Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования
Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования
Автор: Калюжная Ольга Юрьевна
"Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев."
В.А. Сухомлинский
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться» этими движениями. Ребёнок со скованными движениями неумелых пальцев отстаёт в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
В работе с детьми предлагаются разнообразные и многочисленные задания и игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов.
Дети очень любят манипулировать, играть с предметами - заместителями, придумывать и фантазировать для них новое применение. Что касается уже готовых игр для мелкой моторики рук с предметами, да! они есть в продаже, но в основном они дорогие и не доступные на большое количество детей. Все перечисленные выше нетрадиционные предметы окружают ребёнка в повседневной жизни. Они везде, они вокруг нас!
В играх с нестандартным оборудованием придерживайтесь некоторых правил:
• Задания подбирайте с учётом их постепенно возрастающей сложности.
• Учитывайте индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
• Работу проводите регулярно, систематически.
• Соблюдайте временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
• Повышайте у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
Основной целью игр для развития мелкой моторики рук с нестандартным оборудованием является:
- Развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
- Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие артикуляционной моторики и мелкой моторики.
- Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.
- Развитие тактильной чувствительности рук детей.
- Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
- Развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности.
- Упражнять детей в умении выражать своё эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.
- Совершенствование двигательной памяти.
- Развитие речемыслительной деятельности.
- Развитие мимической мускулатуры.
- Развитие просодической стороны речи:
- Развитие чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.
- Создание у детей эмоционально приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.
- Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
- Формирование дружеских взаимоотношений.
- Воспитание внимания к обращённой речи.
- Развитие чувства уверенности в себе.
- Формирование положительной мотивации на занятии.
- Воспитание самоконтроля за речью, желания заниматься.
- Формирование умения радоваться, достигая цели.
- Формирование коммуникативных навыков.
Данные систематические игры и упражнения, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают мощный толчок детям к познавательной и творческой активности, развивают внимание, мышление, память. Кисти рук становятся, более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
Нетрадиционное использование предметов, стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.