Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Семинар-практикум для педагогов "Экономическое воспитание дошкольников"

Дата публикации: 2019-01-15 17:27:33
Статью разместил(а):
Горячева Ирина Владимировна

Семинар-практикум для воспитателей

 «Экономическое воспитание дошкольников:

формирование предпосылок финансовой грамотности»

Автор: Горячева Ирина Владимировна

 

Цель: повысить компетентность педагогов по вопросу экономического воспитания.

Задачи:

– познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;

– расширить кругозор педагогов посредством игры.

Оборудование: столы, разделенные на две группы, фишки, емкости для фишек, фломастеры, подставки для листов с названием команд, ручки, карточки с заданиями

 

Теоретическая часть

Сегодня стратегии финансового образования населения разрабатываются на государственном уровне. В этом направлении объеденили свои усилия Центробанк РФ, Минфин и Минобрнауки РФ. Минобрнауки включит преподавание финансовой грамотности в программу обучения детских садов, школ и вузов, рассказала Ольга Васильева.

Давайте разберемся, что же такое финансоваяграмотность и экономическое воспитание дошкольников. У вас на столах определения, соберите их

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ – часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще одним важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Возникают вопросы:

- Когда следует начать знакомство с экономикой?

- Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста?

- Как организовать и проводить с дошкольниками образовательную работу в увлекательной игровой форме?

Ответы на эти и другие  вопросы мы попытаемся найти на этом семинаре-практикуме.

Когда следует начинать знакомство с экономикой? С какого возраста человек должен узнать о мире экономических отношений?

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте — когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Конечно, ребенок-дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогом и родителями путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.

Экономическое воспитание надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста.

В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраставырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена — и этическими: честность, щедрость, экономность.

Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей. У них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах(заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) Россиии других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважениек людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисныекачества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.

С 1 сентября 2018 года детские сады могут использовать в своей работе с детьми   образовательную программу  «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Программа разработана совместно Банком России и Минобрнауки России.

И программа для дошкольников органично дополняет блоки финансового образования, которые уже успешно внедряются в школах и вузах. Процесс обучения легко превратить в игру, понятную маленьким детям. В программе даны все необходимые для этого методики и материалы».

Программа ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Она знакомит их с основными финансово-экономическими терминами: труд и товар, деньги и цена, а также с этическими понятиями: честность, щедрость, экономность и трудолюбие.

В результате дошкольники получат представление о важности труда и мире профессий, торговле и семейном бюджете, доходах и расходах, деньгах России и других стран. Отдельный блок программы посвящен рекламе – для того, чтобы дети научились объективно ее оценивать и отличать свои реальные потребности от навязанных.

Еще одна задача программы – помочь малышам с раннего детства сформировать полезные экономические навыки и привычки. В частности, беречь свои и чужие вещи, поддерживать порядок, экономить свет и воду.

Программа включает теоретические материалы и учебную литературу, а также примеры игр и конкурсов, детские сказки, пословицы и поговорки по каждой теме. На основе этих рекомендаций педагоги могут разрабатывать уроки самостоятельно.

Основные задачи программы:

Помочь дошкольнику выраьотать следующие уменияЮ навыки и личностные качества:

·         Понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

·         Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

·         Осознавать взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

·         Признавать авторитетные качества человека – хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем – щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);

·         Рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать ихиерархию и временную перспективу реализации;

·         Применять полученные умения и навыки в реальных жизненых ситуациях.

Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама:правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезныеэкономическиенавыки и привычки в быту».

Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах,на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детствана первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотностьи формирование элементарных экономических навыков.

Воспрос у участникам:  Уважаемые коллеги, скажите кто их участников образовательного процесса должен принимать участие по формированию у детей финансовой грамотности?

Деятельность по формированию у детей финансовой грамотности ориентированна на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители.

Схема педагог-воспитанник включает в себя: комплексно-тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения – все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Экскурсии с целью знакомства с людьми разных профессий.

Все мы знаем, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста - ИГРА.

На наш взгляд, формирование основ финансовой грамотности должно проходить на основе сюжетно-ролевых игр, КАКИХ? «Магазин», «Кафе», «Супермаркет», «Ярмарка» и т.д. Это не будет чем-то вырывающимся из контекста дошкольного образования и в то же время, поможет ребенку социализироваться.

В детском саду можно создать проект, который будет называться «Деньги в жизни человека», здесь можно рассказать о видах денег, показать их фото, продемонстрировать купюры разных времен, обогатить их активный словарь простыми словами. Одним из вариантов, может быть создание музея «Монеты», в котором будут собраны экземпляры всех времен. В образовательную деятельность  с детьми можно включать презентации и многое другое.

Беседы – это еще одна из форм работы с детьми, которая поможет детям закрепить знания.

НОД в ДОУ, а именно ФЭМП помогут ребенку в изучении количественного счета.

И еще много, много разных видов игр и упражнений для того, то бы дети в общих чертах знали о понятии «финансовая грамотность».

 

Игра «Что можно купить»

Ребята, у каждой группы игровое поле с красными и зелёными клетками и картинки. Правило игры. Ребятя, если вы услышитето,  что можно купить за деньги (фишки, карандаши, телевизор, альбом, наклейки)- хлопаем в ладоши. Если услышите то,  что нельзя купить (дружба, любовь, помощь другу, уважение, доброта)- пожмём друг другу руки.

Игра подводит к тому, что часть денег у людей уходит на разные мелочи и удовольствия – на покупку сладостей, хорошей книги, игрушки.  А чтобы на все эти радости оставались деньги, надо научиться их тратить с умом. Но есть и ценности, которые не купишь ни за какие деньги: дружбу, любовь, уважение, доброту.

