Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе "Земля- наш дом"
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе
"Земля- наш дом"
Автор: Горина Оксана Петровна
Воспитатель: Ребята, я сейчас загадаю вам загадку и вы узнаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить:
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…(земля)
Дети: Земля.
Воспитатель: Правильно, ребята, мы с вами сегодня будем говорить о планете Земля, а поможет нам в этом отгадайте кто?
Горы, пустыни,
Степи, леса,
Страны, реки, моря,
На нём поместилась,
Вся наша Земля!
На ноге одной стоит,
Вертит головою,
А на этой голове,
Суша вся и водный мир.
Дети: Глобус.
Воспитатель: Какая удивительная планета – Земля! На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. Земля – это огромный шар. Она вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца – самой близкой к нам звезды.
(Рассматривание глобуса, ответы на вопросы)
Воспитатель: В солнечной системе существуют и другие планеты.
А какие, ребята, планеты вы можете назвать? ( ответы детей, Юпитер, Сатурн, Марс….)
- Возможна ли жизнь на других планетах?, Почему? ( ответы детей).
– Какую форму имеет Земля?
– Какие живые существа населяют Землю?
– Что необходимо всем живым существам на Земле? (Тепло, свет Солнца, воздух и вода.)
– Что необходимо человеку на Земле? (Свежий воздух, чистая вода, плодородная почва, растения и животные.)
- А вам нравится наша планета, вы её любите? ( ответы детей).
Воспитатель: Человек без еды и воды может прожить несколько дней, а без воздуха несколько минут. Наша планета уникальна.
Планета Земля общий дом,
И много лет мы в нём живём,
Но, как известно всем кругом,
Должны беречь мы этот дом.
Воспитатель: (рассказ по слайдам) Ребята! Конечно, наша планета прекрасна и удивительна, благоприятна для жизни. На её поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зелёные леса, поднимаются высокие горы. На нашей планете прекрасная и разнообразная природа.
- Вы знакомы со словом «природа»? А что оно означает?
Дети высказывают свои знания о том, что такое природа, и приводят примеры: Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы и т. д.
Воспитатель: Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и мир живой природы. Объясните, чем они отличаются? (живая природа – это то, что движется, растет, умирает и размножается, а к не живой природе – камни, вода, горы)
Динамическая игра «Живая - неживая природа»
Воспитатель показывает детям на экране картинки с изображением живой и неживой природы и предлагает разделить их на две группы: живая - топают, неживая – хлопают.
Гаснет свет, звук летающей тарелки, в зале появляется пришелец.
Пришелец: Не бойтесь! Я не причиню вам вреда. Я прилетел к вам из будущего. На нашей планете возникла экологическая катастрофа глобального масштаба в следствии развития цивилизации. Загрязнена атмосфера, почва радиоактивными отходами, мусором. Наши учёные нашли способ вернуться в прошлое, чтобы предупредить людей о надвигающейся катастрофе и изменить печальное будущее. Хотите увидеть какая стала наша планета?
Дети : Конечно, хотим. (дети смотрят видео-ролик)
Пришелец: Вы хотите жить на такой планете?
Дети: Мы не хотим жить на такой планете.
Раздаются радиосигналы. (аудио-запись)
Голос: Здравствуйте дети! Я – Земля! И я рада слышать ваши голоса.
Воспитатель: Земля! Земля! Ты нас слышишь? Ты говоришь с нами?
Земля: Я вас всегда слышу, но и вы прислушайтесь ко мне. Я в беде. Я не в силах исправить всё то зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от пыли и гари воздух… Я не могу справиться со всем мусором, который разбросал по Земле человек.
Воспитатель: Земля, ведь ты такая красивая, голубая, цветущая! Неужели ты можешь погибнуть?
Земля: Да, у меня много цветов, лесов, рек, но их становится все меньше и меньше.… У вас еще есть время, чтобы спасти меня и самих себя! Только вы можете это сделать.
