Семинар-практикум для педагогов "Экономическое воспитание дошкольников"
Семинар-практикум для воспитателей
«Экономическое воспитание дошкольников:
формирование предпосылок финансовой грамотности»
Автор: Горячева Ирина Владимировна
Цель: повысить компетентность педагогов по вопросу экономического воспитания.
Задачи:
– познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;
– расширить кругозор педагогов посредством игры.
Оборудование: столы, разделенные на две группы, фишки, емкости для фишек, фломастеры, подставки для листов с названием команд, ручки, карточки с заданиями
Теоретическая часть
Сегодня стратегии финансового образования населения разрабатываются на государственном уровне. В этом направлении объеденили свои усилия Центробанк РФ, Минфин и Минобрнауки РФ. Минобрнауки включит преподавание финансовой грамотности в программу обучения детских садов, школ и вузов, рассказала Ольга Васильева.
Давайте разберемся, что же такое финансоваяграмотность и экономическое воспитание дошкольников. У вас на столах определения, соберите их
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ – часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще одним важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.
Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Возникают вопросы:
- Когда следует начать знакомство с экономикой?
- Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста?
- Как организовать и проводить с дошкольниками образовательную работу в увлекательной игровой форме?
Ответы на эти и другие вопросы мы попытаемся найти на этом семинаре-практикуме.
Когда следует начинать знакомство с экономикой? С какого возраста человек должен узнать о мире экономических отношений?
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте — когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Конечно, ребенок-дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогом и родителями путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.
Экономическое воспитание надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста.
В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраставырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена — и этическими: честность, щедрость, экономность.
Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей. У них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах(заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) Россиии других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважениек людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисныекачества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.
С 1 сентября 2018 года детские сады могут использовать в своей работе с детьми образовательную программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Программа разработана совместно Банком России и Минобрнауки России.
И программа для дошкольников органично дополняет блоки финансового образования, которые уже успешно внедряются в школах и вузах. Процесс обучения легко превратить в игру, понятную маленьким детям. В программе даны все необходимые для этого методики и материалы».
Программа ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Она знакомит их с основными финансово-экономическими терминами: труд и товар, деньги и цена, а также с этическими понятиями: честность, щедрость, экономность и трудолюбие.
В результате дошкольники получат представление о важности труда и мире профессий, торговле и семейном бюджете, доходах и расходах, деньгах России и других стран. Отдельный блок программы посвящен рекламе – для того, чтобы дети научились объективно ее оценивать и отличать свои реальные потребности от навязанных.
Еще одна задача программы – помочь малышам с раннего детства сформировать полезные экономические навыки и привычки. В частности, беречь свои и чужие вещи, поддерживать порядок, экономить свет и воду.
Программа включает теоретические материалы и учебную литературу, а также примеры игр и конкурсов, детские сказки, пословицы и поговорки по каждой теме. На основе этих рекомендаций педагоги могут разрабатывать уроки самостоятельно.
Основные задачи программы:
Помочь дошкольнику выраьотать следующие уменияЮ навыки и личностные качества:
· Понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
· Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
· Осознавать взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
· Признавать авторитетные качества человека – хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем – щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);
· Рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать ихиерархию и временную перспективу реализации;
· Применять полученные умения и навыки в реальных жизненых ситуациях.
Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама:правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезныеэкономическиенавыки и привычки в быту».
Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах,на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детствана первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотностьи формирование элементарных экономических навыков.
Воспрос у участникам: Уважаемые коллеги, скажите кто их участников образовательного процесса должен принимать участие по формированию у детей финансовой грамотности?
Деятельность по формированию у детей финансовой грамотности ориентированна на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители.
Схема педагог-воспитанник включает в себя: комплексно-тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения – все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Экскурсии с целью знакомства с людьми разных профессий.
Все мы знаем, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста - ИГРА.
На наш взгляд, формирование основ финансовой грамотности должно проходить на основе сюжетно-ролевых игр, КАКИХ? «Магазин», «Кафе», «Супермаркет», «Ярмарка» и т.д. Это не будет чем-то вырывающимся из контекста дошкольного образования и в то же время, поможет ребенку социализироваться.
В детском саду можно создать проект, который будет называться «Деньги в жизни человека», здесь можно рассказать о видах денег, показать их фото, продемонстрировать купюры разных времен, обогатить их активный словарь простыми словами. Одним из вариантов, может быть создание музея «Монеты», в котором будут собраны экземпляры всех времен. В образовательную деятельность с детьми можно включать презентации и многое другое.
Беседы – это еще одна из форм работы с детьми, которая поможет детям закрепить знания.
НОД в ДОУ, а именно ФЭМП помогут ребенку в изучении количественного счета.
И еще много, много разных видов игр и упражнений для того, то бы дети в общих чертах знали о понятии «финансовая грамотность».
Игра «Что можно купить»
Ребята, у каждой группы игровое поле с красными и зелёными клетками и картинки. Правило игры. Ребятя, если вы услышитето, что можно купить за деньги (фишки, карандаши, телевизор, альбом, наклейки)- хлопаем в ладоши. Если услышите то, что нельзя купить (дружба, любовь, помощь другу, уважение, доброта)- пожмём друг другу руки.
Игра подводит к тому, что часть денег у людей уходит на разные мелочи и удовольствия – на покупку сладостей, хорошей книги, игрушки. А чтобы на все эти радости оставались деньги, надо научиться их тратить с умом. Но есть и ценности, которые не купишь ни за какие деньги: дружбу, любовь, уважение, доброту.
