Педагогический совет – деловая игра "Формирование у дошкольников основ экологического воспитания"
Педагогический совет – деловая игра
"Формирование у дошкольников основ экологического воспитания"
Автор: Таныгина Алевтина Николаевна
Цель: Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологического воспитания.
Задачи: Развивать экологическую культуру детей: прививать любовь и бережное отношение к нашему общему дому – природе, формировать познавательный интерес к миру животных и растений».
План работы:
1. Введение в тему.
2. Разминка: Составление слов.
3. Задачки для педагогов на выявление экологических знаний.
4. Решение педагогических ситуаций.
5 Представление домашнего задания.
6. Результаты тематической проверки.
7. Рефлексия.
8. Решение.
1 часть.
Экологическое воспитание становится в наше время важнейшим направлением педагогики детства. Почему? Во-первых, в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры. Немаловажным фактором в формировании экологического сознания детей является правильная организация эколого-развивающей среды в ДОУ.экологически грамотное поведение человека – залог выживания человечества в общем для всех нас дом – на планете Земля. Во-вторых, в процессе познания природы у детей вырабатывается способность творчески мыслить, обостряется восприятие, воображение, появляется желание приобретать новые знания. Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, природе. Основное условие их развития – широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.
Экология – наука об отношении растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия детей с природой. Его результатом должно быть не только не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природу. Человек, невидящий красоту природы, хуже, чем слепой: у него слепота души. А от того, у кого слепа душа, не жди доброты или честности, преданности или мужества. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства – в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне велик. Надо стараться пробудить в детях, прежде всего.
Интерес к природе, побуждать их к наблюдениям за явлениями природы, учить сравнивать, делать выводы. Великий педагог В.А. Сухомлинский точно заметил: «Наблюдения необходимы ребенку как солнце, воздух и вода необходимы растению, и для того, чтобы ребенок научился видеть в одуванчике солнышко на ладони, в белой березе – девицу в белом сарафане, - для этого надо бывать на природе, останавливаться, присматриваться, чтобы увидеть».
2. Разминка Составление слов: ррддеееооиинвп (природоведение), ккссяэури (экскурсия), ааенкльдр (календарь), рнгьеа (герань), рвмкуааи (аквариум)
3. Задачки для педагогов на выявление экологических знаний.
Выберите один правильный ответ (задание на 2-х человек).
Задача 1: С чем связано такое поведение лисицы, которое описал Ю. Дмитриев в «Книге природы»: «Часто где – нибудь на лесной поляне или на поле можно увидеть лисицу, которая бежит легкой рысцой, то и дело останавливаясь и прислушиваясь. Вдруг она круто сворачивает несколько раз, ударяя всеми четырьмя конечностями о снег, поднимаясь на задние лапы, и, извернувшись, падает» (лисица добывает пищу – мышей, «мышкует»)
Задача 2: Березовый лес площадью в 1 га выделяет 47 тыс. л. воды в день. В лесу даже в сухую погоду воздух влажнее, чем на открытом месте. Благодаря какому свойству растения выделяют такое большое количество воды? (испарение)
Задача 3: Одна сова за лето сохраняет 1 кг пшеницы, т.к. уничтожает до 1000 мышей – полевок. Одна полевка за лето съедает 1 кг зерна. Можно ли считать полевку вредным животным? (нет, в природе все взаимосвязано и находится в равновесии. Если истребить полевку, как вредителя, то исчезнут и совы, т.к. не будет источника питания и нарушится пищевая цепь)
Задача 4: На поверхности воды обитают водомерки. На длинных ногах водомерки – подушечки из густых волосков. Эти волоски покрыты жиром. Все тело водомерки покрыто такими же волосками. Между волосками много воздуха. Какое значение для водомерок имеют такие приспособления в водоемах? (для того, чтобы не утонуть в воде. Волоски покрыты жиром, поэтому ноги и тело не смачиваются водой).
Задача 5: Жуки – вертячки обычно кружатся на поверхности водоема, но могут уходить и в глубину. Они имеют приспособления к условиям обитания – каждый глаз вертячки поделен на две части: одна смотрит в воздух, другая – в воду. Какое значение для жуков – вертячек имеют их приспособления к обитанию в водоемах? (опасность подстерегает жуков и сверху, и в воде. Добыча также может оказаться и в воде, и на ее поверхности, поэтому глаз поделен на две части: одна смотрит в воздух, другая – в воду).
Задача 6: На муравейник опустился дрозд, вытянув в стороны крылья, и сидел так несколько минут. Почему? (муравьи опрыскивают тело птицы муравьиной кислотой, и она убивает всех паразитов).
4. Решение педагогических ситуаций:
1. На лесной поляне играют четверо детей от 5 до 7 лет.
Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!».
Мужчина идущий мимо и слышащий этот призыв останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?»
Тот немного молчит и отвечает: «Просто так …».
Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?
2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.
- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.
- Это еще что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.
Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?
3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.
Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей), или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми).
