Эмоциональная сфера дошкольника

Дата публикации: 2019-02-11 18:55:50
Статью разместил(а):
Самойленко Ирина Андреевна

Эмоциональная сфера дошкольника

Автор: Самойленко Ирина Андреевна

МДОУ "Д/с "Лучик", г. Балашов

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

На протяжении дошкольного детства происходит "воспитание чувств" - они со временем становятся и более глубокими, и более устойчивыми, и более разумными.

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Эмоциональное благополучие также обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка.

В дошкольном возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью еще не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей - организация усвоения моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат прежде всего сами взрослые: их поступки, взаимоотношения. При этом, конечно, важнейшей составляющей влияния взрослого на ребенка служит его, взрослого, собственная система эмоциональных реакций, оценок, характеристик.

Наиболее существенное воздействие оказывает на ребенка поведение непосредственно его окружающих людей. Он склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Однако дело не ограничивается близкими людьми. Ребенок дошкольного возраста знакомится с жизнью взрослых многими путями: наблюдая их труд, слушая рассказы, стихи, сказки. В качестве образца для него выступает поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих. Образцом для ребенка может служить также и поведение сверстников, одобряемых и пользующихся популярностью в детской группе. Наконец, немалое значение имеют образцы поведения, представленные в действиях сказочных персонажей, наделенных теми или другими моральными чертами.

Если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успехам и сопереживает неудачам, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия и в случае неуспеха. В условиях установления положительных взаимоотношений с взрослым ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими.

В нашем детском саду каждый год проводится диагностика эмоционально волевой сферы личности и эмоционального состояния ребенка в группе детского сада. Хочется отметить, что у большинства детей в последнее время, по сравнению с предыдущими годами, наблюдается снижение уровня развития сферы эмоциональной, всё большее количество детей испытывает трудности в общении со сверстниками, осознание своих эмоций и контроль над ними снижены. Между детьми возникают частые конфликты, которые они не умеют разрешать. К сожалению, приходится отметить, что дети становятся менее отзывчивыми к чувствам других людей. 

На всех этапах физического развития дошкольника необходимо расширять знания об эмоциональных явлениях, об эмоциональной сфере человека и собственных эмоциональных проявлениях. Объясняя, какие бывают эмоции, как они выражаются и какие бывают последствия эмоций, мы формируем словарь эмоций, активизируем способы и средства идентификации эмоций, тем самым облегчая общение ребенка с окружающим миром, развивая его познавательный потенциал и формируя основы морали. Например, в ролевой игре ребенок принимает ситуацию «как будто» и при этом, не меняя себя, сохраняя связь с реальностью, проживает реальные эмоции в соответствии с сюжетом.

Необходимо также обогащать позитивный эмоциональный опыт детей, а через проигрывание эмоциональных переживаний, снимать напряжение, гнев и вырабатывать самостоятельный навык борьбы с негативными эмоциями.

Важной частью обогащения эмоциональной сферы дошкольника также является расширение средств выражения эмоциональных состояний и формирование навыков произвольного выражения эмоций. Проводя творческие игры типа «Дорисуй лицо» или «Найди отличия в выражении лиц», обсуждая мимические признаки, воспитатель помогает ребенку с решением этого вопроса.

Опережающая инициатива взрослого – главная особенность в коррекции сферы общения ребенка и расширения его эмоциональной сферы.

Родители и воспитатели дошкольников должны большое внимание уделять ролевым играм, разыгрыванию различных сценок с эмоциональным подтекстом, необходимо посещать театральные постановки, цирковые представления, рассматривать картины и прослушивать музыкальные композиции с разным эмоциональным подтекстом.

В работе должна использоваться психогимнастика. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоционаоьно-личностной сферы).

Необходимо отметить также игры на развитие эмоциональной экспрессии, или эмоционально – экспрессивные игры. Они направлены на развитие мимической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности – иными словами, «языка» эмоций, которые создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости и др. Используются в совместной деятельности, начиная со средней группы; к четырем годам у детей складывается определенный эмоционально чувственный опыт, и они способны действовать от определенного лица, ориентироваться на установки взрослого и др.

