Традиционные и нетрадиционные подходы в ознакомлении детей с художественной литературой

Дата публикации: 2019-01-16 10:38:53
Статью разместил(а):
Горячева Ирина Владимировна

Традиционные и нетрадиционные подходы в ознакомлении детей с художественной литературой

(семинар-практикум для педагогов)

Автор: Горячева Ирина Владимировна

 

Цель: совершенствовать профессиональный уровень педагогов в работе по ознакомлению детей с художественной литературой.

Задачи:

- Повышать уровень теоретических знаний педагогов;

- Расширять представления педагогов об особенностях словесного искусства, его значении в развитии и воспитании личности;

- Углублять и конкретизировать знания воспитателей о методике работы с детской книгой;

- Знакомить с современными подходами, технологиями в области работы с детской книгой;

- Вооружать практическими навыками проведения работы по данному направлению;

- Способствовать росту профессионального мастерства воспитателей через изучение современных методов и приемов при работе с художественной литературой.

Проблема создания в России прогрессивной системы непрерывного образования предполагает не только усвоение современных знаний  и технологий . но и развитие мыслящей и деятельной личности.

Одним из наиболее действенных и актуальных средств решения поставленной задачи в современных условиях остается детская художественная литература, призванная развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства.

Дошкольники – слушатели, а не читатели. С художественным произведением их знакомит воспитатель, именно перед ним стоит важная задача – каждую сказку, каждый рассказ нужно донести до детей как произведением искусства, раскрыть замысел, увлечь чувствами, поступками, переживаниями героев.

Художественна литература позволяет прикоснуться ко многим общечеловеческим проблемам, обогащает личностный опыт , дает возможность познать и пережить широкий спектр человеческих отношений.

Задание педагогам:

1. Какие личностные качества можно формировать у дошкольника средствами художественной литературы? Приведите пример художественного произведения.

2. Методика «Фруктовый сад»

Цель: выявить потребности ожидания и опасения педагогов.

 Оборудование : макеты яблок и лимонов из плотной бумаги, плакаты с нарисованными на них деревьями, фломастеры, скотч.

Педагоги получают яблоки и лимоны, должны определить , что они ожидают  (хотели бы получить) от занятия и чего опасаются.

«Ожидания» - знания, умения, компетенции, личностные качества, формы и методы обучении.

«Опасения» - недостаток знаний и опыта для предстоящей работы, стиль и способы обучения.

Свои ожидания участники записывают на яблоках, опасения – на лимонах. Фрукты размещаются на соответствующих деревьях при помощи скотча. Организатор озвучивает записи участников, а так же свои цели, ожидания и опасения.

 

Теоретико – практическая часть

Работа с карточками «Эрудит».

Педагоги получают карточки, на которых указано то или иное качество. Они должны объяснить, в чем это качество выражается, и назвать художественные произведения, в которых оно описывается.

(вежливость, уважительность, честность, совестливость, сострадательность, скромность, дружелюбие)

 

Качество личности

Выражение качества

Художественное произведение

Вежливость

Умение здороваться и прощаться; употреблять в речи вежливые слова: «спасибо»,«пожалуйста», «извините».

Э. Мошковская «Волшебное слово», «Вежливый кролик»

Уважительность

Умение уступать место, пропускать вперед, открывать и придерживать двери; не вмешиваться в другой разговор и не перебивать.

Е. Михаленко

«В дороге»

Честность

Умение говорить правду в любой ситуации.

Л. Толстой «Косточка»

Совестливость

Способность испытывать чувство стыда  за свои поступки.

Л. Толстой «Два товарища»

Сострадательность

Умение видеть беды и проблемы других людей; стремление прийти им на помощь бескорыстно.

В.Катаев «Цветик – семицветик»

Скромность

Умение видеть заслуги других людей;  не считать себя самым лучшим, главным, единственным, замечательным.

Г.-Х. Андерсен

«Дюймовочка»

Дружелюбие

Позитивное отношение к собеседнику, знакомому или незнакомому человеку.

Сказки «Теремок», «Рукавичка»

 

Блицопрос «Актуализация знаний»

Педагоги делятся на команды. Ведущий предлагает командам выбрать карточки с вопросами. Дается время на обсуждение, после чего члены команды должны озвучить ответ.

Вопросы:

- Что необходимо учитывать при выборе книги для чтения детям?

- В какое время лучше всего читать детям художественную литературу?

- Следует ли сочетать несколько произведений на одном занятии?

- Надо ли детям объяснять незнакомые слова, если надо, то когда?

- От чего зависит структура занятия по художественной литературе?

- Какие литературные жанры вы знаете?

 

Работу с перфокартами.

Воспитатели определяют, какой возрастной группе соответствуют предложенные задачи.

Терминологический диктант «Назови одним словом».

Воспитателям предлагаются определения, они должны найти карточку с ключевым словом:

o   Образное , краткое изречение, метко определяющее какое – либо явление ( поговорка );

o   Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом – моралью ( басня );

o   Небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей, сопровождаются игровыми действиями (заклички );

o   Устное народное творчество, песня-сказание, основанное на реальных событиях (былина);

o   Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка);

-   Устное народное творчество, народная мудрость (фольклор);

-   Самый распространенный вид фольклора, предназначенный для расчета играющих (считалка);

-   Веселая игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз (скороговорка);

-   Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка);

-   Краткое  выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица).

 

Интерактивная игра «Найди пару».

Педагоги делятся на две команды. Одна команда получает  карточки с высказываниями, другая – определение с видом творчества. Необходимо «найти пару».

- Не краса красит, а разум. (Пословица)

- На дворе трава – на траве дрова. (Скороговорка)

- Солнышко, покажись, красное снарядись!

Чтобы год от года, давала нам погода:

Теплое летечко, грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко, зеленого горошка. (Закличка)

- Ехала деревня мимо мужика, вдруг из – подворотни лают ворота. (Небылица)

- Катя, Катя, Катюха оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал. (Потешка )

- В некотором царстве, в некотором государстве… (Сказка)

Ехала машина темным лесом за каким- то интересом.

Инте-инте-интерес, выходи на букву С. (Считалка)

- Расскажу - ка  я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские … ( Былина)

- Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня (Загадка).

- Жили были дед да баба… ( Сказка)

 

Творческая гостиная.

Педагоги делятся на команды. Участники, прослушав отрывки из цикла П.И. Чайковского «Времена года», должны определить, какому времени года посвящено произведение, и вспомнить стихотворение о нем. Команда, участники которой назовут больше стихотворений, побеждает.

 

Методическая эстафета «Замок».

Командам предлагается графическая модель трех замков из кирпичей, символизирующих основные методы работы с художественной литературой (наглядный, словесный, практический).

Педагоги должны вписать прием, относящийся к предложенному методу.

 

«Литературный театр». Импровизация с использованием доступных средств выразительности (мимики, жестов, движений). Педагоги должны показать :

- как волочить «тяжелый» ящик;

- дотянуться  до высоко висящего яблока, сорвать его, откусить, оно кислое;

- передавать друг другу веревку со словом «змея»;

- кубик со словом «мороженое»;

- пустую коробку, по очереди « вынимать» различные воображаемые предметы, действовать с ними ( достать воздушный шарик, надуть его; развернуть и съесть конфету);

- кубик со словом «лягушка».

 

Итоговая часть.

Методика «Телеграмма»

Каждая команда получает по две карточки: на первой нарисована рожица довольная, на другой – грустная. Педагоги  кратко ( как в телеграмме) пишут на первой карточке , что им понравилось на педагогическом мероприятии, а на второй – что не понравилась.