Конспект занятия в ДОУ "Здравствуй, зимушка-зима"
Конспект занятия в ДОУ
"Здравствуй, зимушка-зима"
Автор: Пушкарева Марина Владимировна
Цель: Расширять, углублять и обогащать знания и представления детей о зиме.
Задачи:
• Познавательные:
- закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях;
- уточнять знания о зимних праздниках, забавах;
• Коррекционно-развивающие:
- расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы»;
- совершенствовать навыки словоизменения;
- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;
- развивать фонематическое восприятие;
- совершенствовать навыки связной речи;
- учить согласовывать речь с движениями;
- развивать общую и мелкую моторики;
- развивать выразительность речи и выразительность движений;
- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.
• Воспитательные:
- воспитывать чувство любви к родной природе, зимним праздникам;
воспитывать толерантное отношение к ответам детей;
- формировать умение работать и играть в коллективе.
Оборудование:
Костюм Зимы, бумажные снежинки на облачке (2-облока),
картинки (в названиях которых первые звуки: З, И, М, А, С, Т, У, Ж, А,
С, Н, Е, Ж, О, К), картинки для игры «Без чего не бывает зимы?», картинки с изображением зимы, зимних месяцев, спортивного инвентаря, (бума А4, ватные диски, картон, клей, ножницы),
мяч – ... (снежный ком).
Ход занятия:
Организационный момент.
(Логопед выходит в роли Зимы).
Зима: Я зимушка – зима принесла морозы,
Зимние забавы и сосульки слёзы,
Для зверей – зимовье
И под снегом озимь,
Зимнюю одежду людям,
Чтоб не замерзли.
Здравствуйте, ребята. Вы рады мне, друзья?
Дети: (Да, мы тебя всегда ждём).
Зима: Присаживайтесь на стульчики и мы с вами поговорим.
1. ВВОДНАЯ БЕСЕДА.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром.
Зима: Как вы думаете, ребята, что это?
Дети: (Зимние месяцы, зима).
Зима: Как вы догадались? На дворе зима. Посмотрите в окно: деревья стоят белые, укутанные снегом, метель намела большие сугробы. Природа спит, даже пение птиц сейчас почти не слышно. Но русский народ всегда любил зиму. Зимой много праздников: Новый год, Рождество, Крещение и Масленица. А зимние праздники на Руси всегда сопровождались гулянием, различными играми и забавами. Вот и мы будем сегодня веселиться и играть.
- Вы знаете, ребята, чем я отличаюсь от весны и лета, что приношу с собой?
Дети называют признаки зимы.
2. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Зима: Ребята давайте мы с вами (разогреем ) пальчики и выполним гимнастику.
«Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре,пять, (Загибают пальчики, начиная с большого)
Мы во двор пришли гулять. («Идут» ладошками по коленкам)
Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.)
Птичек крошками кормили, («Крошат хлебушек»)
С горки мы потом катались, («Ведут-гладят» ладошками – ножки)
А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки то одной, то другой стороной).
Все в снегу домой пришли. Отряхнулись , спать легли.
(оттряхнули руки, Движения, воображаемые сон - Руки под щеку).
Зима: Молодцы! А сейчас попробуйте отгадать мои загадки:
3. ЗАГАДКИ.
1. Странная звездочка
2. Прозрачен, как стекло,
С неба упала Да не вставишь его в окно.
Мне на ладошку (лед)
Легла и пропала.
(снежинка)
*** ***
3. Художник-невидимка.
4. Он летает белой стаей,
По городу идет: И сверкает на лету.
Всем щеки нарумянит, Он звездой прохладной тает
Всех ущипнет за нос. На ладони и во рту.
(мороз) (снег)
***
5. Наступили холода,
Обернулась в лед вода,
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
6. Что за нелепый человек
Перестал медведь реветь – Пробрался в 21 век?
В спячку впал в бору медведь. Морковный нос, в руке метла,
Кто скажет, кто знает, Боится солнца и тепла.