В работе с детьми желательно использовать произведения детских писателей и поэтов, фольклор. Они являются особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Сказки, рассказы, потешки и др. обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мировидение, отзывчивость, служат прекрасным поводом для содержательного диалога педагога с детьми.

Задачи и варианты практических мероприятий для каждой возрастной группы.

 

Вторая младшая группа.

Основными задачами на этом возрастном этапе являются:

- Побуждение детей к эмоциональному реагированию посредством целенаправленной подачи сенсорной информации по каналам зрительного, слухового, вестибулярного, обонятельного, осязательного и вкусового анализаторов;

- Поддержание экспрессивных проявлений малышей (мимические, жестикуляционные, речевые) в процессе взаимодействия с сенсорными стимулами, различными по модальности, интенсивности, продолжительности.

Для реализации этих задач можно рекомендовать следующие сенсорные игры.

«Путешественники»

Воспитатель предлагает босиком походить по разной поверхности (мягкая, гладкая, ребристая и т.д.).

Игры с водой - пускать кораблики, купать игрушки, наполнить водой пластмассовые емкости, резиновые игрушки (груши) и вылить её, погрузить на дно пластмассовые шарики, игрушки.

«Дождь идёт» (льют воду из лейки в тазики).

«Кто дольше удержит воду» (набирают в ладони воду, стараясь как можно дольше удержать её).

«Море волнуется» (руками изображают морские волны).

«Ветерок»

Воспитатель держит в руке султанчик, к которому прикреплены легкие ленточки, и произносит такие слова:

Ветерок, подуй сильней,

Развей ленточки скорей.

Вей, вей, ветерок,

Догони его, дружок!

Затем начинает быстро двигаться, размахивая султанчиком. Дети стараются поймать «ветерок».

Параллельно с сенсорными рекомендуется проводить игры, направленные на развитие механизмов эмоциональной экспрессии, прежде всего жестикуляционной выразительности.

Сюжетной основой таких игр могут выступать произведения детских писателей, поэтов, фольклор.

«Медвежата» 

Воспитатель читает стихи П. Воронько, предлагая детям подвигаться. 

Медвежата в чаще жили, головой своей крутили. Вот так! (Переступают с ноги на ногу, вертят головой.) 

Медвежата мёд искали, дружно кустик раскачали. Вот так! (Имитируют раскачивание кустиков.) 

Вперевалочку  ходили и из речки воду пли. Вот так! (Двигаются вперевалочку, неуклюже, затем наклоняются, «пьют воду».) 

А потом они плясали, выше лапы поднимали. (Танцуют, высоко поднимая колени.) 

Во второй младшей группе также необходимо познакомить детей с лексикой, отражающей наиболее яркие, визуально легко определимые эмоциональные состояния: радость (радостно, радостный),  грусть (грустно, грустный), веселье (веселый, весело и т.д.), печаль (печальный, печально и т.п.), испуг (испуганный, испугаться), злость (злой, рассерженный) и т.д. 

Основную роль в решении этой задачи выполняют литература, фольклор. Читая сказки, рассказы и др., педагог акцентирует внимание детей на слова, характеризующие определённые эмоциональные состояния. Одновременно можно демонстрировать проявление эмоций в жестах, мимике, интонации, побуждать детей к определению эмоциональных состояний, используя вопросы: «Почему медведь убежал, услышав песенку лисы?», «Как вы считаете, коза всегда была веселой? Какой ещё она была?» и т.д. 

Дети этого возраста должны также научиться видеть и воспроизводить характерные особенности оформления эмоциональных состояний (радость, грусть, испуг, злость). Для этого уместно использовать иллюстративный материал, театрализованную деятельность и т.п. Например, используя серии сюжетных картинок и наборы карточек с изображением главного героя в разных эмоциональных состояниях, воспитатель предлагает детям подобрать к  каждой сюжетной картинке карточку, соответствующую настроению героя. 

