Педагогический совет – деловая игра "Формирование у дошкольников основ экологического воспитания"

Дата публикации: 2019-01-18 06:17:41
Статью разместил(а):
Таныгина Алевтина Николаевна

Педагогический совет – деловая игра

"Формирование у дошкольников основ экологического воспитания"

Автор: Таныгина Алевтина Николаевна

 

Цель: Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологического воспитания.

Задачи: Развивать экологическую культуру детей: прививать любовь и бережное отношение к нашему общему дому – природе, формировать познавательный интерес к миру животных и растений». 

План работы:

1.  Введение в тему.

2.  Разминка: Составление слов.

3.  Задачки для педагогов на выявление экологических знаний.

4.  Решение педагогических ситуаций.

5  Представление  домашнего задания.

6.  Результаты тематической проверки.

7. Рефлексия.

8.  Решение.

 

1 часть.

Экологическое воспитание становится в наше время важнейшим направлением педагогики детства. Почему? Во-первых, в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры. Немаловажным фактором в формировании экологического сознания детей является правильная организация эколого-развивающей среды в ДОУ.экологически грамотное поведение человека – залог выживания человечества в общем для всех нас дом – на планете Земля. Во-вторых, в процессе познания природы у детей вырабатывается способность творчески мыслить, обостряется восприятие, воображение, появляется желание приобретать новые знания. Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, природе. Основное условие их развития – широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

Экология – наука об отношении растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия детей с природой. Его результатом должно быть не только не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природу. Человек, невидящий красоту природы, хуже, чем слепой: у него слепота души. А от того, у кого слепа душа, не жди доброты или честности, преданности или мужества. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства – в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне велик. Надо стараться пробудить в детях, прежде всего.

Интерес к природе, побуждать их к наблюдениям за явлениями природы, учить сравнивать, делать выводы. Великий педагог В.А. Сухомлинский точно заметил: «Наблюдения необходимы ребенку как солнце, воздух и вода необходимы растению, и для того, чтобы ребенок научился видеть в одуванчике солнышко на ладони, в белой березе – девицу в белом сарафане, - для этого надо бывать на природе, останавливаться, присматриваться, чтобы увидеть».

2.  Разминка  Составление слов: ррддеееооиинвп (природоведение), ккссяэури (экскурсия), ааенкльдр (календарь), рнгьеа (герань), рвмкуааи (аквариум)

3. Задачки для педагогов на выявление экологических знаний.

Выберите один правильный ответ (задание на 2-х человек).

Задача 1: С чем связано такое поведение лисицы, которое описал Ю. Дмитриев в «Книге природы»:                       «Часто где – нибудь на лесной поляне или на поле можно увидеть лисицу, которая бежит легкой  рысцой, то и дело останавливаясь и прислушиваясь. Вдруг она круто сворачивает несколько раз, ударяя всеми четырьмя конечностями о снег, поднимаясь на задние лапы, и, извернувшись, падает» (лисица добывает пищу –  мышей, «мышкует»)

Задача 2: Березовый лес площадью в 1 га выделяет 47 тыс. л. воды в день. В  лесу даже в сухую погоду воздух влажнее, чем на открытом месте. Благодаря какому свойству растения выделяют такое большое количество воды? (испарение)

Задача 3: Одна сова за лето сохраняет 1 кг пшеницы, т.к. уничтожает до 1000 мышей – полевок. Одна полевка за лето съедает 1 кг зерна. Можно ли считать полевку вредным животным? (нет, в природе все взаимосвязано и находится в равновесии. Если истребить полевку, как вредителя, то исчезнут и совы, т.к. не будет источника питания и нарушится пищевая цепь)

Задача 4: На поверхности воды обитают водомерки. На длинных ногах водомерки – подушечки из густых волосков. Эти волоски покрыты жиром. Все тело водомерки покрыто такими же волосками. Между волосками много воздуха. Какое значение для водомерок имеют такие приспособления в водоемах? (для того, чтобы не утонуть в воде. Волоски покрыты жиром, поэтому ноги и тело не смачиваются водой).

Задача 5: Жуки – вертячки обычно кружатся на поверхности водоема, но могут  уходить и  в глубину. Они имеют приспособления к условиям обитания – каждый глаз вертячки поделен  на две части: одна смотрит в воздух, другая – в воду. Какое  значение для жуков – вертячек имеют их приспособления к обитанию в водоемах? (опасность подстерегает жуков и сверху, и в воде. Добыча также может оказаться и в воде, и на ее поверхности, поэтому глаз поделен на  две части: одна смотрит в воздух, другая – в воду).

Задача 6: На муравейник опустился дрозд, вытянув в стороны крылья, и сидел так несколько минут. Почему? (муравьи опрыскивают тело птицы муравьиной кислотой, и она убивает всех паразитов).

4. Решение педагогических ситуаций:

1. На лесной поляне играют четверо детей от 5 до 7 лет.

Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!».

Мужчина идущий мимо и слышащий этот призыв останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?»

Тот немного молчит и отвечает: «Просто так …».

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный  кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

Это еще что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей), или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми).