Воспитатель: Как? (в ответ тишина)
- Ребята, Земля не успела сказать, как ей помочь, значит, мы сами должны найти путь ее спасения. Что же нам нужно сделать, чтобы не довести планету Земля до такого состояния?
Дети: Её нужно срочно спасать?
Воспитатель: Оказывается не всё так прекрасно на нашей планете - Земля. Планета в опасности. На ней много больных мест. Как же так получилось?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Да, люди построили много заводов, фабрик, электростанций. Дым от предприятий загрязняет воздух, который выходит из труб, отходы заводов сливают в реку от этого гибнет всё живое.
Пришелец: Посмотрите! Как ваша планета Земля будет выглядеть, если вы не придёте ей на помощь.(показывает глобус, обвешанный мусором). Она станет вся грязной, превратиться в одну большую свалку, где везде летает мусор, стоит зловонный запах , погибнут растения, вода станет мутной и грязной. Решайте дети, задумайтесь что вас ждёт. Готовы помочь планете и исправить катастрофическую ситуацию на Земле?
Дети: Мы готовы помочь планете Земля.
Воспитатель: Ребята, как же мы с вами можем помочь нашей планете ? (ответы детей).
- Интересно, справимся ли мы с вами с таким сложным заданием?
Дети: Мы очень постараемся помочь нашей планете.
Пришелец: Тогда срочно летим обратно на вашу планету Земля, нужно срочно её спасать! (пристегните ремни, моя машина времени вмиг вас доставит назад на планету Земля. Начинаем обратный отсчёт (10,9,8,7,6,5,4,3,2,1, поехали)
Пришелец: Чтобы помочь планете Земля, вам придётся пройти небольшие испытания и доказать , что вы дружные, добрые и можете работать в команде. Ведь только вместе мы сможем спасти наш общий дом. За каждое испытания вы будите получать кусок космического пазлуса. ( дети будут получать пазл с изображением чистой, красивой планеты и крепить на доску, где будет изображен космос) Если вы соберёте все кусочки, вы сами убедитесь, как изменится планета. Вы готовы? Вот вам подсказки, как помочь планете Земля. (даёт картинки)
Испытание №1.
Воспитатель: (берёт картинку с изображением воздуха и загадывает загадку):
- Что такое: Нельзя ни выпить, ни съесть,
Не имеет ни вкуса, ни запаха, ни цвета,
Не мягкий и не твердый,
Неслышимый, невидимый, но всем так необходимый? (Это воздух.)
Воспитатель: Правильно, ребята человек может обойтись без воздуха только 3 минуты.
- А где воздух чище и легче дышится? (ответ детей, в лесу.)
- Почему в городе воздух загрязненный? (Газуют машины, дымят фабрики.) Действительно, в городе труднее дышать, так как воздух в нем загрязняют заводы, фабрики, автомобили.
- Что же делать, чтобы воздух в городе был чище? ( ответ детей, можно закрыть заводы, и тогда воздух станет чище)
На фабриках, заводах нужно ставить фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества.
- Почему на природе - в лесу, на лугу - дышится легко? ( ответ детей, там чистый воздух.)
- Почему в лесу воздух чистый? (Там нет фабрик, машин, а есть много кислорода.) Правильно, в лесу больше кислорода, которым мы дышим. Это заслуга растений, ведь именно они выделяют кислород. Больше растений - больше кислорода.
- Что можно сделать, чтобы помочь городу очистить воздух? ( ответ детей, посадить деревья, кустарники.)
- Ребята, лес называют лёгкими планеты Земля, поэтому его нужно беречь и охранять. Давайте отправимся с вами в лес и посмотрим , не нуждается ли он в нашей помощи?
(заставка слайд «Картина леса)
(дети собирают мусор в пакет)
Лесовичок: Ребята, а вы знаете, как себя надо в лесу вести?( ответы детей)
Лесовичок: Сначала нам надо повторить правила поведения. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду называть вам ваши действия, а вы скажите, правильные ли они. Если поступки будут хорошими, говорите "да", а если плохими - "нет"!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (Нет.)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (Нет.)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (Да.)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (Да.)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (Нет.)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (Нет.)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (Да.)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (Да.)
