Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста
Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста
Автор: Доброва Юлия Владимировна
В статье рассматривается проблема укрепления и сохранения здоровья воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях, пути их реализации с формированием устойчивой положительной мотивации к здоровому образу жизни.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, гигиена, методические приемы, семья.
В процессе исторического развития неоднократно принимались попытки создания науки о здоровье, здоровом образе жизни. Работы И.И. Мечникова, П.Ф Лесгафта, Н.А. Семашко свидетельствуют о том, насколько прочный фундамент этой науки был заложен в нашей стране. И все же здание долгое время оставалось не достроенным. Проблема в том, что для большинства людей понятие «здоровье» ассоциируется с термином «медицина» и «здравоохранение», несмотря на то, что еще Гиппократ провозгласил формулу «Здоровый образ жизни – это недопущение болезней!» [1, с. 20].
Наиболее емким следует признать определение Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором С.М. Громбахом определение здоровья как «степени приближения» к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции.[2, с. 78].
Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В. Д. Давыдова, М.И. Лисиной, В.А. Сластенина. Анализ работ В.А. Деркунской, Л.Г.Касьяновой, И.М. Новиковой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка проявляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.[3 с. 7]
Одной из главных задач дошкольного учреждения является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья подрастающего поколения. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, приобретаются привычки, представления, черты характера. В последнее время учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения, в то же время на половину – от его образа жизни. Четко установлено, что 40% заболеваний взрослых истоками уходит в детский возраст, 5-7 лет.[4, с. 19]
Забота о здоровье становиться национальным проектом и важной задачей дошкольных образовательных учреждений, потому что развивать и обучать можно только здорового ребенка. Основы здорового образа жизни у детей определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдении режима, гигиенических процедур, двигательной активности) и умении реализовывать их в поведении доступными для ребенка способами.[5, с. 4]
У детей дошкольного возраста можно выделить следующие возрастные предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни:
- активно сохраняются психические процессы; заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети старшего возраста способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживании. Прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре и т.д.[6, с. 32]
Каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать при реализации работы по формированию здорового образа жизни через занятия, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность. Широко используется художественная литература: рассказы Л.Воронковой «Маша – растеряша», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», а также народные песенки и потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Травка – муравка» и др. Беседа после прочитанной книги усугубляет ее воспитательное воздействие. Важное место занимают игры, моделирование различных ситуаций, психогимнастика, самомассаж, физкультминутки, пальчиковая и дыхательная гимнастика, кукольный и пальчиковые театры, фланелеграф, прослушивание аудио дисков и т.д. При проведении такой работы у дошкольников более осознанно формируются представления о здоровом образе жизни. Кроме, того особое место должно уделяться работе с родителями.
Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско – взрослое сообщество (дети – родители – педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.[7, с. 23]
Колбанов В.В. рекомендует, при формировании здорового образа жизни демонстрировать ребенку известный аналог (модель). В идеале для детей такими моделями могли бы служить нормы поведения и состояния здоровья родителей, педагогов, знаменитых деятелей науки и исскуства. Таких моделей, к сожалению, ребенок не может найти ни в семье, ни в средствах массовой информации. Поэтому детский сад должен стать для ребенка «школой здоровья», где он сможет приобрести знания, практические умения и навыки, необходимые для сохранения и укрепления своего здоровья.[8, с. 63]
Таким образом, мы можем резюмировать, что положительное влияние при обучении здоровому образу жизни, у ребенка устанавливаются психологические контакты с окружающими его близкими людьми, друзьями, воспитателями, формируются положительные межличностные отношения в семье и детском коллективе, что позволяет решать вопрос сохранения и укрепления здоровья детей.
Список литературы:
1. Рыбак Е.В. Современные подходы к созданию здоровьесозидающего образования/ Информационно - методический журнал АОИППК РО «Северная Двина», Архангельск, 2001. - №3. - С. 20-24.
2. Шлат Н., Прадун И. Проектирование целостного здоровьесберегающего образовательного процесса в детском саду//Детский сад от А до Я. - 2013. - №1. - С. 78-85.
3. Касьянова Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста: Дисс. канд. пед. наук. – Шадринск, 2004. 219 c. РГБ ОД, 61:05-13/438
4. Торохова Е.И. Валеология: словарь / У.И. Торохова. – М.: Флинта: Наука. - 1999.- 31 с.
5. Елжова Н.В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении. – Ростов н/Д: Феникс,2011. -215 с.
6. Здоровый дошкольник: социально – оздоровительная технология 21 века / сост. Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова и др. – М.: Гардарики, 2008. -164 с.
7. Маханева М. Новые подходы к организации физического воспитания детей /М. Махнева // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 2. – с. 22 – 24.
8. Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. – С. 63.