4. Дети вместе с воспитателем на своем участке ухаживали за яблоней. Они поливали ее, рыхлили землю, удобряли, постоянно наблюдали за яблоком, которое с каждым днем все поспевало и наливалось. Но вот однажды дети также пришли посмотреть на яблоню, но увидели следующую картину: листья оторваны, некоторые ветки были поломаны, а от яблока, за которым следили дети, остался лишь огрызок, валявшийся на земле. Воспитатель знал, кто это (ребенок с группы).

Ваши действия?

5. В саду для детей старших групп и их родителей было предложено задание, изготовить кормушки для птиц. Дети с азартом и радостью показывают и рассказывают, как они смастерили, кто-то с папой, кто-то с дядей, с дедушкой кормушки. Только 5-ти летний Антон сидел и тихо наблюдал за всеми. Одна из девочек обратилась к нему: «А ты, почему не принес кормушку? Тебе не жалко птиц!» А Антон ответил: «Мама все время работает ей некогда, а папы у меня нет!» Все дети рассмеялись.

Ваши действия?

6. В саду идет подготовка к Новому году. В музыкальном зале уже украсили елку. Весело и радостно проходит новогодний праздник, но тут к воспитателю подходит 6-ти летняя Кира и спрашивает: «- Анна Ивановна, а почему елку срубили, ведь нельзя ломать и губить деревья. Ведь после праздника выкинете».

Ваши действия?

7. Домашнее задание Описание экологической эмблемы «Узнай, о чем?» Каждая группа описывает свою эмблему таким образом, чтобы соперники могли по описанию узнать  ее. Описание может дополняться музыкальным и стихотворным сопровождением.  

8. Итоги тематической проверки.

9. Рефлексия:

И, подводя итоги, нашей дискуссии, проведёмрефлексию «Цветочная поляна»
(Педагоги кладут на стол ромашку, если по пункту, зачитанному мной, достигнут положительный результат, кладут красный мак, если - нет ).

- Дети группы знают, какую пользу оказывают птицы в природе.
- Дети дошкольного возраста понимают взаимосвязь всего живого, они знают, что нет вредных живых существ.
- Наблюдения в природе проводятся вами постоянно, при этом развивается мыслительная  деятельность дошкольников.
- Наблюдения за объектами природы вы интегрируете с занятиями по рисованию, развитию речи, лепке, конструированию.
- Уход за цветами в уголке природы осуществляют дети.
- На вашем участке имеются кормушки.
- Родители вашей группы с детьми помогают заготавливать корм для птиц.
- На  участке есть уголок леса.
- Дети знают о пользе насекомых и бережно относятся к ним.
- В группе есть библиотечка книг  о природе.
- Дети знают стихи, пословицы о природе.
- В группе есть экологический центр.
- Дети умеют применять полученные на занятиях навыки экологически безопасного поведения в природе.
- Дети применяют знания о мире природы в игровой деятельности.

Посмотрите, на нашу ромашковую полянку. Я нисколько не сомневалась, что она будет такой чисто-солнечной, а красные маки пусть радуют Вас только в букетах.

8. Решение педсовета:

1. Продолжать формирование экологической культуры дошкольников, через создание экологической развивающей среды, регулярное использование элементарных опытов и экспериментов .

Срок: постоянно. Ответственные: старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОУ.

2. Провести праздничное мероприятие, посвященное всемирному Дню Земли. Ответственные: музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, воспитатели.

3. Дополнить методический кабинет, группы методической и познавательной литературой о природе, репродукциями пейзажей русских художников. Ответственный: старший воспитатель

4. Разработать и оформить экологический паспорт групповых участков и дошкольного образовательного учреждения. Ответственный: старший воспитатель, воспитатели.

5. Создать «Экологическую тропу» в рамках проекта «Лучшая экологическая тропинка группы».
Срок исполнения: сроки реализации проекта с 14.08.2017г. по 25.08.2017 г.
Ответственные: старший воспитатель, воспитатели.

Вопросы для обследования предметно-развивающей среды:

Наличие уголка природы в группе.

Содержание растений в группе.

Наличие достаточного количества растений в группе.

Ухоженный внешний вид растений.

Наличие инструментов для ухода за растениями: рыхления, мытья, полива.

Наличие паспорта каждого растения в группе.

Безопасность растений для детей.

Расположение растений с точки зрения удобства ухода за ними и безопасности (растения не стоят на высоких полках, в подвешенных кашпо, не заслоняют свет)

Аквариум (Зимний сад)

Чистка аквариума.

Достаточный объем для содержания в нем рыб.

Недопущение содержания в аквариуме различных видов(рыбы и черепахи).

Наличие необходимого инструмента для содержания аквариума в чистоте.

Наличие методической литературы по уходу за растениями, по организации занятий с детьми.

Наличие обучающих игр по экологии.

Наличие наглядного материала (картины, альбомы, загадки, энциклопедии).

Наличие календаря природы, соответствие возрасту.

Наличие картотек (наблюдения, прогулки, опыты, эксперименты).

Наличие инструментов для экспериментальной деятельности.