Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Организация педагогических условий по адаптации детей раннего возраста к дошкольной организации

Дата публикации: 2018-11-15 20:13:42
Статью разместил(а):
Сизова Наталья Владимировна

Организация педагогических условий по адаптации детей раннего возраста к дошкольной организации

Автор: Сизова Наталья Владимировна

МДОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 66 "Березка"

 

Аннотация: В статье проведен анализ понятия «адаптация», рассматриваются педагогические условия для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации, представлены рекомендации родителям и педагогам для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: ранний возраст, адаптация, дезадаптация, педагогические условия, адаптивные возможности ребенка.

 

Общеизвестно, что с приходом ребенка раннего возраста в дошкольную образовательную организацию в его жизни происходит множество изменений, которые обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, отказ от еды, частые болезни, страх, психическая регрессия. От того как пройдет привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям и сверстникам, зависит его дальнейшее развитие в детском саду, в семье и становление ребенка в жизни. Именно поэтому необходима целенаправленная организация педагогических условий в процессе адаптации детей раннего возраста, которая сможет привести к безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, сохранению и укреплению его здоровья, и позволила бы сформировать положительное отношение к детскому саду. 

В научной литературе существует много определений понятия «адаптация», характеризующих данный феномен. Традиционно адаптация трактуется как приспособление организма к изменяющимся условиям среды.

Адаптационный период является серьезным испытанием для детей, так как из знакомой семейной атмосферы он попадает в новые для него условия, что неизбежно сказывается на поведенческих реакциях ребенка, вызывает расстройство сна и аппетита. Выделяют три фазы привыкания ребенка к новым социальным условиям: острая фаза, так называемая дезадаптация; подострая фаза – адаптация; фаза компенсации – адаптированность к определенным социальным условиям. С самыми серьезными трудностями ребенок и его близкое окружение сталкивается в острый период. Это момент первого знакомства с неизвестным его окружением, с новыми условиями и новая эмоциональная реакция на происходящее, как ребенка, так и его семьи.

По характеру и особенностям первых двух фаз можно определить степень тяжести адаптации: легкая адаптация, адаптация средней тяжести и тяжелая адаптация. В результате тяжелой адаптации может наступить как физическое, так и психическое истощение организма ребенка, что указывает на его дезадаптацию и может исключить возможность посещения дошкольной образовательной организации. 

Детский сад – это новый этап жизни ребенка, именно в нем у ребенка происходит опыт коллективного общения со сверстниками.  Для детей в этот период характерно появление чувства тревоги, незащищенности, неуверенности. Ребенок тяжело переносит даже временную разлуку с мамой, своим домом и привычным для него образом жизни. Трудности в адаптационный период возникают еще тогда, когда ребенок сталкивается с непониманием, попытками вовлечения в общение, содержание которого не отвечает его желаниям, интересам и имеющемуся опыту.

Необходимыми педагогическими условиями организации адаптационного процесса являются учет индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка, система педагогических воздействий, в центре которой находится организация деятельности детей, отвечающая их потребностям и возможностям, определяющая их поведенческие проявления. Приоритетными условиями в период адаптации являются организация взаимодействия родителей с дошкольной образовательной организацией и просвещение родителей по вопросам адаптации ребенка к детскому саду.

Единые требования родителей и педагогов, соблюдение распорядка дня, тщательный гигиенический уход, правильная организация самостоятельной деятельности и игр – занятий создают здоровую обстановку для формирования эмоционально уравновешенного поведения детей и успешной адаптации к условиям дошкольной образовательной организации. Изучение ребенка до поступления его в детский сад, знакомство с образом жизни его семьи позволяют в значительной степени смягчить адаптационный период.

Работа с детьми в адаптационный период направлена на снятие эмоционального напряжения, развитие познавательной активности, развитие игровых навыков, преодоление стрессовых состояний, формирование навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками, снижению импульсивности, тревоги, агрессии. Главная задача, которую должны решить педагоги и родители в это время – сделать детский сад для ребенка желанным. Необходимо чтобы отрыв от дома, мамы и папы, встреча с новыми взрослыми и незнакомыми сверстниками не стали для ребенка серьезной психологической травмой. Родителям ни в коем случае нельзя пугать ребенка детским садом и показывать свою тревогу и обеспокоенность. Возможность посещать детский сад должна подаваться как нечто важное и значительное.

В возрасте 2-3 лет ребенок уже имеет свой собственный индивидуальный опыт поведения, общения с окружающими, свои потребности и желания, привычки, умения и навыки. Все это необходимо принимать во внимание в такой сложный период, каким является период привыкания малыша к жизни в детском саду. Временное сохранение привычек малыша, способов кормления, укладывания спать – все это помогает ему легче адаптироваться к новым условиям. Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме. Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться со сверстниками. Планируя игровое взаимодействие,  необходимо акцентировать внимание на сенсомоторные игры, которые дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными предметами и материалами: песком, глиной, водой, крупами, бумагой. В период адаптации такие игры имеют успокаивающее и расслабляющее действие.

Игры и задания должны быть включены не только в предметную, но и в продуктивную деятельность – рисование, лепка, игры с мозаикой. Занимаясь рисованием, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы, учится ориентироваться в новой для себя ситуации общения с детьми. Игры с песком и водой снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию, позитивно влияют на эмоциональное состояние детей, способствуют внутренней раскованности. Особенно важно отметить обращение к фольклору в первые дни посещения ребенка в детском саду. Хорошо подобранные потешки, прибаутки, песенки, загадки помогут воспитателям быстрее установить контакт с ребенком, вызвать у него радость и пробуждение познавательной активности. Колыбельные песни перед сном помогут решить проблему засыпания и поспособствуют снятию тревожности, возбуждения, подействуют на ребенка успокаивающе.

Таким образом, успешность адаптации ребенка к детскому саду проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Основными факторами успешной адаптации являются: эмоциональное состояние, коммуникабельность, дневной сон, хороший аппетит, полное восстановление имеющихся навыков и задатков.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аксарина, М.Н. Воспитание детей раннего возраста [Текст]/ М.Н. Аскарина // М.: Медицина, 2011 – 304 с.

2. Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст]/ Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2016. – С. 12.

3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога [Текст]/ Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. – М.: АРКТИ, 2014. – С. 109.

4. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст]/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3 – е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. - 368 с.

5. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст]/ К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. – М.: Владос, 2016. – С. 143.

6.  Роньжина, А.С. Занятия психолога с детьми 2–4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению [Текст]. — М.: ООО «Национальный книжный центр», 2015 — 72 с. + CD-диск (Психологическая служба).

7. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.

 

.  .  .