Формирование представлений о традициях и обычаях русского народа в ДОУ
Формирование представлений о традициях и обычаях русского народа как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Автор: Орлова Анастасия Юрьевна
Проблема социально-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной.
Перед современной системой образования стоит цель приобщения новых поколений к исторической памяти народа и сохранению её в наших детях.
Нашими задачами на сегодня являются:
1. Помочь ребёнку вспомнить свою национальную и родовую память.
2. Сформировать ценностное отношение к жизни.
3. Сформировать уважительное отношение к своим древним корням..
4. Воспитать чувство долга, справедливости, ответственности и других качеств.
5. Систематически и целенаправленно приобщать детей к истокам народной культуры.
В связи с этим ключевой ролью детского сада является создание оптимальных условий для всестороннего развития социально-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях русского народа.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности. Именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Особое внимание в деятельности нашего дошкольного учреждения уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками мы даём детям представление о культуре народа, знакомим с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же формируем у детей чувство толерантности, уважение к другим народам, их традициям.
Погружаем детей в традиционную фольклорную среду, как один из факторов воспитания. Все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.
Для реализации наших задач мы используем методы:
1. Наглядно-действенный:
- показ сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;
- наблюдение;
- чтение педагогом художественной литературы;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
- экскурсии, целевые прогулки.
2. Словесно-образный:
- чтение и обыгрывание произведений воспитателем;
- загадывание и отгадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- рассказы детей о своих впечатлениях;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией.
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбор житейских ситуаций;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
3. Практический:
- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация;
- проведение игр: со строительным материалом, дидактических, подвижных, малоподвижных;
- изготовление кукол к сказкам;
- организация постановки пьес, сказок, литературных произведений;
- проведение экскурсий различной направленности;
- организация вечеров с родителями, для родителей;
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- организация продуктивной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что при создании необходимой среды, при совместной деятельности дошкольного учреждения и родителей у детей формируются представления о традициях и обычаях русского народа.
Происходит воспитание социально-нравственных навыков и привычек. Это находит отражение, прежде всего, на культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми.