая замечательная песня звучит? Скажите мне, про что эта песня?

Дети. Про Россию.

Воспитатель. Правильно. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем с вами говорить? Правильно. Сегодня мы поговорим о нашей Родине. На нашей планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется?

Дети. Россия.

Воспитатель. А какая наша Россия?

Дети. Любимая, красивая, огромная.

Воспитатель. Россия – наша Родина. Что такое Родина?

Дети. Родина, это, где мы родились, это наш дом, это место, где нам всё дорого и близко, где всё для нас родное.

Воспитатель: Через что люди выражают любовь к своей Родине?

Дети. Через песни, картины, стихи.

Ребенок читает стихотворение.

Родная земля. Георгий Ладонщиков.

Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей.

Воспитатель. Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Давайте вспомним некоторые из них.  

Дети. 

Родной край — сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

На чужой стороне Родина милее вдвойне.

Родину-мать учись защищать.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Жить — Родине служить

Береги Родину, как зеницу ока.

Родная земля и в горсти мила.

Одна у человека мать – одна и Родина.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Воспитатель. Ребята, чему учат нас пословицы?

Дети. Они учат нас добру, любить Родину, защищать её от врагов.

Воспитатель. Мы с вами знаем, что наша страна большая. На чём можно изобразить территорию нашей страны?

Дети. На глобусе, на карте.

Воспитатель. Посмотрите ребята на карту. Покажите мне, пожалуйста, где расположена наша Россия (выходит ребенок и показывает). Наша страна огромна, есть здесь моря, реки и озера, горы и леса. В России не одна тысяча городов, их очень много. Назовите самые крупные из них?

Дети. Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Омск и много других.

Воспитатель. Реки России большие и полноводные. Какие реки вы уже знаете?

Дети. Обь, Енисей, Лена, Волга, Иртыш, Амур, Урал, Ангара, Днепр…

Воспитатель. Населяют Россию люди разных национальностей. А чем они отличаются друг от друга?

Дети. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Каждый народ говорит на своём языке.

Воспитатель. А мы сейчас поиграем и узнаем, какие народы России вы знаете.

Игра. Воспитатель бросает мяч, а ребенок ловит его и дает ответ (русские, буряты, удмурты, цыгане, марийцы, татары, башкиры, чукчи, якуты…).

(Далее дети выполняют задания стоя).

Воспитатель. Самый многочисленный народ в России – русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нём разные народы общаются между собой. Я предлагаю отправиться в путешествие, но не на поезде и не на самолете, пойдем мы сегодня пешком, а путь нам укажет стрелочка. Надо только сказать:

Стрелка, стрелка, покажи,

Стрелка, стрелка, укажи.

Воспитатель. Первая остановка называется «Историческая». Посмотрите, кто нас здесь встречает, это куклы Ваня и Маша, а какие они нарядные. В какие костюмы они одеты? Расскажите, что вы знаете о русских народных костюмах.

Дети. Раньше основными частями женского костюма были рубаха и сарафан. Рубаха —  украшена вышивкой. Сарафан — красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный — тепло, праздник. Жёлтый — солнце, богатство. Голубой — небо, молодость. На голове женщины носили головной убор, который называется кокошник. Кокошники носили замужние женщины, а девушки – венки, ленточки и повязки.

Основными частями мужского костюма были — косоворотка, брюки (порты), лапти.

Косоворотка — она длинная. Рукава длинные и широкие.

Воспитатель. Не закатав рукава работать невозможно (есть выражение «работать спустя рукав», т.е. как? - плохо).

Дети. Всю одежду подпоясывали опояском (у богатых опояски — широкие, украшены бисером, мехом; у бедных — узкий).

Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить некоторые изделия декоративно — прикладного искусства российских мастеров.

Отгадайте загадки:

Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка.)

Воспитатель: Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.) 

Следующая загадка:

Эта роспись — просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком. (Гжель.)

Воспитатель: Правильно, ребята.

Посмотрите, какая красота.

Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)

Все игрушки — непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски. (Дымковская игрушка.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали. Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться. Какие русские народные игры вы знаете?