Проблемная ситуация «Как поступить»:

В супермаркет завезли разные конфеты: «Белочка», «Ласточка», «Василек» и др. Продавец красиво их разложил, а ценники расставить забыл.

* Как ты поступишь?

1. Вежливо спросишь цену выбранных тобою конфет?

2. Молча уйдешь в другой магазин?

3. Спокойно попросишь продавца поставить ценники?

Разрешая проблемную ситуацию, дети отмечают, что могут быть выполнены все три варианта. Но наиболее правильный (удачный) – третий: «Если поставить ценники, то другие покупатели уже не будут о цене спрашивать».

Дети уточняют знания о видах товаров, ценах, у них воспитываются навыки и привычки культурного поведения.

Так же овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы.

Важную роль в экономическом воспитании мы отводим использованию сказок. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.

Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий.

 

ЗАДАНИЕ 1.  Передлагаю работая в группе распределить сказки по группам.

Сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения:

Народная сказка «Жадная старуха»

«Иван – царевич и серый волк»

«Как коза избушку построила»

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

К.И. Чуковский «Телефон».

Сказки, отражающие труд  и продукт людей:

Хаврошечка,

Морозко,

А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»,

Ш. Перро «Золушка»,

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»,

К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»,

К.И. Чуковский «Федорино горе».

Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство:

К.И. Чуковский  «Муха–цокотуха»,

А.Н. Толстой «Золотой ключик», «Лисичка со скалочкой»,

Г.Х. Андерсен «Огниво».

Сказки, знакомящие с понятиями «реклама»:

С. Михалков «Как старик корову продавал»,

Ш. Перро «Кот в сапогах».

 

В этих сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно – познавательные навыки.
«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра» - писал известный писатель Джанни Родари: - «она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности.» 

Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.

 

ЗАДАНИЕ 2. Передлагаю, работая в группе, распределить пословицы и поговорки по группам.

Пословицы и поговорки:

О труде:

«Дело мастера боится»

«По работе и плата» 

«Кончил дело – гуляй смело» 

«Терпенье и труд все перетрут» 

«Труд кормит, а лень портит.без труда не выловишь рыбку из пруда» 

 

О деньгах, цене:

«Время-деньги»

«Деньги – не люди, лишними не будут» 

«Доход не живет без хлопот» 

«Получишь доход – явится и расход».

 

О купле-продаже, товаре:

«Хороший товар не залежится» 

«На что спрос, на то и цена» 

«Кота в мешке покупать нельзя».

 

О бережливости:

«Бережливость лучше богатства» 

«Бережливая вещь два века живет» 

«Запас человека не портит».

 

О лени:

«Леность наводит на бедность» 

«Лень до добра не доводит».

 

О добре:

«Доброго держись, а от худого удались» 

«Доброе дело само себя хвалит».

 

О жадности и зависти:

«В одну лапу всего не сгребешь» 

«В чужой лодке всегда больше рыбки» 

«Глаза завидущие, руки загребущие» 

«Жадность – что река: чем дальше, тем шире» 

«Ни себе, ни людям».

 

ЗАДАНИЕ 3. Один из путей повышения интереса к изучению экономики – отгадывание шарад. Шарада – это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей и каждая из них представляет собой отдельное экономическое понятие. У вас на столе лежит листок с шарадами, для каждой команды по три. Даю вам три минуты, чтобы разгадать их.

1 команда:

Она всего лишь небольшая птица,

В слове букву «Г» смените на «П», и тогда

Она сразу же превратится

В самое простейшее орудие труда.

(Галка. Палка.)

Она из стекла. В ней обычно хранят соки, компоты варенье.

Без буквы одной – это уже государственное учреждение.

(Банка. Банк)

 

2 команда

Чтобы их заработать – тут уж совсем не до песен и танцев…

При отсутствии их говорят, что они нам поют романсы.

(Финансы)

Первый слог – всего лишь нота,

Второй – для шахматиста главная работа.

Слово из них означает итог,

Успешной работы залог.

(До. Ход. Доход.)

 

Вернемся к схеме воспитанники-родители включает в себя;

·         анкетирование с целью выявления проблемы;

·         проведение консультаций по ознакомлению родителей с необходимостью воспитывать у детей экономическое начало;

·         проведение родительских собраний для выявления трудностей в усвоении детьми или родителями экономических знаний;

·         проведение совместных праздников и развлечений повышают интерес, доставляют радость, оживляют путь познания сложных экономических явлений.

Что касается семьи, то в этом направлении родители индивидуально занимаются с детьми, так как семейная культура денег может быть различной. С детства родители самостоятельно вводят деньги в жизнь детей, оправляют их в магазин и говорят, что купить. Здесь очень важно объяснить значимость денег и может это происходить в форме элементарных бесед, чтения сказок, стихотворений. В некоторых сказках действительно есть намек на деньги и их траты, например «Буратино», «Барин и мужик», «Сказка о жадном султане» и т.д. Все формы работы в ДОУ, так же применимы в семейной практике. 

Исходя из всего услышанного, я хочу сказать, что все проще, чем кажется, и для дошкольного возраста этой базы знаний, на мой взгляд, будет достаточно. Любые формы работы можно усложнять и дополнять по мере взросления ребенка. Основная задача родителей после выпуска из детского сада – учить ребенка пользоваться «карманными деньгами», объяснять важность денег в семье и лично для человека, на что можно тратить деньги и многое другое. Но самое главное – это воспитывать ребенка на своем собственном примере!

Отсюда вывод, нужно со временем ребенку получить свой финансовый опыт, и первое время будет сложно, но главное не забывать о ценности дошкольного возраста. 

.  .  .