Игра 2 «Найди пару»
Правила поведения в лесу разрезаны на 2 части. Задача – найти продолжение предложения.
Не ломай ветви / деpевьев и кустаpников
Не pазоpяй / птичьи гнезда
Не оставляй в лесу / мусор
Не уноси диких / животных домой
Не жги / траву на лугу.
Воспитатель: Ребята, ежегодно лес выгорает в огромном количестве, а ведь деревья выделяют кислород, которым мы с вами дышим и поглощают углекислый газ, который загрязняет воздух. – Что мы с вами можем сделать, чтобы воздух стал чище?
Дети: посадить цветы, деревья, кустарники.
Воспитатель объясняет, как правильно посадить цветок.
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Испытание №2
Воспитатель (берёт изображение почвы) и загадывает загадку:
Её необходимо,
Конечно, сохранять.
Рыхлить, кормить системно,
Следить, не засорять. (почва)
Воспитатель: Правильно, ребята, человек загрязняет не только воздух, но и почву.
- Возьмём контейнер, насыпаем в него песок, сверху положи губку – это слой почвы. Контейнер можно поставить под наклоном, ведь земля не везде ровная. Представим, что, какое – то вредное вещество попало на почву (капнуть чернила).
- Какие вредные вещества вы знаете? (ответ детей : Бензин, краска, лак, ртуть и многое другое. )
- Вы видели, где-нибудь, чтобы вредные вещества попадали на почву?
(дети приводят примеры попадания в почву вредных веществ).
- Правильно! Кажется, они лежат и ни кому не мешают. Но вот пошёл дождь! (воспитатель поливает из лейки на губку).
- Что происходит! (ответы детей: Грязная вода пошла глубже в почву.)
- Исчезло ли вредное вещество? (Дети: Нет.)
- Если оно не исчезло, то куда оно делось? (дети высказывают свои предположения).
- Посмотрите, по желобку в пустую чашку, стекает грязная вода. Как вы думаете, а в природе, куда она попадает?
Дети: В реки, озёра, моря, океаны.
ВЫВОД: Вот и получается, если загрязнена почва, то вредные вещества обязательно попадут в воду. А мы с вами пьем эту воду, купаемся в речках и озерах. Должно пройти очень много лет, прежде чем вода снова станет чистой!
Пришелец: Ну хорошо вы справились с этим испытанием . Вы получаете второй кусок космического пазлуса.
Испытание №3.
Воспитатель: Ребята, что же это получается?
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без ... (Воды)
(показывает изображение воды)
- На земле нет ни одного живого организма, который может прожить без воды. Вода нужна всему живому на Земле. Например, человек без воды может прожить всего 7 дней.
- Откуда, у нас дома и в детском саду вода? (Из реки, из под земли…)
- Как человек использует воду (Пьет, моется, стирает…)
- А какая нам нужна вода, для того чтобы мы были здоровыми, крепкими. (Чистая)
- А может ли человек употреблять грязную воду? (Нет)
- Почему? (В грязной воде много микробов, можно заболеть)
Воспитатель: А свойства воды знаете?
(Без цвета, без запаха, без вкуса, прозрачная, легко растворяется)
Воспитатель: Дети, какие состояния воды вы знаете?
(Твёрдое, жидкое, газообразное)
Воспитатель: Если мы с вами знаем, что вода в кран поступает из реки, представьте, что случиться с рекой, если все люди будут оставлять краны открытыми, и не будут бережно относиться к воде?
(Реки высохнут, обмелеют …).
Воспитатель: Давайте отправимся с вами к реке посмотреть не нуждается ли она в нашей помощи?
(смена декораций)
Водяной: Река стала чище, но посмотрите, какая в ней вода! (показывает банку с загрязненной водой и просит детей помочь очистить воду.)
Воспитатель: Ребята, давайте очистим воду через фильтр.
