Конспект НОД для подгруппы детей 7-го года жизни с ФФН, ротацизмом
Конспект НОД для подгруппы детей 7-го года жизни с ФФН, ротацизмом
Автор: Рожина Люция Егоровна
МБДОУ СДС «Хаарчаана», п. Батагай-Алыта, Эвено-Бытантайского национального улуса
Образовательные области: Речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды деятельности: Коммуникативная, игровая, познавательная, восприятие художественной литературы.
Тема: В гостях у Веселого Язычка.
Цель: Дифференециация звуков [р]-[л] в слогах, словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Учить детей выделять отличительные признаки звуков [р]- [л], упражнять в правильном произношении и различении на слух звуков [р]- [л] в слогах, словах. Совершенствовать грамматический строй речи, закрепить умение определять первый и последний звук в словах, место звуков в слове. Упражнять звуковому анализу односложных, в делении слов на слоги. Обогащать словарный запас детей по теме «Птицы».
Коррекционно-развивающие: Развивать правильную воздушную струю, фонематическое восприятие; слуховое и зрительное внимание, координацию речи с движением, навыки речевого общения, память.
Воспитательные: Формировать положительную мотивацию к деятельности; воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, взаимопомощь, самоконтроль за речью, желание заниматься.
Оборудование и материалы:
Солнышко, Веселый Язычок, домик, картинки на звуки [р]-[л], мяч, ветки деревьев, рыбки с картинками на звуки [р]-[л], 2 ведерки с буквами Р,Л, мисочки со схемами для определения место звуков в слове, ветки в банках со схемами слогов, картинки птиц в названиях, которых есть звуки [р]-[л], разрезная азбука.
Для детей: индивидуальные зеркала, листы бумаги с изображением скворечника, карандаши.
Форма проведения: подгрупповая.
Предварительная работа: Артикуляционные упражнения для сонорных звуков, дыхательная гимнастика, постановка и автоматизация звуков [р] в словах, речи, уточнение артикуляции звука [л].
План:
- Организационный момент.
Речь с движением. Стих «Солнышко».
- Введение в тему.
1. Игра «Угадай звуки»
2. Уточнение артикуляций и характеристика звуков [р]-[л]
- Основная часть.
1. Дифференциация звуков [р]-[л]. Игра «Скажи последний звук» (с мячом).
2. Дифференциация звуков [р]-[л] в слогах. Игра «Попугаи».
3. Дифференциация звуков [р]-[л] в словах:
· Игра «Поймай рыбки и разложи в ведерки с буквами Р-Л»
· Игра «Найди место звуков в словах»
· Загадка «Угадай друга Язычка»
· Игра «Угадай имя вороны по первым звукам предметов»
· Игра «Распредели птицы на деревья, разделив на слоги».
4. Дифференциация звуков [р]-[л] в предложениях. «Придумай и составь схему предложений»
5. Штриховка «Скворечник».
IV. Итог. Рефлексия.
Ход непосредственно образовательной деятельности
I Организационный момент. (1-2мин)
Дети заходят в кабинет. Здороваются с гостями.
- Ребята посмотрите наверх, что к нам в гости пришел? (солнышко)
- Солнышко какое? (светлое, желтое, теплое, веселое…)
- Давайте улыбнемся солнышке и прочитаем стихотворение:
Солнце вышло из- за тучки
К нам протягивает ручки,
Ручки солнышка- лучи-
Так нежны и горячи.
- Молодцы, после этого стихотворения солнышко будет еще ярче светить и сильнее греть.
II Введение в тему. (5-7мин)
Звонит телефон.
- Ребята, это звонит наш друг Язычок, послушайте, что он говорит. Звучит аудиозапись: «Здравствуйте ребята, я приглашаю вас к себе на дачу, здесь вы можете подышать свежим воздухом на природе, поиграть, порыбачить, увидеть птиц, которые обитают около моего домика и хочу познакомить вас с моим другом, который прилетел недавно с юга».
- Что вы ответите нашему другу? Хотите к нему в гости? (Да)
- Тогда давайте быстрее отправимся в путь.
- Давайте сядем на велосипеды и в путь.