Проблемная ситуация «Как поступить»:
В супермаркет завезли разные конфеты: «Белочка», «Ласточка», «Василек» и др. Продавец красиво их разложил, а ценники расставить забыл.
* Как ты поступишь?
1. Вежливо спросишь цену выбранных тобою конфет?
2. Молча уйдешь в другой магазин?
3. Спокойно попросишь продавца поставить ценники?
Разрешая проблемную ситуацию, дети отмечают, что могут быть выполнены все три варианта. Но наиболее правильный (удачный) – третий: «Если поставить ценники, то другие покупатели уже не будут о цене спрашивать».
Дети уточняют знания о видах товаров, ценах, у них воспитываются навыки и привычки культурного поведения.
Так же овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы.
Важную роль в экономическом воспитании мы отводим использованию сказок. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.
Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий.
ЗАДАНИЕ 1. Передлагаю работая в группе распределить сказки по группам.
Сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения:
Народная сказка «Жадная старуха»
«Иван – царевич и серый волк»
«Как коза избушку построила»
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
К.И. Чуковский «Телефон».
Сказки, отражающие труд и продукт людей:
Хаврошечка,
Морозко,
А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»,
Ш. Перро «Золушка»,
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»,
К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»,
К.И. Чуковский «Федорино горе».
Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство:
К.И. Чуковский «Муха–цокотуха»,
А.Н. Толстой «Золотой ключик», «Лисичка со скалочкой»,
Г.Х. Андерсен «Огниво».
Сказки, знакомящие с понятиями «реклама»:
С. Михалков «Как старик корову продавал»,
Ш. Перро «Кот в сапогах».
В этих сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно – познавательные навыки.
«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра» - писал известный писатель Джанни Родари: - «она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности.»
Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.
ЗАДАНИЕ 2. Передлагаю, работая в группе, распределить пословицы и поговорки по группам.
Пословицы и поговорки:
О труде:
«Дело мастера боится»
«По работе и плата»
«Кончил дело – гуляй смело»
«Терпенье и труд все перетрут»
«Труд кормит, а лень портит.без труда не выловишь рыбку из пруда»
О деньгах, цене:
«Время-деньги»
«Деньги – не люди, лишними не будут»
«Доход не живет без хлопот»
«Получишь доход – явится и расход».
О купле-продаже, товаре:
«Хороший товар не залежится»
«На что спрос, на то и цена»
«Кота в мешке покупать нельзя».
О бережливости:
«Бережливость лучше богатства»
«Бережливая вещь два века живет»
«Запас человека не портит».
О лени:
«Леность наводит на бедность»
«Лень до добра не доводит».
О добре:
«Доброго держись, а от худого удались»
«Доброе дело само себя хвалит».
О жадности и зависти:
«В одну лапу всего не сгребешь»
«В чужой лодке всегда больше рыбки»
«Глаза завидущие, руки загребущие»
«Жадность – что река: чем дальше, тем шире»
«Ни себе, ни людям».
ЗАДАНИЕ 3. Один из путей повышения интереса к изучению экономики – отгадывание шарад. Шарада – это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей и каждая из них представляет собой отдельное экономическое понятие. У вас на столе лежит листок с шарадами, для каждой команды по три. Даю вам три минуты, чтобы разгадать их.
1 команда:
Она всего лишь небольшая птица,
В слове букву «Г» смените на «П», и тогда
Она сразу же превратится
В самое простейшее орудие труда.
(Галка. Палка.)
Она из стекла. В ней обычно хранят соки, компоты варенье.
Без буквы одной – это уже государственное учреждение.
(Банка. Банк)
2 команда
Чтобы их заработать – тут уж совсем не до песен и танцев…
При отсутствии их говорят, что они нам поют романсы.
(Финансы)
Первый слог – всего лишь нота,
Второй – для шахматиста главная работа.
Слово из них означает итог,
Успешной работы залог.
(До. Ход. Доход.)
Вернемся к схеме воспитанники-родители включает в себя;
· анкетирование с целью выявления проблемы;
· проведение консультаций по ознакомлению родителей с необходимостью воспитывать у детей экономическое начало;
· проведение родительских собраний для выявления трудностей в усвоении детьми или родителями экономических знаний;
· проведение совместных праздников и развлечений повышают интерес, доставляют радость, оживляют путь познания сложных экономических явлений.
Что касается семьи, то в этом направлении родители индивидуально занимаются с детьми, так как семейная культура денег может быть различной. С детства родители самостоятельно вводят деньги в жизнь детей, оправляют их в магазин и говорят, что купить. Здесь очень важно объяснить значимость денег и может это происходить в форме элементарных бесед, чтения сказок, стихотворений. В некоторых сказках действительно есть намек на деньги и их траты, например «Буратино», «Барин и мужик», «Сказка о жадном султане» и т.д. Все формы работы в ДОУ, так же применимы в семейной практике.
Исходя из всего услышанного, я хочу сказать, что все проще, чем кажется, и для дошкольного возраста этой базы знаний, на мой взгляд, будет достаточно. Любые формы работы можно усложнять и дополнять по мере взросления ребенка. Основная задача родителей после выпуска из детского сада – учить ребенка пользоваться «карманными деньгами», объяснять важность денег в семье и лично для человека, на что можно тратить деньги и многое другое. Но самое главное – это воспитывать ребенка на своем собственном примере!
Отсюда вывод, нужно со временем ребенку получить свой финансовый опыт, и первое время будет сложно, но главное не забывать о ценности дошкольного возраста.