Конспект ОД по познавательному развитию с детьми 1 мл. группы "Нарядные матрешки"
Конспект ОД с детьми 1 младшей группы
«Нарядные матрёшки»
(познавательное развитие детей раннего возраста)
Автор: Емельянова Наталья Александровна
МБДОУ "Детский сад № 24 "Вишенка", г Павлово Нижегородской области
Программные задачи:
Обучающие:
Способствовать овладению детьми способами действия со сборно-разборными игрушками, состоящими из трех однотипных и взаимосвязанных частей, ориентируясь на два свойства – величину и положение в пространстве.
- Формировать умение сравнивать, соотносить, группировать предметы, ориентируясь на сенсорные признаки.
- Формировать умение различать количество предметов: один – много, размер кукол; сопоставлять предметы по цвету.
- Формировать умение отвечать на простейшие вопросы; развивать активный словарь детей: матрёшка, кукла, большая, поменьше, маленькая.
- Формировать умение здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого).
Развивающие:
- Развивать внимание, зрительное восприятие, мышление, память, речь.
- Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук, координации руки и глаза.
- Обогащать чувственный опыт детей , тактильные ощущения при обследовании предметов, умение манипулировать с различными играми и игрушками.
- Формировать положительную самооценку детей ,уверенность в собственных возможностях и способностях.
Воспитательные:
- Воспитывать желание слушать стихотворения, потешки.
- Воспитывать дружелюбие при взаимодействии со сверстниками в игровой форме, умение играть сообща, вызывать у детей эмоциональный отклик на игровой сеанс и желание в нём участвовать.
- Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
- Формировать навык убирать игрушки на место по окончании игры.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» .
Материал и оборудование: матрёшки по количеству детей трёх величин, домики по количеству матрёшек с замками и ключами четырёх цветов, ваза с «конфетами» (кубик, шарик, брусок и цилиндр завёрнутые в яркую шуршащую бумагу) и цветные тарелочки по количеству матрёшек.
Методы и приёмы:
Словесные: рассказ воспитателя, рассматривание игрушек, вопросы, повтор детьми фраз и слов за воспитателем.
Организационный момент (использование приёма «сюрпризности» для активизации интереса к занятию), указание, беседа, напоминание, художественное слово, поощрение.
Игровые, направленные на решение дидактической задачи: игровая ситуация; обыгрывание.
Наглядные: показ картинок, демонстрация, наблюдение , обследование.
Практические: игровые упражнения, включение движения рук по предмету, самостоятельное выполнение действий.
Планируемые результаты:
- Слушает доступные по содержанию стихотворения, потешки;
- Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу;
- Общается в диалоге со взрослым;
- Различает один и много предметов;
- Различает четыре цвета;
- Различает большие и маленькие предметы, называет их размер.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Русская матрёшка», рассматривание игрушки матрешки, беседа о матрешке, дидактические игры: «Угадай предмет», «Найди такой же цвет», пальчиковые игры, чтение стихотворного текста С.М. Маршака , А. Кулешовой, Л. Громовой, Р. Карапетьяна, выполнение движений по показу воспитателя в танце «Веселые матрешки» (муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой).
«В гостях у матрёшек»
Ход занятия:
Деятельность воспитателя |
Деятельность воспитанников |
Ожидаемые результаты |
Воспитатель усаживает детей на стульчики, стоящие полукругом, и привлекает внимание на стук в дверь. Воспитатель: «Ребята к нам в гости сегодня пришла игрушка, послушайте стихотворение о ней: «Кукла славная – матрёшка, Где же ручки, Где же ножки? Ах ,какие щёчки, Красные ,румяные, На фартучке цветочки. И на сарафане. Ротик – будто ягодки, Глазки – будто точки !» ( А. Кулешова) Входит большая матрёшка : «Здравствуйте малыши! Я Матрёшка расписная, деревянная! Приглашаю вас в гости, в город матрёшек» На столиках, расставленных в игровой зоне, стоят несколько домиков, сделанных из картона с разноцветными крышами. На дверях каждого домика висит замок такого же цвета, как крыша. Воспитатель словами сопровождает все действия детей и активизирует речь детей с помощью вопросов. Матрёшка: «Ребята, в этих домиках живут мои подружки. Но, чтобы они к нам пришли, нужно открыть замки, а я не умею. Помогите мне, пожалуйста!» Пальчиковая игра «Замок»: «На дверях висит замок. Кто его открыть не смог? Мы замочком постучали, Мы замочек покачали, Мы замочек покрутили И открыли». 