НОД с детьми второй младшей группы «Прогулка мамонтенка по морю»

Дата публикации: 2018-11-30 14:48:17
Статью разместил(а):
Степанова Анастасия Николаевна

 

НОД с детьми второй младшей группы

по познавательному развитию с элементами экспериментирования 

«Прогулка мамонтенка по морю»

Автор: Степанова Анастасия Николаевна

МБДОУ № 25

 

      Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно

не упустить этот период для раскрытия творческого

потенциала каждого ребенка.

С. Гин 

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку НОД по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей младшего дошкольного возраста «Волшебница - вода».

Данная методическая разработка составлена в соответствии с ФГОС. Содержащийся в ней материал может помочь  в стимулировании, развитии, обогащении и активизации деятельности воспитателей и специалистов в работе по организации экспериментальной деятельности дошкольников. Сможет показать использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, инновационных технологий, направленных на познавательное развитие детей.

В методической разработке представлены практические материалы по экспериментальной деятельности дошкольников младшего возраста ( 3 – 4 года), основанные на опыте работы с детьми этого возраста. Знакомство со свойствами обычного вещества – воды – одно из возможных направлений такой подготовки.

Это практический материал, который может осуществляться  в рамках нерегламентированной образовательной деятельности. 

Совместную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста  организовывается 1 раз в неделю по 10-15 минут. Работа проводится  в организованном в группе «Центре экспериментирования» с небольшими группами детей с учетом уровня  их развития и познавательных интересов.

Источником моего педагогического опыта, положенного в основу разработки, является желание детей моей возрастной группы познавать окружающий мир через экспериментирование, так как дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами. Всё это объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.

Цель: уточнение и расширение знаний детей о воде методом экспериментирования.  

 Задачи:

- актуализировать знания воспитанников о том, кому нужна вода, формировать на основе опытов представление о следующих свойствах воды: «замерзает – тает», «прозрачность», «вода – растворитель»;

 - развивать  речь, мыслительные операции; познавательный интерес воспитанников, любознательность в процессе экспериментирования;

-  воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Образовательная среда:

Занятие носит субъект-субъектный характер взаимодействия педагога с детьми.

Формы работы: индивидуальную, групповую, парную. Предпочтение отдается групповой работе, так как именно она в большей степени способствует формированию исследовательской деятельности. 

Методы: детское экспериментирование.

Приемы: проблемные вопросы, приём «формулирования проблемной ситуации», приём «загадки». 

Интегрирование образовательных областей: познавательное развитие (ведущая образовательная область), физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Оборудование и материалы к занятию: таз с прозрачной холодной водой, кисточка, синяя гуашь, кисточки по количеству детей, большая льдина, мелкие льдинки, пластмассовая игрушка – мамонтенок, вода горячая, ванилин, шум моря, чаек « Песенка Мамонтенка», проектор, презентация слайдов. 

Словарная работа: формирование активного словаря: снежная пурга. Активизация в речи слов: море, земля.

Планируемые результаты: Дети расширят знания о свойствах воды.

 

Пояснительная записка

Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”.  

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику моей  работы.  

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение  добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. 

Современные исследователи экспериментирования (Савенков А.И., Иванова А.И., Куликовская И.Э., Дыбина О.В. и др.)  рекомендуют использовать метод экспериментирования  в работе с детьми дошкольного возраста как инновационный. Так как в ходе экспериментирования ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. (ФГОС нам говорит о том, что «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)» 

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности - к  экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. 

Исследования представляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства  и связи, недоступные при непосредственном  восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. 

Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Значимость разработки состоит в том, что главное достоинство работы по данной разработке в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В этой разработке воспитатель и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, в них воспитывается отзывчивость, доброта, чувство сострадания к нему.

Целью предлагаемой методической разработки является: повышение качества образования в ДОУ через оказание методической помощи педагогам - практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам поисковой и экспериментальной детской деятельности с использованием ИКТ.

Ожидаемый результат для детей: создание условий для формирования основ целостного мировидения ребёнка младшего дошкольного возраста средствами простейших экспериментов; развитие творческих способностей детей в ходе поисковой деятельности; развитие у детей инициативы задавать вопросы, желания познавать новое от простого к сложному.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели. (Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами
ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К.Е. Тимирязев)

Новизной разработки заключается в создании собственной системы работы по развитию творческой направленности дошкольника посредством познавательно-исследовательской деятельности в совместной деятельности ребенка и взрослого и самостоятельной деятельности ребенка; творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования с использованием ИКТ, а также наличие картотеки опытов, созданной непосредственно для каждого занятия, с обязательным описанием опыта, оборудования, последовательности действий, предполагаемых результатов опыта и выводов, основанных на проведённом опыте.

 

Содержание:

Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей  я спроектировала  свою последующую работу, где реализация поставленных задач осуществлялась  в рамках нерегламентированной образовательной деятельности. 

Совместную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста организовывала 1 раз в неделю по 10-15 минут. 

Работа проводилась  в организованном в группе «Центре экспериментирования»  с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.   

После эксперимента не упускаю   воспитательные моменты -  дети  самостоятельно наводят   порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом). 

Все опыты проходят с участием игровых персонажей Любознательные зверушки. Это игрушки из киндер-сюрпризов. А одежда детей соответствует определенному опыту (белые фартуки + головной убор, костюмы персонажей, иные атрибуты). 

Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом. 

Центр «Песок-вода»: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, жидкое мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы  величины, степени прозрачности. 

Центр «Воздух»:  веревочки, шнурки, атласные ленты, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, султанчики, флажки, флюгеры, парашют. 

В  опытно-экспериментальной  деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе предусмотрена также работа с родителями, что 

Памятка для родителей: «Экспериментирование с водой» и консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

«Волшебница вода» 

  В режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса. 

Во время исследовательской деятельности дети получают  представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной. 

Совместно с детьми мы проводили опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду. 

Во время исследовательской деятельности с детьми мы проводили и игры с элементами экспериментирования 

·       игра «Переливашки»         

- показать детям, что вода жидкая, принимает форму сосуда. 

·       игра «Найди ракушку»         

-  познакомить детей со свойствами воды - прозрачность, бесцветность, может менять цвет. 

·       игра «Тёплое – холодное»         

- выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной 

·       игра «Тонет – не тонет»         

- дать представления о плавающих и тонущих телах. 

·       наблюдение за водой         

- познакомить со свойствами воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают. 

·       игры-забавы с водой.         

- закрепили знание свойств воды: прозрачная, непрозрачная, тёплая, холодная, без запаха, с запахом;  в ней можно постирать одежду, помыть игрушки, вымыть руки, умыться.

 

Ход занятия:

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Примечания

Мотивациооно-побудительный  (Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия)

Ребята, послушайте песенку. (восп. Включает «Песенку мамонтенка»)

Беседа с детьми по содержанию песни.

Я предлагаю вам вместе с мамонтенком отправиться на поиски его мамы! Сегодня, экспериментируя с водой,  мы проверим что вы знаете о воде и почему о ней можно говорить, что она Волшебница! Вы готовы отправиться?

Итак, вперед! Закройте глаза (включается спокойная музыка) и музыка перенесет нас на море.

Дети слушают

 

Ответы детей

 

Закрывают глаза, слушают музыку, по окончании – открывают глаза. 

Проигрывается 1 куплет и припев песни.

 

Показывается 1 слайд:

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 

 Решение проблемной ситуации, 

актуализация знаний, 

или начало выполнения действий по задачам НОД 

На столе стоит таз, воспитатель наливает в таз воду, детям предлагается понюхать и потрогать воду (какая вода? - прозрачная, жидкая, холодная, она льется, она без запаха).

- Ребята, мамонтенок поплыл по морю. Кто бывал на море? Помните какого цвета в нем вода? Море синего цвета, как нам сделать нашу воду синей? Воспитатель добавляет в воду синюю гуашь (вода меняет цвет, в ней растворяется краска).

 

Посмотрите какая красивая вода у нас получилась. Вот и море такого же цвета, по которому плыл мамонтенок.

Затем детям показывается льдина, на которой мамонтенок совершит прогулку. (холодная, в виде льда, пальцы мокрые – лед тает от тепла пальцев). В таз опускается большая льдина на нее ставим мамонтенка и отправляем в плавание (лед легче воды, он не тонет).

 Мамонтенок плывет и сталкивается с другими льдинами на своем пути (в таз помещаются маленькие льдинки).

Ребята поможем ему преодолеть эти препятствия?

Вспоминаем слова из песни: «Меня не пугают ни волны ни ветер…».

Физкульминутка

Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою!  

Но тут Мамонтенок попадает в снежную пургу.

Воспитатель сыпет ванильный сахар на льдину и в воду. Море стало неспокойным,. В воду добавляется черная гуашь - и цвет воды в море меняется от состояния погоды, она становится темной).

Но тут откуда ни возьмись пошел сильный дождь (на льдину льется теплая вода). Льдина начинает таять (От теплой воды лед тает).

Мамонтенок испугался, но вот он увидел землю, а там стояла его мама. Она помогла ему выбраться на сушу. Они встретились!

Трогают, нюхают, отвечают на вопросы

 

Дети кисточками размешивают краску в воде

 

детки трогают ее, описывают

 

- детки дуют на льдину

 

(детки раздувают льдинки)

 

(Дети стоя машут руками, словно крыльями поворачивая телом в разные стороны) 

Обнимают друг друга - парами

 

Дети нюхают (вода стала иметь запах).

Дети размешивают краску 

Показываются слайды

Рефлексивный

Ребята, вот мы и помогли мамонтенку встретиться с мамой!

Вот и закончилось наше сегодняшнее путешествие. Вам было интересно? То, что вы узнали, расскажите своим папам и мамам.

И я желаю вам будущим летом побывать на море.  

Ответы детей

 

 

Литература:

1. Волкова Е.В., Микерин С.Л. Играем в ученых. Проводим эксперименты с водой, магнитом, движением, весом. — Новосибирск: Сиб. Унив. Изд — во, 2008. — 256 с. — (Играем)

2. Дыбина О.В. Рахманова Н.П. Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2002г.

3. Зубкова Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет — СПб.: Речь, 2011. — 64 с., илл.

5. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003г.

7. Иванова А.И. «Живая экология» М., 2006г.

8. Кондратьева Н.Н. «Мы» Программа экологического образования детей Санкт — Петербург 2000г.

9. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999г.

10. Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет: из опыта работы — Волгоград: Учитель, 2009. — 130с.

11. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2010. — 128 с., ил. — (Библиотека программы «Детство»)

12. Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки» М., 2002г.

13. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.