Когда это бывает? (зимой) (Снеговик).
Зима: Как хорошо и быстро вы отгадали загадки! А последняя загадка про снеговика была загадана не просто, сейчас мы с вами сделаем аппликацию снеговика.
Зима: замечательные снеговики у вас получились! Как настоящие. А сейчас мойте ручки и садитесь обратно на стульчики.
4. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.
А теперь мы с вами выполним гимнастик для язычка:
• «Снеговики радуются морозу». Надуть щёки. Весёлое выражение глаз.
• «Горка». Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».
• «Горка закрывается - открывается». Сделать «горку», а потом не убирая язык от нижних зубов,
сжать зубы (губы – в улыбке, зубы видны), а затем открыть снова рот
(язык всё время упирается в нижние зубы). Повторить движения 5-6 раз.
• «Саночки». Рот широко открыть, прижать боковые края языка к боковым верхним зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Движения языком вперёд – назад, боковые края языка скользят по коренным зубам.
Дыхательная гимнастика: Упражнение «Снежинки»
Пока мы с вами выполняли гимнастику для язычка, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?
Зима вызывает одного ребенка и дает ему два облачка со снежинками на ниточке.
- Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.
Как подул ветерок в воздухе морозном
Полетели, закружились ледяные звёзды
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звёзды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
Дети дуют на снежинки.
5. Игра «Кто быстрее отгадает слово?»
Зима: Ребята - Я предлагаю вам по первым звукам (в названиях картинок) отгадать слова:
Зяблик, игла, машина, автобус – ЗИМА.
Санки, туча, утюг, жаба, арбуз – СТУЖА.
Сахар, небо, ель, жук, обруч, клубок – СНЕЖОК.
6. ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ
Зима: Теперь поиграем с моим снежком. И я проверю, как вы знаете зимние явления.
Упражнение «Назови действие» (со «снежком»).
Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежок (мяч), договорит несказанное мной словечко.
А) Зимой метель... (метёт).
Б) Ночью ветер в трубах... (воет, завывает).
В) Из снеговой тучи снежинки... (падают, летят, кружатся).
Г) В лесу зимой голодный волк... (воет).
Д) На зиму медведь в берлоге... (засыпает).
Е) Мороз щёки и нос... (щиплет).
Ё) Зимой вода в реке... (замерзает).
Ж) Иней на ветках деревьев... (блестит).
З) Зимой снег всё вокруг... (накрывает).
И) Деревья зимой... (спят).
К) Под снегом травка зимой... (греется).
Л) Зимой насекомые... (прячутся).
Игра «Назови ласково»
Зима: Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Снег-снежок Сосулька — сосулечка
Мороз- морозец Дерево- деревце
Ветер- ветерок Горка — горочка
Лёд- ледок Холод- холодок
Зима- зимушка Санки- саночки
Зима: Молодцы! Хорошо знаете зимние явления. А знаете ли вы без чего не бывает
зимы?
Упражнение «Без чего не бывает зимы?».
Я раздам вам картинки, а вы на мой вопрос по очереди будете отвечать: «Не бывает зимы без ... (снега, сосулек, санок, горки, …)».
Зима: Молодцы! Продолжим играть.
Игра «Третий лишний»
Зима: Сейчас послушайте мои зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее,
вам надо назвать его, объяснив своё решение.
1. Январь, февраль, зима.
2. Снежки, санки, коньки.
3. Метель, лыжи, мороз.
4. Снежок, снеговик, снегирь.
Правильно! Какие умники да умницы! Всё знаете о зиме, зимних явлениях.
Дидактическая игра «Подбери слова»
- зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте. Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…
Метель (что делает?) — вьется, бушует, воет, метет… .
Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .
Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…
Упражнение «Какой? Какая?»
Зима: Я сейчас выставляю по одной картинке, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?
а) Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).
Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,…).
День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).
Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).
Лед какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).
Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).
7. ИТОГ МЕРОПРИЯТИЯ (ЗАНЯТИЯ).