 

Средняя группа. 

На этом возрастном этапе необходимо решать гораздо больше задач, связанных с эмоциональным развитием детей. Это  прежде всего расширение опыта эмоционального реагирования посредством введения различных сенсорных стимулов, носящих часто комплексный (зрительно – вестибулярные, зрительно – слухо – осязательные и т.д.)

Для развития эмоциональной экспрессии, её механизмов: невербальных (мимических, пантомимических, жестикуляционных)  и вербальных (слова, звуки, фразы), а также формирования основ выразительности внешних эмоциональных проявлений целесообразно использовать эмоционально – экспрессивные игры (воплощение детьми различных ситуаций из жизни животных, их повадок; передача эмоциональных состояний сказочных героев путем персонификации и т.д.). учитывая возрастные особенности детей, эмоционально – игровой контекст носит конкретный, подсказывающий и направляющий характер.

В среднем дошкольном возрасте важно также пополнить «эмоциональный» словарь словами, обозначающими различные настроения, состояния (удивленный, удивляться, страшный, страшно, злой, злиться, горе, горевать, трусливый, обиженный, тоскливый, озорной и т.д.); словосочетаниями, отражающими оттенки настроения (не очень злой, совсем не страшный, очень печальный и др.); учить подбирать синонимы (радостный – веселый, грустный – печальный, тоскливый); находить слова, конкретизирующие эмоциональные состояния: злой (неприятный, грубый, сердитый); веселый (довольный, смеющийся); понимать эмоциональные характеристики, представленные в виде фразеологизмов: Маша – растеряша, девочка – привередница, добрый доктор Айболит и др.

Чтобы облегчить детям процесс овладения эмоциональным словарем, формирования умения анализировать эмоции с помощью слов,  следует  прежде всего обратиться к художественной литературе. Желательно также использовать наглядные модели – серии картин, отражающих эпизоды сказок, рассказов. Показывая то или иное изображение, воспитатель предлагает вспомнить настроение героя, дать ему обобщенную эмоциональную характеристику.

Можно сделать картонный круг с передвигающейся стрелкой и с изображением животных, людей в разных эмоциональных состояниях. Указывая на одно из них, воспитатель просит детей назвать данное  настроение, подобрать слова – синонимы (заяц печальный, ещё какой?).

Продолжить содержательный диалог с детьми позволит обращение к другим видам деятельности: изобразительной (воспитатель вместе с  детьми рисует Машу – растеряшу, доброго доктора Айболита и т.д.), музыкальной (подбирают музыкальное сопровождение к сказкам).

Желательно учить детей  определять и дифференцировать эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, удивление, злость) по внешним признакам, замечать изменения (переходы) в настроении.

Для решения этих задач можно проводить беседы с использованием пиктограмм, игры, например «Путаница».

Воспитатель кладёт перед детьми большой лист плотной бумаги, на котором нарисованы люди, животные, различные предметы, явления природы и т.д., соединенные друг с другом извилистыми линиями различных цветов. Предлагает разобраться в том, кого (или чего?) боятся щенок, мышь, птичка и т.д.; кто (или что) огорчил девочку; кто (или что) развеселил мальчика и т.д. Затем, предлагает свои варианты исправления негативных переживаний. Например, как успокоить щенка, как помочь девочке преодолеть печаль и т.д.

Целесообразно познакомить детей с «Книгой настроений».  Её создает педагог. Для этого необходимо согнуть пополам пять – шесть альбомных листов и скрепить их посередине. Четные страницы представляют собой символические изображения различных настроений (пиктограммы), а нечетные – отражают жизненные ситуации, эпизоды сказок, мультфильмов, предметы, явления, которые могут вызвать то или иное эмоциональное состояние. Рассматривая «Книгу настроений», желательно побуждать детей к дополнению её содержания собственным жизненным опытом (назовите, что (кто) доставляет вам радость; что может привести в состояние грусти, что значит обидеться и т.д.).

