Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Создание развивающей среды при организации и проведении театрализованных игр

Дата публикации: 2018-12-03 08:44:46
Статью разместил(а):
Иванова Олеся Георгиевна

Создание развивающей среды при организации и проведении театрализованных игр

Автор: Иванова  Олеся Георгиевна

МАДОУ "Детский сад №  82",  г. Стерлитамак, Башкортостан

 

В соответствии с ФГОС ДО в каждой группе детского сада должна быть так организована РППС, чтобы ребёнок мог свободно выбрать тот или иной вид деятельности. РППС в группе представлена центрами или уголками . Театрализованный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. Педагог должен продумать и целесообразность возможного объединения других уголков (центров). Театральный уголок лучше объединить в художественно-творческий центр: театральный, изодеятельности, музыкальный, уголок ряженья. Предметная среда в центре не должна восприниматься как нечто застывшее, стационарное. Чтобы обеспечить развивающий характер среды необходимо выполнение принципа сменяемости материала в зависимости:

- от задач образовательной работы,

- от тематической недели,

- от интересов детей,

- от состояния материала.

Важно предусмотреть и принципы: многофункциональности, эстетичности и доступности предлагаемого материала в театральном уголке. В целях реализации индивидуальных интересов предметная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Обязательными составляющими театральных уголков должны быть следующие атрибуты: ширма; уголок ряженья (шляпы, бусы, веера, детали костюмов, усы,  парики, очки, маски-шапочки) театральный реквизит, декорации и т.п.   

Содержание театральных уголков и наличие в них различных видов театров зависит от возрастных особенностей детей.

Оснащение театрального уголка для 1-ой младшей группы:

Театрально-игровое оборудование: ширма, атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски-шапочки, образные фартучки;

Куклы бибабо;

«Пальчиковый» театр (вязаный на всю длину пальчика ребенка);

Тростевые куклы, театр картинок

Настольный театр плоскостных игрушек (образы людей, животных);

 

Оснащение театрального уголка для 2-й младшей группы:

Театрально-игровое оборудование: ширма, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок;

Атрибуты для ряженья — элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, бусы и прочее);

Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски диких и домашних животных, маски сказочных персонажей;

Театр для показа детям инсценировок по сказкам («Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» , «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»);

«Пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора;

Различные виды настольного театра;

Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности., простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.

 

Оснащение театрального уголка для средней группы:

Театрально-игровое оборудование: большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра; стойка-вешалка для костюмов.

Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок, игр-драматизаций;

Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной на фланелеграфе, тростевой, кукольный, настольный, перчаточный), куклы бибабо, соразмерные руке взрослого (для показа детям), а для ребенка (перчаточные или пальчиковые);

Набор театральных игрушек, которые могут быть мелкого и среднего размера, сделаны из бумаги, ткани, картона, пластмассы, пластизолей, папье-маше, тонкой фанеры.) Тематика набора театральных игрушек определяется образовательной программой.

Аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности.

 

Оснащение театрального уголка для старшей и подготовительной к школе группы:

Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма, простейшие декорации, в том числе изготовленные детьми, стойка-вешалка для костюмов;

Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок;

Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра: пальчиковый, куклы бибабо, теневой театр фигур и масок, тростевые куклы и др.

Аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов для создания фона в процессе театрально-игровой деятельности.

Для детей 6-7 лет игровой материал театрализованных игр отвечают в основном тем же требованиям, что и на предыдущем возрастном этапе. Однако здесь дополнительно рекомендуются куклы-марионетки с элементарной системой управления; мягкие, на прочных нитях.

Хранителем-талисманом театрального уголка, может быть кукла из имеющихся видов театров. Это, своего рода, кукла-зазывалка , вызывающая у детей интерес к данной деятельности. Эта кукла должна быть любимой для детей, знакомой для них. Она зачинщица и помощница для детей в любом виде театрализованной деятельности. С ней они могут отправиться в любое путешествие. Она может помочь в обучении детей основам театра. Иногда воспитатель может уточнять  и закреплять знания детей через прием обучения куклы самими детьми («давайте расскажем», «давайте научим нашу куклу»). Дети могут готовить кукле подарки (новый бантик, шляпку и т.

Для развития у детей старшей и подготовительной к школе групп творческого воображения и искусства перевоплощения, в театральных уголках целесообразно наличие алгоритмов, по которым дети могут сами моделировать свое творчество. Алгоритм перевоплощения (карточки с последовательностью и избирательностью выбора реквизита, костюмов) помогут детям научиться создавать выбранный образ, делая его  более ярким и эмоциональным. Алгоритмы перевоплощения могут быть следующего содержания:

- Перевоплощение в насекомых, бабочек (усы, крылья, элементы костюмов);

- в птиц (крылья, клюв, хвост и т.д.);

- в животных (шапочки-маски, хвост, ушки и т.д.);- в сказочных героев (костюмы Красной Шапочки, Кота в сапогах и т.д.);

- в возрастных героев: старичок – бородка, усы, клюка; бабушка –очки, платочек, передник и т.д. Карточки с алгоритмом  перевоплощения должны быть оформлены красочно, в доступной для детей форме.

Для развития у детей старшей и подготовительной к школе групп творческого воображения и связной речи в театральных уголках целесообразно наличие алгоритмов, по которым дети могут самостоятельно воспроизводить сказку опираясь на модель - сюжетные картинки. Алгоритмы по развитию сказочного сюжета научат детей фантазировать, включаться в творческий процесс -  придумывание новой сказки, изменяя сюжетную линию, добавляя по своему усмотрению новых героев. По содержанию эти алгоритмы могут быть предназначены для развития словотворчества детей, их самостоятельной театрализованной деятельности. Они могут быть:

- по сюжетной линии знакомой сказки;

- с отражением сюжета, в котором нет ни начала, ни конца (их дети придумывают сами);

Детям предлагается набор персонажей, с которыми они должны составить собственную сказку (животные, сказочные герои, люди).

Оживит театрализованную деятельность, сделает ее более интересной и привлекательной наличие в театральных уголках всех групп «Волшебных вещей»:- волшебные шкатулка, коробочка (для обыгрывания появления героев, какой либо вещи, сюрпризного момента;

- волшебный колпачок (обладатель его становится невидимым, может незаметно наблюдать за всеми),

- волшебная палочка (используется для перевоплощения, снятия робости при исполнении роли, для изменения сюжета),

- волшебный мешочек (из которого можно достать «любую вещь»),

- волшебное зеркальце (ребенок превращается и видит себя в зеркале тем, кем захочет),

- волшебная скатерть (дети используют для имитационных движений в этюдах «За столом», «Очень вкусно» и т.д.),

- волшебные башмачки, тапочки(с их помощью можно быстро бегать, высоко прыгать, умело танцевать).

Уважаемые воспитатели, при оформлении своих групповых театральных уголков, желаю Вам проявлять фантазию, выдумку и изобретательность. Творческих успехов!

 

Виды театров для разных возрастных групп:

Существует несколько классификаций видов театров для детей дошкольного возраста. Например, Л.В. Куцакова и С.И. Мерзлякова рассматривают:

- настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);

- стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);

- верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);

- напольные куклы (марионетки, конусный театр);

- театр «живой» куклы (ростовые, люди-куклы, театр масок, танта-морески).

.  .  .