Опыт:
Пропускаем загрязненную воду через простой фильтр (воронка с ватой) Обращается внимание детей, как изменилась вода. Затем все дети возвращаются к реке и отдают чистую воду Водяному.
Воспитатель: Ребята мы с вами очистили воду, река стала прозрачной, чистой, зеркальной. Прилетели птицы, рыбы выздоровели, кувшинки стали белыми.
Звучит бодрая музыка, Водяной благодарит детей.
Испытание №4.
Пришелец: Вы ребята сегодня очень хорошо потрудились . Спасли леса от вымирания, очистили воздух, доказали и убедили меня , что можно очистить воду . Но что делать с тем , что сотворил сам человек . С мусором? (показывает последнюю картинку «мусор». Вы его так много насобирали на своей планете.( пришелец показывает пакет с мусором)
Воспитатель: И правда ведь ребята каждый день из каждой квартиры выбрасывается разный мусор.
- Куда девается этот мусор? (ответы детей)
С каждым днём горы мусора растут, воздух около них очень неприятный и даже вредный!!!
- Что же делать (Ответы детей).
- В некоторых странах этот мусор сортируется, разный мусор помещается в разные контейнеры. Уже давно люди научились использовать старую бумагу, металл и стекло. Существуют специальные места – пункты приёма мусора, где принимают бумагу, стекло , металл. Из бумаги делают упаковочный материал, картон. Металл переплавляют и снова используют. Разбитое стекло перерабатывают и добавляют в строительные материалы. Но и в нашей стране тоже стали сортировать мусор в специальные контейнеры.
Воспитатель: Посмотрите сколько мусора нам удалось собрать с нашей планеты. Давайте мы его тоже пересортируем.
Игра «Сортируй мусор».
(определить материал, из которого сделан предмет и разложить предметы по нужным контейнерам)
Воспитатель: Но ведь мусору можно дать и вторую жизнь. А как ребята мы можем мусору дать вторую жизнь (ответ детей, сделать игрушки).
И правда давайте изготовим из мусора игрушки.
Практическая работа: Дети делают своими руками игрушки.
Детям предлагается из маленьких бутылочек сделать цветы для украшения площадки. (Пришелец вместе с воспитателем помогает детям изготавливать цветы)
Воспитатель: Ребята вы молодцы, у вас получились замечательные цветы, которые смогут украсить наш участок.
Пришелец: Мне очень понравилось что вы сделали из мусора, вы получаете последний кусок космического пазлуса.
Воспитатель: И что же ребята у нас получилось? (ответ детей – планета)
А какая она ? (ответ детей, чистая, голубая)
- Если каждый будет заботиться о планете, то планета станет чище!
Я надеюсь, что Вы извлекли урок из нашего рассказа и научились беречь свою планету. Если вы и дальше всё правильно будете делать, катастрофы с которой столкнулись мы не произойдёт. А теперь мне пора.
Воспитатель: Ну что ребята мы с вами хорошо потрудились, были настоящей командой смогли предотвратить катастрофу. Теперь мы постараемся никогда не обижать природу. Мы должны помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач. К сожалению, вольно или невольно мы нередко нарушаем эти правила. Человек – это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех. Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направлять на охрану и защиту природы на планете Земля.
Итог.
Воспитатель: Чем чище воздух, вода, почва, тем благоприятнее это сказывается на нашем здоровье. Мы с вами должны заботится об окружающей среде.
– Что нужно делать, чтобы воздух был чище?
– А вода?
– Как же нам беречь почву?
Приятно сознавать, что наши дети не стоят в стороне, а помогают взрослым охранять природу.
Молодцы ребята, теперь я уверена, что вы настоящие защитники природы, нашей планеты. Ребята, нам передали посылку. Интересно от кого она. (читает: «Ребятам детского сада от планеты Земля»).
Спасибо! Дорогие, дети и взрослые!
Сегодня я поняла, как много людей меня любят и берегут.
Я рада, что у меня такие жители, я благодарна вам!!!
Посылаю вам медали «Защитник природы планеты Земля». (медаль «Защитник природы планеты Земля»)