2. Основная часть. Матрёшка: «Ребята , наши ручки - замочки открылись, а на домиках замочки не открылись. Давайте вместе с вами подберём ключики к каждому замочку» Дидактическая игра «Подбери по цвету» Матрёшка показывает детям ключи разного цвета, которые лежат на столе вперемешку. Затем предлагает подобрать ключ к каждой дверке , ориентируясь на цвет. Двери открываются, и появляются матрёшки. Матрёшка: «Дуйте в дудки, бейте в ложки, В гости к нам пришли матрёшки. Ложки деревянные, матрёшечки румяные». ( В . Берестов ) Воспитатель: «Ребята, посмотрите какие забавные, расписные игрушки пришли к нам в гости . Давайте с ними поиграем» Дид. игра «Собери матрёшку» Воспитатель предлагает детям взять в руки матрёшек, и обращает внимание на то, что они тяжёлые: Открываем матрёшку, приговаривая: «Матрёшка, матрёшка, откройся немножко!» Открываем верхнюю часть и ставим на стол, достаём другую матрёшку, ставим на стол, а первую закрываем. Когда все матрёшки будут стоять рядом друг с другом, рассматриваем и обращаем внимание на величину. Затем выполняем обратные действия – прячем матрёшек. Воспитатель: Посмотрите ребята,и опять она одна, а сестрёнки спрятались в ней. Давайте их позовём и поселим каждую в свой домик! Воспитатель: «А сейчас мы с вами немного отдохнём и поиграем» Игра «Улыбнись»: «Мы сначала будем хлопать, А затем, а затем Мы будем топать. А сейчас мы повернёмся И друг другу улыбнёмся». Воспитатель: «Ребята, давайте накроем стол и угостим наших гостей – матрёшек конфетами» Игр. сит.: «Угостим конфетами» Воспитатель ставит перед каждой матрёшкой тарелочки, а около большой матрёшки вазу с «конфетами». Матрёшка предлагает взять детям по «конфетке» из вазы, раскрыть их, рассмотреть и обследовать форму, положить на тарелку каждой матрёшке. Затем ещё взять по «конфетке», раскрыть и положить на тарелку той матрёшке, у которой «конфетка» такой же формы (шарик, кубик, брусок и цилиндр) Рефлексия. Большая Матрёшка предлагает детям взять в руки своих матрёшек и потанцевать с ними: «Мы – матрёшки, все мы – крошки. Поплясать хотим немножко.» Матрёшка : «Какие вы все молодцы! Стол накрыли и посуду не разбили. А за это я дарю вам всем по конфете!» Воспитатель предлагает детям сначала помыть руки, а потом съесть конфету. Воспитатель: «Пора нам ребята прощаться с Матрёшкой и возвращаться в детский сад!» |
Дети садятся на стулья, слушают воспитателя.
Дети, подражая взрослому, здороваются с Матрёшкой.
Совместно с матрёшкой , подходят к столикам , рассматривают домики, отвечая на несложные вопросы .
Дети вместе с матрёшкой гуляют по «городу матрёшек», рассматривают дома, обращая внимание на цвет крыш.
(На первую строчку – пальцы в «замочек». Затем постучать «замочком» о стол, покачать из стороны в сторону, выполнить круговые движения «замочком», и показать ладошки).
Дети рассматривают ключики, называют цвет , затем берут по одному ключу и сравнивают по цвету (красный, синий, зелёный, жёлтый). Дети рассматривают матрёшек, обращая внимание на то, что у них есть юбочки, а на голове – платочек. Дети совместно с воспитателем открывают кукол , рассматривают . Подражая действиям взрослого , расставляют матрёшек на столе, сравнивают по величине.
Дети ставят матрёшек около домиков.
Дети подражая игровым действиям взрослых ,выполняют движения в соответствии с текстом.
Дети берут в руки конфеты, разворачивают, рассматривают; соотносят предмет по форме; повторяют название предмета за воспитателем.
Дети прощаются с Матрёшкой, помахав ей рукой, по возможности словами. |
Привлечение внимания, создание игровой мотивации.
Развитие эмоциональной отзывчивости на появление сказочного персонажа – «игрушки Матрёшки». Обогащение речи детей «вежливыми словами».
Активизация речи детей инициативными высказываниями , формирование интереса к диалогу.
Развитие навыка соотношения слова и условного действия ; интереса к подражанию действий взрослого.
Развитие мелкой моторики пальцев, координированные движения рук. Формирование умения подбирать предметы , ориентируясь на цвет, развитие зрительной памяти, внимания.
Формирование навыка соотносить предметы по величине ; развитие зрительного восприятия. Формирование умения подбирать части предмета, совмещая их в соответствии с целостным рисунком и игрушкой.
Формирование положительных эмоций от совместных игровых действий. Развитие умения соотносить слово и выразительные движения. |