Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Свойства материалов"
Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе
"Свойства материалов"
Автор: Султанова Наталья Дмитриевна
Тема: «Что из чего сделано».
Цель: создание социальной ситуации развития воспитанников в процессе формирования у детей представлений о том, что из чего сделано, помочь Лунтику.
Задачи:
1. Создать условия для ознакомления детей с названиями предметов.
2. Создать условия развития поисковой активности детей (познавательное развитие).
3. Создать условия для побуждения детей к речевой активности.
4. Создание условий для ознакомления детей с осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, гибкий, прочный).
5. Побуждать детей к желанию помочь.
Разучивание с детьми пальчиковой гимнастики на стихотворение Д. Хармса «Кораблик».
• Подготовка двух коробок от «дядюшки Шнюка»;
• Изготовление бумажных корабликов по количеству детей;
• Пошив мешочков на каждого ребенка.
• Материалы и оборудование:
• Игрушка Лунтик;
• Мешочки на каждого ребенка, в которых лежат по 3 ложки из разных материалов: металлическая, деревянная, пластмассовая;
• Большая миска с водой;
• Газетная бумага;
• Кораблики из газетной бумаги по количеству детей;
• Контейнеры с водой по количеству детей;
• Множество игрушек и предметов из металла, пластмассы, дерева;
• Металлический, пластмассовый и деревянный подносы.
Вводная часть:
В группе стоят 3 стола, на которых стоят:
На первом – коробка с мешочками ложек и игрушка Лунтика, затем на этот же стол ставится большая чаша с водой; на втором – контейнеры с водой на каждого ребенка, бумага, коробка с бумажными корабликами на каждого.
Воспитатель: Ребята, смотрите, Лунтик к нам в гости пришел, давайте поздороваемся с ним! Здравствуй, Лунтик!
Лунтик: Здравствуйте, ребята! Смотрите, что отдал мне дядюшка паук Шнюк, когда наводил порядок в своем домике! В этой коробке интересные вещи, и если я пойму, из чего они сделаны, то стану взрослым! Так сказал дядюшка Шнюк. Вот только я никак не могу понять, что это и зачем? Поможете мне, ребята?
Давайте посмотрим, что же в этой коробочке (из коробки для каждого ребенка достаются мешочки с ложками). А что в мешочке (в каждом мешочке 3 ложки – металлическая, деревянная и пластмассовая).
Основная часть
Лунтик: Ребята, что это? А зачем они нужны? Что ими делают?
Воспитатель берет металлическую ложку: Ребята давайте поможем Лунтику разобраться!
А кто знает, из чего сделана эта ложка? Из какого материала? Из металла… подержите ее в руках: когда ее берешь, она сначала холодная, а потом нагревается. А можно через нее что-то увидеть? Она прозрачная? Нет, непрозрачная – мы ничего не можем увидеть через нее, посмотрите, видите что-то? Нет… а как вы думаете, можно эту ложку согнуть? Давайте попробуем… никак не получается! Это потому, что металл – очень твердый и прочный материал, и чтобы его согнуть требуется специальные приспособления или очень большая сила!
А теперь возьмем вот такую ложку (берет деревянную). Из чего сделана эта ложка? Из дерева … Она уже не такая холодная, как металлическая, правда? Возьмите ее в руки, холод не чувствуется, сразу тепло … А сможем ли мы что-то увидеть через деревянную ложку? Прозрачная она? (Нет)… а твердая? (ДА)… а прочная, можно ее согнуть или сломать? Нет, руками никак не получается, тоже требуются или специальные инструменты, например, пила, или очень большая сила …
И осталась у нас вот какая ложка … А кто знает, из чего сделана эта ложка? Из пластмассы …
Давайте ее рассмотрим: она тоже теплая, как и деревянная. А прочная ли она? Сможем мы ее согнуть? Давайте попробуем… ой, гнётся! Да еще и сломаться может вдруг! Значит она совсем не прочная, и даже хрупкая, а тяжелая? Нет, в руках ее почти не ощущаешь.
А давайте посмотрим, какие ложки умеют плавать? Как вы думаете: утонет металлическая ложка или деревянная? А может быть утонет пластмассовая? (металлическая ложка была тяжелой в руке и поэтому утонула, а вот деревянные и пластмассовые ложки легкие и поэтому не тонут).
Вот так Лунтик, мы разобрались с твоими интересными вещами и поняли
Лунтик: Спасибо, ребята, я теперь тоже это понял! Ой, смотрите, а тут еще какая-то коробочка!
Что же там такое? В.: Давайте посмотрим, что же еще осталось в коробочке ребята, это бумага! а что можно делать с бумагой? Ее можно мять? Да она мнется, значит она мягкая, а ее можно рвать? Да она рвется, значит, она не прочная. А умеет ли бумага плавать? Что с ней происходит в воде? Давайте сейчас узнаем, вот и вода у нас тут есть! Будем запускать кораблики — это любимая забава Лунтика! (Дети опускают свои ложки в таз с водой, стоящий в центре стола, и наблюдают за ними, делая вывод)
А пока кораблики плывут, мы разомнем наши пальчики:
По реке плывет кораблик
Он плывет издалека,
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки,
Только кошки и коты!
Ребята, смотрите, кораблики тонут! Что же с ними случилось? Почему они тонут? (Потому что намокла бумага, из которой они сделаны … значит бумажные кораблики не смогут далеко уплыть, намокнут, промокнут и утонут).
Заключительная часть.
Какие вы, ребята, молодцы! Теперь вы точно знаете: что и из чего сделано? А ты, Лунтик понял это?
Лунтик: Да, спасибо вам, ребята! Теперь я точно стану взрослым, потому что знаю, что из чего делается. Пойду, дядюшку Шнюка порадую, расскажу ему всё, что узнал! До свидания, ребята!
Дети прощаются.