- Вот мы приехали. Это его домик, он вышел встретить нас. Что мы скажем ему? (здравствуй)
- Закройте глаза и подышите свежим воздухом, сделайте глубокий вдох носом и выдох ртом, чувствуете запах природы.
1. Игра «Угадай звук»
- Ребята, Язычок предлагает поиграть в игру «Угадай звук»
- Посмотрите первый домик, назовите картинки и определите первый звук в слове (ручка, рак, ракета).
- Назовите картинки во втором домике и определите первый звук в слове (лук, ложка, лампа).
- С какими звуками мы будем играть? ([р]-[л]).
2. Характеристика и сравнение звуков.
- Какие эти звуки? Что у них общего? (ответы воспитанников: оба звука согласные, твердые, звонкие).
- Посмотрите в зеркало и произнесите сначала звук [р], а затем звук [л].
- Чем отличаются эти звуки? (ответы воспитанников – когда произносим звук [р] язычок наверху дрожит, а когда произносим звук [л] язычок находится наверху, но не дрожит).
III Основная часть. (15мин)
1. Дифференциация звуков [р]-[л].
- Игра « Скажи последний звук в слове» (с мячом).
- Ребята, Язычок нам приготовил мяч, давайте поиграем в игру «Скажи последний звук в слове»
слова: сыр, укол, стул, тигр, шар, помидор, стол, пенал, светофор, мухомор.
2. Дифференциация в слогах.
- А теперь, поиграем в игру «Попугаи». Я говорю слоговые цепочки, а вы внимательно слушаете и как попугай повторяете за мной. Будем считать очки.
Ра-ра-ла ар-ал-ал
Ро-ло-ло ор-ор-ол
Ру-лу-ру ул-ур-ур
Ры-лы-ры ыр-ыр-ыл
3.Дифференциация в словах.
· Игра «Поймай рыбку и разложи рыбки в ведерки с буквами Р-Л».
- А теперь мы отправимся в речку на рыбалку.
Раз, два, три
Мы шагаем вместе,
Раз, два, три
На рыбалку мы идем.
- Посмотрите, наш друг приготовил нам прорубь и удочки. Удочки не простые с магнитиком. По очереди достаем рыбки с проруби и разложим их в ведерки с буквами Р-Л. (дети достают рыбки, называют картинки, определяют звуки[р]-[л] и распределяют по ведеркам).
· Игра «Найди место звуков [р] в словах»
- Молодцы, а сейчас давайте определим место звуков [р]- [л] в словах. Разложим рыбки в мисочки со схемами ( в начале, в середине, конце слова).
· Загадка Веселого Язычка.
- Ребята, а давайте узнаем, кто же друг нашего Язычка.
- Он приготовил нам загадку:
Прилетела я недавно с юга,
Загорела до черна,
На деревьях я сижу,
Песенки пою: кар-кар-кар (ворона). Молодцы!
· Игра «Угадай имя вороны по первым звукам предметов».
- Ребята, ворона хочет, чтобы мы угадали ее имя по первым звукам этих предметов: лампа –[л], ананас –[а] ракета-[р], автобус- [а] (находим каждому правильному сказанному звуку букву и вставляем в кармашки)
- Давайте все вместе попробуем прочесть, как зовут нашу ворону? (Лара). Молодцы!
· Игра « Сколько слогов в слове?»
- А теперь, Лара просит нас распределить на деревья ее пернатых друзей, разделив их названия на слоги - воробей, дятел, ворон, куропатка. (Ребята делят на слоги названия птиц и распределяют по веточкам с банками, где указаны схемы слогов).
3. Дифференциация [р]-[л] в предложениях.
- Умницы, а теперь просит придумать хорошие предложения про них и начертить схемы на доске.
4. Штриховка «Скворечник».
- Молодцы, птицы очень обрадовались. Чего не хватает им, для того, чтобы им было тепло, уютно (домиков). Давайте сделаем штриховку домикам птиц. Каким цветом сделаем штриховку скворечника?
IV. Итог. Рефлексия
- Где мы побывали в гостях?
- Что мы там делали?
- С какими звуками мы сегодня играли?
- Что вам больше всего понравилось?