Дети. «Пустое место», «Третий лишний», «У медведя во бору», «Гуси», «Волк во рву», «Удочка», «Наседка и коршун», «Мышеловка», «Ловушки», «Жмурки» и т. д.

Воспитатель. И мы поиграем сейчас в русскую народную игру «Ручеёк».

Игра «Ручеёк» (под музыку).

Воспитатель: Мы отправляемся дальше.

Стрелка, стрелка, покажи,

Стрелка, стрелка, укажи.

Воспитатель. Станция называется «Государственная». Ребята, как называется столица нашей Родины? (Москва). Президентом нашей страны является...? (Путин В.В.). Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн.)

Воспитатель: Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России, когда флаг найден, его изображение появляется на экране). Назовите признаки, по которым вы нашли флаг России. Сейчас мы послушаем стихотворение, в котором говорится о значении каждого цвета. 

Стихотворение: «Флаг России». О. Богданова.

Белая полоска – белая берёзка!

Русская душа – чиста и хороша!

Полоска голубая – светлая родная!

Это воздух и вода – жизни вечная среда!

А красная полоска – то сердца отголоски –

Вера, Преданность и Честь,

Память, Мужество и Верность –

Это всё в России есть!

Воспитатель: Следующий символ нашей страны – герб. Герб – это эмблема государства. Сейчас найдите герб нашей страны. (Раскладываются изображения, дети выбирают из предложенных герб России, после герб появляется на экране).

Воспитатель: Что изображено на нашем гербе? 

Дети. На нашем гербе изображён красный щит, на котором нарисован золотой двуглавый орёл. Орёл – царь птица, означает силу и непобедимость нашей страны. На груди у орла щит, на котором всадник Георгий Победоносец сражается с драконом, указывает на постоянную борьбу добра над злом.

Стихотворение: «Герб России» В. Степанов.

У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он — России дух свободный.

Воспитатель. Что же такое гимн?

Дети. Гимн – это торжественная, самая главная песня страны. Гимн слушают стоя. Мужчины снимают головные уборы.

Воспитатель. Когда может звучать гимн?

Дети. Гимн звучит на государственных праздниках, на торжественных мероприятиях, на соревнованиях, при награждении наших спортсменов медалями за победу.

Воспитатель: Мы отправляемся дальше.

Стрелка, стрелка, покажи,

Стрелка, стрелка, укажи.

Воспитатель. А теперь мы приехали на станцию «Праздничная» — Ребята, какой праздник наш народ будет отмечать в мае? (День Победы.) День Победы — великий, важный праздник всего нашего народа. В этот день мы вспоминаем всех, кто отдал свои жизни за нашу Родину, за нас с вами. Мы говорим слова благодарности тем ветеранам, которые ещё живы.

Стихотворение: «Майский день сорок пятого» М. Пляцковский.

Красоту, что нам дарит природа,
Отстояли солдаты в огне.
Майский день сорок пятого года
Стал последнею точкой в войне.
Без потерь нет ни роты, ни взвода.
Ну а те, кто остался в живых,
Майский день сорок пятого года
Сохранили для внуков своих.

Воспитатель. В годы войны была традиция у наших летчиков и танкистов за каждый сбитый танк или самолет рисовать звездочку на своей боевой машине. Я предлагаю вырезать из бумаги звездочки и наклеить их на наш самолет.

Работа детей. 

Дети складывают и вырезают (по схеме вырезания пятилучевой звезды) из бумаги звездочки и наклеивают их на самолет.

Воспитатель: У нас получился настоящий боевой самолёт, сколько много боевых орудий он сбил.

Итог занятия: 

Воспитатель. Наше путешествие подошло к концу. Понравилось оно вам? Чем оно вам понравилось? Молодцы ребята, вы все были сегодня активны, все старались. Но нам пора возвращаться в наш детский сад.

Стрелка, стрелка, покажи,

Стрелка, стрелка, укажи.

Воспитатель: Вот мы и снова в детском саду. Скоро вы вырастите, окончите школу, получите профессию, но куда бы ни забросила вас судьба, всегда помните, что вы - граждане России. Любите и гордитесь своей Родиной!