Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие»
опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
«Воздух-Невидимка»
Автор: Буксартова Гульсун Жаксибаевна
МДОУ «Детский сад № 50», г. Магнитогорск, Челябинская область
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место и т.д.) и способами его обнаружения.
2. Развивать умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать познавательный интерес.
3. Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, умение работать в группе, бережное отношение к воздуху.
Предварительная работа: Беседа «Земля – наш общий дом». Наблюдение за воздухом во время прогулок. Дидактические игры «Дышит – не дышит», «Выбери игрушку». Опыты и эксперименты с водой и воздухом. Чтение художественной литературы: «Ветрено, ветрено» И. Токмакова, «Ветер, ветерок, ветрище» Я.Аким.
Оборудование: полиэтиленовые мешочки, зубочистки, кружки с водой, трубочки для коктейля (по количеству детей), бумажные кораблики, карточки – символы, мыльные пузыри, фартуки, нарукавники(по количеству детей) апельсин, чеснок, картина о загрязнении воздуха.
Ход
(В зал под нежный вальс природы входят дети и встают полукругом)
Воспитатель: Все в сборе взрослые и дети мы можем начинать, но сначала нужно нам здравствуйте сказать. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
А теперь здороваемся с природой.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро. Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!
- Садитесь на стульчики.
Сегодня, когда я шла в детский сад заметила, калитка то открывается, то закрывается.
- Кто открывал и закрывал нашу калитку? (ветер)
- Что такое ветер? (это движение воздуха)
- Что такое воздух? (то чем мы с вами дышим)
Игра «Дышит, не дышит».
Воспитатель:
Я называю предметы, если оно дышит, хлопаем в ладоши, а если нет, сидим спокойно.
Окно, дерево, насекомые, стол, животные, рыбы, камень, дети.
- Есть ли внутри д. сада воздух?
Вот сейчас мы это с вами проверим. Мы превратимся с вами в маленьких учёных и отправимся в лабораторию.
- Что такое лаборатория? (это помещение, где работают учёные, которые ставят опыты и эксперименты, исследуя их.)
Но прежде чем попасть в лабораторию нам нужно вспомнить правила поведения. Проходите, пожалуйста, надевайте фартуки и нарукавники.
Правила при проведении опытов:
МОЖНО: слушать, размышлять, аккуратно брать научные приборы.
НЕЛЬЗЯ: громко говорить, толкаться, пробовать незнакомые вещества.
Закрываем глаза и повторяем.
Раз, два, три. Вокруг себя ты обернись
Вперёд немного ты пройдись
И в лаборатории окажись
- Вот мы и в лаборатории. Сели за столы.
Опыт №1 «Как поймать воздух».
Воспитатель:
Ребята мы сейчас воздух с вами видим? Почему мы его не видим? (он невидимый)
Как можно проверить, есть ли воздух в детском саду? (предположения).
А я предлагаю поймать воздух с помощью целлофанового мешочка.
Встали, задвинули стульчики и собираем воздух. Закручиваем мешочек.
- Что произошло с мешочком? (он надулся, похож на подушку).
- Что в них находится? (воздух). Какой он? (невидимый)
- Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований записывают, для того, чтобы знать что получилось, над чем надо поработать. А мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов.
- Какой воздух по цвету? (прозрачный)
- Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот так («Зачёркнутый глаз», «зачеркнутое цветное пятно»).
(На доску выставляются карточки - символы).
- Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? ( ветерок) Как образуется ветер?
( Ветер – это движение воздуха.)
Опыт № 2 «Воздух может двигаться».
Воспитатель:
Хотите создать настоящий ветер. (ёмкость с водой)
Представьте, что это море - запускаем кораблики и дуем на них.
Воспитатель: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгонят
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах»
- Обозначим с помощью вот такой карточки («качающееся на ветру дерево»)
Воспитатель:
- А сейчас пройдем и займем свои рабочие места в нашей лаборатории.
Опыт №3 «Воздух в человеке»
- Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей).
(Дети садятся за столы, на столах кружки с водой и трубочки).
- Опустите трубочку в кружку с водой и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки).
- Почему появились пузырьки? (выходит воздух).
- Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха через нос, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Запишем результаты опыта с помощью карточки («изображение человека»).
- Какие ещё можно пускать пузыри? (мыльные)
Подходим к столику, надуваем пузыри.
- Что внутри пузырей? (воздух)
Физкультминутка
Воспитатель:
- А теперь немного отдохнём.
Мы сидели, мы устали
Воздух дружно изучали
А теперь пришла пора
Отдохнуть нам детвора.
- Поиграем с ветерком.
Ветер дует нам в лицо (взмахи руками)
Закачалось деревцо (качаемся)
Ветерок все тише, тише (приседаем)
Деревцо все выше, выше (поднимаемся на носочки).
Садимся за столы.
Опыт № 4 «Имеет ли воздух запах».
Воспитатель:
- Ребята, пока мы с вами играли, у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух запах?» (варианты ответов детей).
- Как мы это можем проверить? (понюхать воздух).
- Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет? Воздух – не имеет запаха.
А сейчас закрыли глазки и не подглядываем.
- Ребята, вы чувствуете, в нашей лаборатории так вкусно запахло. Чем пахнет? (Апельсин, лук)
- Мы же только что выяснили, что воздух не имеет запаха?
Оказывается, воздух умеет двигаться и может доносить различные запахи до наших носов. Чем может пахнуть воздух? (цветами, едой, которая готовится на кухне, дымом от костра, духами и т.д).
- Запишем результаты опыта с помощью карточки («зачёркнутый нос»).
- На сегодня наши исследования закончены, посмотрите на доску и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.
- Что нам расскажут о воздухе девочки? (рассказывают стихи)
1. Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, но всё же.
Без него мы жить не можем.
2. Он нам нужен, чтоб дышать
Чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час
Но невидим он для нас.
Итог.
Воспитатель:
Вокруг себя мы обернёмся
Чуть-чуть вперёд пройдёмся
И в детский сад вернёмся.
- Ребята, в группе я нашла вот эту картину.
- Посмотрите, что происходит с воздухом? (воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки).
- Как мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? (не жечь костры, не мусорить, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух).
- Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его. Так как воздух нужен не только людям, но и животным, растениям, рыбам.