Социально-коммуникативное развитие дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры

Дата публикации: 2018-12-25 18:06:59
Статью разместил(а):
Орлова Светлана Сергеевна

Социально-коммуникативное развитие дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры

Автор: Орлова Светлана Сергеевна

 

В современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития, которое направлено на:

- присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;  

- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;  

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;  

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,  

- формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).  

 

Исследования отечественных и зарубежных ученых - философов, социологов, историков культуры (Гайнц Либшер, Георг Клаус, К.Г. Юсупов, В.И. Истомин, В.И. Устименко, Д.Н. Узнадзе и др.) рассматривают своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность. Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие отечественные исследования. Изучением теории ролевой творческой игры занимались Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Ф.И. Фрадкина, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, Т.Е. Конникова, Д.В.Менджерицкая,  Р.И. Жуковская, А.В. Чернов, Т.А. Маркова, Н.Я. Михайленко, Р.А. Иванкова и т. д.

"Дошкольный ребенок - человек играющий, поэтому в ФГОС закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры» (академик А. Асмолов). Право играть зафиксировано также в Конвенции о правах ребенка: «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни." 

"Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности."

В.А. Сухомлинский 

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит  через игру как ведущую детскую деятельность.  Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. Моя задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Игра ребенка - это жизненная лаборатория. Детские игры являются средством вхождения во всю полноту человеческих отношений. Цель: показать роль и значение сюжетно-ролевых игр в формировании социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Исследовать интересы детей моей группы в с/играх, создать условия для разнообразных игр.

2. Создать картотеку с/р игр для детей средней группы.

3. Содействовать объединению детей в игре.

4. Тактично руководить выбором игры.

5. Научить детей соблюдать правила по время игры.

6. Воспитывать чувство доброжелательности и взаимопомощи.

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Сюжет игры - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми.

Сюжеты игр разнообразны:

1. Игры на бытовые темы.

2. Игры на производственные и общественные темы.

3. Героико-патриотические темы.

4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач.

5. «Режиссерские» игры.

Компоненты игры: сюжет игры, содержание игры и роль.

Создание условий

В группе у многих наших  детей папы работают водителями, автомеханиками, поэтому возникла потребность создания и насыщения игр «Шоферы», «Автомастерская» новыми атрибутами и костюмами.

Формы организации работы:

Для развития содержания игры «Магазин» мы проводили разнообразную работу:

1. Экскурсия в магазин (с родителями) и беседы на тему: «Что я видел в магазине».

2. Чтение литературных произведений: С. Михалков «Хрустальная ваза», Э. Успенский «Птичий рынок», В. Берестов «В магазине игрушек», Л. Петрушевская «Поросенок Петр и магазин».

3. Непосредственная образовательная деятельность: «Овощи и фрукты на нашем столе», «Обучение рассказыванию: сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек», математическая игра: «Магазин».

4. Беседа «Из чего готовят кашу», «Откуда хлеб пришел? », «Продукты».

5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек», «Из чего сделано? », «Где это можно купить?», «Чего не стало? », «Что лишнее? », «На экскурсию в магазин», «Все работы хороши».

6. Рисование «Овощи и фрукты», сюжетное рисование «Магазин».

7. Аппликация «Какие автомобили привозят продукты в магазин».

Эффективность:

В настоящее время наши дети освоили роли продавца, покупателя, игра пользуется популярностью.

Дети связывают содержание игры «Магазин» с другими сюжетно-ролевыми играми: «Семья», «Кафе», «Транспорт», «Гараж», «Овощебаза» и т. д.

Систематические с/р игры способствовали развитию социально-коммуникативных умений детей, сплочению коллектива и развитию инициативы и самостоятельности.

Создала картотеку с/р игр для детей средней группы.

Подготовила консультацию для родителей «Играем вместе».

 

Литература:

1. Коневич С.В. Социально-личностное развитие дошкольника.Детство-Пресс 2013 г.

2. Римашевская Л. Б. Социально личностное развитие //Дошкольное воспитание, 2011. № 6. С. 18- 21.

3. Эльконин Д. Б. Психология игры. — Издание второе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. 304 с.

4. Н.Ф. Губанова развитие игровой деятельности. Средняя группа. М.: Мозаика- СИНТЕЗ, 2014.