4. Дети вместе с воспитателем на своем участке ухаживали за яблоней. Они поливали ее, рыхлили землю, удобряли, постоянно наблюдали за яблоком, которое с каждым днем все поспевало и наливалось. Но вот однажды дети также пришли посмотреть на яблоню, но увидели следующую картину: листья оторваны, некоторые ветки были поломаны, а от яблока, за которым следили дети, остался лишь огрызок, валявшийся на земле. Воспитатель знал, кто это (ребенок с группы).
Ваши действия?
5. В саду для детей старших групп и их родителей было предложено задание, изготовить кормушки для птиц. Дети с азартом и радостью показывают и рассказывают, как они смастерили, кто-то с папой, кто-то с дядей, с дедушкой кормушки. Только 5-ти летний Антон сидел и тихо наблюдал за всеми. Одна из девочек обратилась к нему: «А ты, почему не принес кормушку? Тебе не жалко птиц!» А Антон ответил: «Мама все время работает ей некогда, а папы у меня нет!» Все дети рассмеялись.
Ваши действия?
6. В саду идет подготовка к Новому году. В музыкальном зале уже украсили елку. Весело и радостно проходит новогодний праздник, но тут к воспитателю подходит 6-ти летняя Кира и спрашивает: «- Анна Ивановна, а почему елку срубили, ведь нельзя ломать и губить деревья. Ведь после праздника выкинете».
Ваши действия?
7. Домашнее задание Описание экологической эмблемы «Узнай, о чем?» Каждая группа описывает свою эмблему таким образом, чтобы соперники могли по описанию узнать ее. Описание может дополняться музыкальным и стихотворным сопровождением.
8. Итоги тематической проверки.
9. Рефлексия:
И, подводя итоги, нашей дискуссии, проведёмрефлексию «Цветочная поляна»
(Педагоги кладут на стол ромашку, если по пункту, зачитанному мной, достигнут положительный результат, кладут красный мак, если - нет ).
- Дети группы знают, какую пользу оказывают птицы в природе.
- Дети дошкольного возраста понимают взаимосвязь всего живого, они знают, что нет вредных живых существ.
- Наблюдения в природе проводятся вами постоянно, при этом развивается мыслительная деятельность дошкольников.
- Наблюдения за объектами природы вы интегрируете с занятиями по рисованию, развитию речи, лепке, конструированию.
- Уход за цветами в уголке природы осуществляют дети.
- На вашем участке имеются кормушки.
- Родители вашей группы с детьми помогают заготавливать корм для птиц.
- На участке есть уголок леса.
- Дети знают о пользе насекомых и бережно относятся к ним.
- В группе есть библиотечка книг о природе.
- Дети знают стихи, пословицы о природе.
- В группе есть экологический центр.
- Дети умеют применять полученные на занятиях навыки экологически безопасного поведения в природе.
- Дети применяют знания о мире природы в игровой деятельности.
Посмотрите, на нашу ромашковую полянку. Я нисколько не сомневалась, что она будет такой чисто-солнечной, а красные маки пусть радуют Вас только в букетах.
8. Решение педсовета:
1. Продолжать формирование экологической культуры дошкольников, через создание экологической развивающей среды, регулярное использование элементарных опытов и экспериментов .
Срок: постоянно. Ответственные: старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОУ.
2. Провести праздничное мероприятие, посвященное всемирному Дню Земли. Ответственные: музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, воспитатели.
3. Дополнить методический кабинет, группы методической и познавательной литературой о природе, репродукциями пейзажей русских художников. Ответственный: старший воспитатель
4. Разработать и оформить экологический паспорт групповых участков и дошкольного образовательного учреждения. Ответственный: старший воспитатель, воспитатели.
5. Создать «Экологическую тропу» в рамках проекта «Лучшая экологическая тропинка группы».
Срок исполнения: сроки реализации проекта с 14.08.2017г. по 25.08.2017 г.
Ответственные: старший воспитатель, воспитатели.
Вопросы для обследования предметно-развивающей среды:
Наличие уголка природы в группе.
Содержание растений в группе.
Наличие достаточного количества растений в группе.
Ухоженный внешний вид растений.
Наличие инструментов для ухода за растениями: рыхления, мытья, полива.
Наличие паспорта каждого растения в группе.
Безопасность растений для детей.
Расположение растений с точки зрения удобства ухода за ними и безопасности (растения не стоят на высоких полках, в подвешенных кашпо, не заслоняют свет)
Аквариум (Зимний сад)
Чистка аквариума.
Достаточный объем для содержания в нем рыб.
Недопущение содержания в аквариуме различных видов(рыбы и черепахи).
Наличие необходимого инструмента для содержания аквариума в чистоте.
Наличие методической литературы по уходу за растениями, по организации занятий с детьми.
Наличие обучающих игр по экологии.
Наличие наглядного материала (картины, альбомы, загадки, энциклопедии).
Наличие календаря природы, соответствие возрасту.
Наличие картотек (наблюдения, прогулки, опыты, эксперименты).
Наличие инструментов для экспериментальной деятельности.