Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Оптимальные психолого-педагогические условия взаимодействия с родителями в детском саду

Дата публикации: 2019-02-11 18:36:01
Статью разместил(а):
Матвеева Светлана Николаевна

Создание оптимальных психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей в едином образовательном пространстве детского сада

Автор: Светлана Николаевна Матвеева

МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №176», г. Пермь

 

"От того, как прошло детство,

кто вёл ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира – от этого

в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш."

В.А. Сухомлинский

 

Социальные, общественные, политические, нравственные трудности в каждом временном отрезке имеют свои особенности. Это побуждает философов, психологов, педагогов того или иного периода рассматривать проблему взаимодействия детей и родителей под тем углом зрения, который данные особенности в большей мере отражает. Безусловно, не всегда точки зрения совпадали и, более того, часто бывали диаметрально противоположными.

Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе воспитательно-образовательной работы и направлен на развитие личности ребенка. Педагогическое осмысление это понятие получило в работах В. И. Загвязинского, Л. А. Левшина, Х. Й. Лийметса и др. Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах человеческой деятельности: познавательной; трудовой; творческой. В его основе лежит, главным образом, сотрудничество. Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс, который выступает в нескольких формах:

1) индивидуальный (между воспитателем и воспитанником);

2) социально-психологический (взаимодействие в коллективе);

3) интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе).

Возможность быть истинными субъектами образовательного процесса становится одной из ведущих линий выстраивания взаимодействия и тесного сотрудничества  детского сада и семьи. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Введение в действие новых нормативных документов на современном этапе модернизации российского образования, создает предпосылки для равноправного и заинтересованного взаимодействия семьи и детского сада, как условие реализации государственного социального заказа. В соответствии с этим, учреждения, носящие инновационный характер развития, ищут новую парадигму открытого образования, где активными субъектами является родительская общественность. Не исключением стало и наше учреждение, реализующее ООП ДО, разработанную на основе примерной программы целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности «Детский сад-Дом радости» Н.М.Крыловой.

Одним из кирпичиков фундамента программы Н.М.Крыловой «Детский сад-Дом радости» является принцип сотрудничества воспитания в семье и в детском саду по законам содружества направляет внимание на специфику деятельности педагога, которая заключается  в том, чтобы содействовать развитию любви, понимания, взаимоуважения между ребенком и его родителями на основе открытия им своего ребенка как неповторимой индивидуальности, обладающей собственной программой внутреннего развития.

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. В нашем детском саду накоплен значительный опыт организации сотрудничества с семьей посредством использования дифференцированного подхода, традиционных и нетрадиционных форм и методов взаимодействия.

С целью выявления заинтересованности родителей во взаимодействии семьи и детского сада, нами  были составлены анкеты и проведено анкетирование. Такой анализ позволил выделить три группы родителей:

1. «Родители – заинтересованные», которые с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы ДОУ.
2. «Родители – исполнители», которые принимают участие при условии значимой мотивации.
3. «Родители – незаинтересованные». Заинтересованы в успешности своего ребёнка, но желающие решить проблему с помощью специалистов.

С целью организации общения и установления теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также доверительными отношениями между родителями и детьми, организованы  досуговые формы работы:

- Календарные праздники: «Осенины», «Ярмарка», «Новогоднее путешествие Вити и Маши и др.»;

- Совместные досуги: «Бабушкины посиделки», «Папа может все, что угодно», «Рядом с мамой» и др.

- Фестивали семейного творчества: «Наши таланты», «Самые спортивные» и др.

- Празднование дней рождения;

- Смотры-конкурсы: «Конкурс чтецов», «Лучший рассказчик», «Конкурс шляп» и др.;

- Выставки: «Чудеса осени», «Секреты под елкой»  и др.

- Проектное движение: «Наш участок лучше всех», «Секреты здоровой семьи» и др.

Целенаправленная работа на расширение кругозора и  повышение педагогической компетентности родителей проходит посредством организации познавательных форм работы таких как: совместные конференции: «Значение социального развития в личности ребенка», «Осознанное родительство - компетентный родитель», «Игра, дети, взрослые: точки соприкосновения» и др.; педагогические советы: «Комфортная среда обитания в детском саду и дома – залог психического здоровья»; круглый стол: «Школа – это не страшно»,; тематические вечера «Народные игры в семейном кругу», «День рожденья только раз в году», «Масленица» и др.

Особое место занимают наглядно-информационные формы, которые включают в себя информационно-ознакомительные и информационно-просветительские, такие как: информационные проспекты для родителей, памятки, буклеты; дни открытых дверей; фотоэкспозиции, выставки; передвижные библиотеки; создание группы в социальной сети(Вконтакте); обмен информацией посредством электронной почты; медиатека с различным видео- и фотоматериалом.

Таким образом, в течение учебного года все родители включаются в проводимую систематически образовательную работу с детьми. От участия взрослых в работе ДО, выигрывают все субъекты педагогического процесса. На сегодняшний день можно сказать, что у нас  сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными инициаторами и участниками встреч, создана атмосфера взаимоуважения. Желание педагогов и родителей помогло реализовать творческий потенциал, как педагогов, так и родителей, а также помогло осуществить инновационный режим развития ДОО.

Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 65% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы и детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка, являются активными участниками  родительских собраний, проводимых в разных формах, конкурсов, праздников и развлечений.

По результатам повторной диагностики в группе: на 21% увеличилось число «заинтересованных родителей»; количество «незаинтересованных родителей» снизилось на 25%. Мы уверены в том, что без сотрудничества и взаимодействия родителей и педагогов процесс воспитания детей невозможен, он становится неполноценен. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создает вокруг себя.

 

Литература:

1. Аракелова, Т.Л., Безродных, Т.В. Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования: коллективная монография/ Под ред. Е.В. Коротаевой. - Новосибирск: ЦРНС, 2010. - 172с.

2. Воронкова И.В. Опыт построения модели педагогической поддержки детей в образовании. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании / Под. ред О.С. Газмана : Материалы всероссийской конференции. - М.: УВЦ Инноватор, 1996.- 50 с.

3. Крылова Н.М., Детский сад дом радости. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования – М.: ТЦ Сфера, 2013. - 150с.

4. Новикова Л.И. и др. Теория и практика воспитательных систем: в 2 кн., Кн.1/ Под ред. Л. И. Новиковой - М.: Изд. ИТП и МИО РАО,-1993.- с. 3

5. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф, Шиянов, Е.Н. Педагогика/Под ред. В.А. Сластенина :Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений . - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с. 

.  .  .