Использование лэпбука в работе учителя-логопеда
Использование лэпбука в работе учителя-логопеда
Автор: Карамова Татьяна Александровна
МАДОУ «Детский сад № 82», г. Стерлитамак, Республика Башкортостан
Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный со становлением и развитием психических процессов человека.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка. Эта проблема находится в центре многих современных исследований. В первые годы жизни речь выступает вначале как средство общения, обозначения, далее она становится орудием мышления, выражения мыслей, организует деятельность и поведение человека (Л. С. Выготский, 1983; А.Р. Лурия, 1956 и др.
В последние годы наблюдается снижение уровня речевого развития дошкольников. Этому способствует ряд причин, к которым можно отнести и ухудшение состояния здоровья детей, и глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе, и пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей, которое чаще всего проявляется в дисбалансе семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.
Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль.
У детей с ОНР речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления, отбора слов и оперирования ими в речевой деятельности (словарь хаотичен, не организован). Все это ведет к снижению внимания, памяти, познавательных процессов восприятия.
Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, т.к. играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка следует использовать различные игры, занятия, пособия, инновационные технологии. В связи с внедрением ФГОС ДОУ педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.
В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) работая с детьми с общим недоразвитием речи и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю – логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения нового материала. Учитель-логопед должен проявлять мобильность, вариативность и креативность в выборе образовательных технологий, которые помогут каждому ребенку проявить свои интересы, потребности, а также вовлекут в коррекционный процесс его родителей.
Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.
На мой взгляд, внедрение новых подходов к развитию дошкольников с ОНР должно способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Поэтому в своей работе с такими детьми использую, как традиционные, так и современные образовательные технологии, которые эффективно использую в совместной деятельности с детьми, а также с их родителями.
Одним из таких средств обучения сегодняшних дошкольников является лэпбук или иными словами тематическая или интерактивная папка. В этой папке собирается материал по определенной теме.
Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети.
Лэпбук – сравнительно новое явление, это книжка - раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая то, что мышление детей в дошкольном возрасте носит наглядно-образны характер).
Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского значит «наколенная книга». Лэпбук - сравнительно новое средство обучения.
У детей с речевыми нарушениями речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления слов и оперирования ими в речевой деятельности. Путь исправления звукопроизношения трудный и длительный. Как сказано выше, у дошкольников этой категории страдают и познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление.
Решение данных проблем –использования лэпбука в коррекционно-речевой работе.
Такая интерактивная папка позволяет:
· пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов;
· ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков;
· формировать грамматические категории;
· развивать связную речь;
· формировать психологическую базу речи;
· совершенствовать мелкую моторику.
Для нас лэпбук - уникальное средство сотрудничества с детьми, это отличный способ закрепления и повторения материала. Объединяя игру, обучение и воспитание в один процесс, лэпбук дает возможность построить работу по речевому развитию с детьми с нарушениями речи, учитывая индивидуальные особенности ребенка, создать условия, при которых ребенок самостоятельно закрепляет полученные знания в виде игры, а так же, что немаловажно, развивает речевые навыки.
На первом этапе нами был изучен немногочисленный опыт работы отечественных педагогов по данной теме с использованием интернет - ресурсов.
На втором этапе, на основе анализа изученных материалов, сделали пробный лэпбук. Детей заинтересовал лэпбук. Наши дети с детства знакомы с ноутбуками и нетбуками. Слово «лэпбук» созвучен этим терминам, значит, он тоже вмещает в себя много интересной и полезной информации. А главное - все можно потрогать, пощупать, исследовать все кармашки и конвертики!
На третьем этапе совместно с детьми стали разрабатывать и использовать свой лэпбук: «Животные Африки». Изготовлению лэпбука предшествовали тематические занятия и игры, обсуждение и выполнение заданий. Ребенок запоминает информацию, рисует схемы расположения игр в книжке, учиться планировать, исследовать, проектировать. При такой работе, лэпбук действительно выполняет свою роль, как закрепляющего, дидактического и игрового пособия.
Не обязательно, чтобы ребенок выполнил все задания за один раз. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Поэтому к лэпбуку нужно возвращаться не раз, а значит, играть и заниматься.
Помимо образовательных плюсов, лэпбук может восприниматься дошкольниками как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. Поэтому, когда созданное «сокровище» демонстрируется сверстникам, происходят спонтанные обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации, а так же развитию монологической и диалогической речи детей.
Использование лэпбука в логопедической работе с дошкольниками с ОНР как самостоятельное методическое пособие может быть применено в любых дошкольных общеобразовательных учреждениях. Данная технология затрагивает актуальную и востребованную тему развития речи детей с ОНР и позволяет выстроить систему работы по развитию лексико-грамматического строя речи, раскрыть детскую инициативность и организовать эффективное сотрудничество с семьей.
Важная и неотъемлемая часть работы по устранению речевых нарушений у детей – тесное взаимодействие родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, неверные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, свидетельствуют о необходимости на всех этапах коррекции. Помощь родителей чрезвычайна важна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своими детьми.
Создание лэпбука является одним из видов совместной интерактивной деятельности взрослого и детей. Это выражается в том, что родители вместе со своими детьми ищут необходимый материал по определенной теме, будь то загадки или вырезанные из журнала картинки. Ребенок должен принимать активное участие в подборе материала, а не оставаться в стороне. В ходе совместного поиска одновременно происходит общение родителей с ребенком.
Лэпбук может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – это хорошая подготовка к исследовательской деятельности.
Построение системы логопедической работы с использованием создания лэпбука для развития лексико-грамматического строя речи детей школьного возраста с ОНР опиралось на следующие принципы:
· принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка
· принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
· принцип конкретности и доступности учебного материала,
соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
· принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
· принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
· принцип интеграции усилий специалистов;
· принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях;
· принцип постепенности подачи учебного материала.
В своей работе я использую лэпбук на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения, формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи. А также предлагаю детям использование в свободной деятельности карточек и игр из лэпбуков для автоматизации поставленных звуков. Часто дети забирают тот или иной лэпбук домой, чтобы с родителями еще раз «окунуться» в ту или иную лексическую тему.
Таким образом, помимо информационно-коммуникативных технологий, которые активно внедряются в образовательный процесс и замещают живое эмоциональное общение детей со взрослыми, с родителями, детей друг с другом, есть замечательное современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса — лэпбук. Он способствует творческому развитию всех участников педагогического процесса.