Можно выполнять задания в альбомах «Радуга настроений», требующих передачи эмоций цветом. Например:

· Воспитатель изображает лица девочек в состоянии радости и печали, просит нарисовать платье, бантики, туфельки, которые подходят каждой из них.

· Воспитатель рисует пиктограммы и несколько кружочков вокруг них. Предлагает детям изобразить в кружочках предметы, события и т.п., которые могут вызвать то или иное настроение.

· Изображает эпизоды из сказок (веселые и печальные звери вокруг Айболита, гости на именинах Сороки – белобоки и т.д.), предлагая раскрасить каждого персонажа соответственно его эмоциональному состоянию.

Старший дошкольный возраст. 

К задачам этого возрастного периода относятся следующие:

· Совершенствование опыта внешнего оформления эмоций, побуждение к передаче тонких оттенков настроений, демонстрация разнообразия компонентов эмоциональной экспрессии: мимических, пантомимических, жестикуляционных, речевых;

· Стимулирование проявления индивидуально-неповторимого стиля игрового поведения, самобытность эмоционального реагирования.

Для реализации этих задач рекомендуется проведение серий эмоционально – экспрессивных игр. Вот некоторые из них.

Старших детей продолжают учить понимать, дифференцировать эмоциональное состояние по внешним признакам (мимика, жесты, позы, интонации голоса), определять причины того или иного настроения посредством анализа обстоятельств, событий и т.п.; развивают у них способность отзываться на эмоциональное состояние другого человека, проявлять со-чувствие, со –радование, со – действие.

В реализации этих задач большую помощь оказывает художественная литература, особенно пейзажная поэзия, где передаются различные настроения, связи между переживаниями человека и состоянием природы. Важное место отводится беседам, играм.

Используя проблемные ситуации, наглядный материал, можно остановиться на таких моментах, как причины, вызывающие те или иные эмоциональные переживания, способы изменения негативных переживаний.

В дальнейшем рекомендуется подвести детей к мысли: от настроения человека во многом зависит его взгляд на окружающий мир, отношения между людьми и др.

В ходе совместной деятельности продолжается работа по обогащению словаря эмоциональной лексики (безразличный, жалкий, жадный, капризный, ленивый, обиженный, стыдно, скучный, усталый и др.), при этом важно побуждать детей не только называть эмоциональные состояния, но и подбирать синонимы, выделять оттенки настроений, прослеживать ассоциативные связи с цветом. Читая отрывки из художественных произведений, воспитатель предлагает охарактеризовать особенности внешнего выражения того или иного состояния (например, что значит уставший); воспроизвести данное состояние движениями, подобрать цвет, ему соответствующий.

В общении важно обращать внимание на образность стилистических форм речи детей.

Детей продолжают учить также  понимать эмоциональные характеристики в форме фразеологизмов, адекватно использовать их (Царевна – Несмеяна, Вовка – добрая душа, Гадкий утенок и др.). Для этого необходимо познакомить детей с  произведениями, содержащими такие собирательные образы: А. Барто («Вовка – добрая душа», «Девочка – ревушка»), Г.Х.Андерсен («Гадкий утенок», «Дюймовочка»), Братья Гримм («Золушка»), С.Маршак («Вот какой рассеянный»), Я.Аким («Неумейка»), С.Михалков («Фома»), сказка «Крошечка – Хаврошечка» и др.

Можно создать альбом «Они живут среди нас» (каждый рисунок основательно продумывается вместе с детьми: фон, поза, выражение лица, окружающие предметы и т.д.).

Рекомендуется проводить беседы, вечера развлечений, например, «Путешествие в страну знакомых героев». Воспитатель заранее готовит силуэтные изображения Царевны – Несмеяны, Гадкого утенка, Рассеянного с улицы Бассейной и т.д. Предлагает отправиться  в удивительную страну, где их ждет встреча с интересными героями.

Таким образом, эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагогов ДОУ.