Формирование звукопроизношения через использование интерактивных игр
Формирование звукопроизношения у детей 5-6 лет,
через использование компьютерных технологий
Автор: Татаркина Е.В.
учитель-логопед МДОУ «Детский сад «Улыбка», г. Надым
Паспорт проекта:
1 |
Наименование образовательного учреждения, реализующего проекта |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» г.Надыма» |
2 |
Адрес учреждения |
629735, ЯНАО, г.Надым, ул.Зверева , д.44 «А» тел. 8(3499) 526172 |
3 |
Должность и ФИО ответственного работника, утвердившего программу |
Заведующий МДОУ «Детский сад «Улыбка» г.Надыма» Русакова Елена Михайловна |
4 |
Дата утверждения программы |
01.09.2017 |
5 |
Полное название проекта |
Педагогический проект «Формирование звукопроизношения у детей 5-6лет, через использование компьютерных технологий» |
6 |
Возраст детей, на которых рассчитан проект |
5-6лет |
7 |
Срок реализации проекта |
1 год |
8 |
Количество учебных групп, занимающихся по проекту |
2 (старшие) группы Занятия проводятся индивидуально на логопедических занятиях и с подгруппой детей по 4-6человек |
9 |
Сведения об авторе ( ФИО, сведения об образовании, уровень квалификации, должность) |
Татаркина Елена Викторовна, высшее профессиональное образование, учитель-логопед. |
10 |
Характеристика проекта: |
|
|
- по основной направленности |
Целью проекта является формирование звукопроизношения , через использование компьютерных игр. Задачи проекта: 1. Совершенствовать артикуляционную моторику, закреплять правильное произношение автоматизируемых звуков, обогащать словарь, совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь. 2. Активизировать познавательную деятельность детей, повышать мотивацию к обучению на логопедических занятиях. 3. Осуществлять индивидуализацию коррекционного процесса, учитывая образовательные потребности каждого ребенка. 4. Внедрить информационно-коммуникационные технологии в коррекционную работу. Ожидаемый результат: 1. Повышение эффективности логопедической работы. 2. Активизация познавательной деятельности детей, повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях. |
|
- по усвоению программы |
Проект рассчитан на 1учебный год (сентябрь-май) Логопедические занятия проводятся три раза в неделю. Занятия с использованием компьютерных игр один раз в две недели, продолжительностью 15-20 минут. Работа по проекту предполагает разделение деятельности на три этапа: I этап (подготовительный): сентябрь 2017г- Определение целей и задач. Составление плана деятельности. Изучение методической литературы по вопросу использования ИКТ в работе с дошкольниками. II этап (практический): октябрь 2017 - апрель 2018г. Создание условий для использования компьютера на логопедических занятиях. Создание банка презентаций по лексическим темам, автоматизации звуков, обучению грамоте, обследованию речи. Ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним. Формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь». Проведение индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с использованием компьютерных презентаций, видеоклипов, слайд-шоу, аудиозаписей, компьютерных развивающих программ. Изучение программы Power Point., smart. Изготовление компьютерных презентаций по автоматизации звуков в речи у детей. III этап (итоговый): май 2018г. Анализируется деятельность детей и соотносятся полученные результаты с поставленными задачами проекта. |
1. Введение.
В настоящее время компьютерные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют компьютерные программы, направленные на развитие различных психических функций детей: таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и другие, которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста.
Особое место среди компьютерных программ занимают специализированные компьютерные программы для детей с различными нарушениями развития.
Анализ поисков и достижений в области изучения и обучения детей с нарушениями речи в последнюю четверть XX и начало XXI века в разных странах мира дает основания утверждать, что роль компьютерных технологий в логопедической работе выходит за пределы традиционной роли нового средства обучения. Благодаря им появляется возможность мотивировать учебную деятельность ребенка в тех случаях, когда никакими другими средствами это сделать невозможно. Также становится возможным создание принципиально новых «обходных» путей развития речи (как в устной, так и в письменной форме), проектирование и нахождение существенно более эффективных способов решения традиционных «вечных» задач специального обучения. И, наконец, становится реальной перспектива разработки принципиально новых способов качественной индивидуализации обучения.
1.1. Актуальность проекта.
Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Инновационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным.
Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций. Это некая наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов, иллюстраций, аудиозаписей и т.д. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
На сегодняшний день не все логопеды знают о возможностях ИКТ и применении их в логопедической работе. Поэтому возникла необходимость изучения возможностей ИКТ в логопедической работе.
1.2. Цели и задачи проекта.
Формирование и развитие у детей звукопроизношения в результате оптимизации коррекционного процесса средствами ИКТ.
Задачи:
1. Совершенствовать артикуляционную моторику, закреплять правильное произношение автоматизируемых звуков, обогащать словарь, совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь.
2. Активизировать познавательную деятельность детей, повышать мотивацию к обучению на логопедических занятиях.
3. Осуществлять индивидуализацию коррекционного процесса, учитывая образовательные потребности каждого ребенка.
4. Внедрить информационно-коммуникационные технологии в коррекционную работу.
1.3. Принципы реализации проекта
Принцип активности ребенка в процессе обучения. Используя ИКТ, стимулируется познавательная активность детей, тем самым, повышается интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.
Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа с опорой на различные анализаторы
Принципом научности. Дети усваивают реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).
Принцип наглядности. Используются мультимедийные презентации, компьютерные развивающие программы, слайд-шоу, видеофрагменты.
Принцип системности и последовательности обучения. Усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. ИКТ позволяют работать над звукопроизношением, просодическим компонентом речи, фонематическим анализом и синтезом, фонематическими представлениями, лексико – грамматическими средствами языка артикуляционной моторикой, мелкой моторикой, связной речью. Мультимедийные презентации создаются и подбираются в соответствии с тематическим планом.
Принцип доступности обучения. Наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности соответствуют уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитывается специфика детей с нарушениями речи.
Принцип индивидуального обучения. ИКТ используются на индивидуальных занятиях и позволяют построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей ребенка.
Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
Принцип воспитывающего обучения. У детей воспитываются волевые и нравственные качества.
2. Программа реализации проекта.
Создание и использование компьютерных средств помощи детям с нарушениями звукопроизношения.
Как известно, дошкольный возраст – наиболее благоприятен для формирования речи в целом и ее фонетической стороны в частности. Задачи исправления дефектов звукопроизношения являются одними из основных в работе логопедов дошкольных образовательных учреждений. Именно поэтому, мы поставили перед собой задачу использование компьютерных средств в исправлении дефектов произношения. Для этого мы используем электронное пособие по обучению учащихся и их родителей артикуляционным упражнениям, помогающим в постановке неправильно произносимого звука. С помощью систематизированного в единое пособие теоретического, иллюстративного и видео материала(Мерсибо) дети самостоятельно обучаются правильному выполнению упражнений, ориентируясь на наглядную демонстрацию, а учитель-логопед в свою очередь осуществляет контроль за соответствием выполнения упражнения ребенком образцу. Задание по работе с материалом пособия составляется индивидуально для каждого ребенка в зависимости от особенностей логопедического диагноза.
Данные игры используются нами не только в качестве домашнего помощника ребенку, но и на подгрупповых занятиях по постановке звуков. Дети проявляют большой интерес к данному материалу, стремятся полностью соответствовать образцу.
Не менее важным в процессе коррекции нарушений звукопроизношения является этап автоматизации звуков и введения их в самостоятельную речь. Причем длится этот период, как правило, гораздо дольше, чем этап постановки звука. Традиционно используемое повторение и заучивание текстов, насыщенных исправляемым звуком, пусть даже и разнообразных по содержанию не вызывает у детей интереса, что значительно снижает мотивацию осознанной деятельности. Скучное повторение речевого материала по банально напечатанным текстам не побуждает детей к максимальной активности при автоматизации звуков. Все это нередко приводит к тому, что поставленный звук так и не появляется в повседневной речи детей. При работе с компьютером - Забавный сюжет, яркость и красочность вызывают у ребенка интерес, а звуковое сопровождение помогает ему ориентироваться на правильное произношение. По аналогии с музыкальным караоке дети повторяют за диктором речевой материал, а затем самостоятельно произносят его. Эффективность описанных средств компьютерной поддержки процесса исправления дефектов звукопроизношения доказана нами по итогам применения их в течение учебного года.
Отдельным направлением использование средств ИКТ в логопедической работе является – создание и применение компьютеризированных игр для использования на коррекционных занятиях по различным направлениям (дифференциация звуков, развитие звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте и др.)
Среди приоритетных задач для создания компьютеризированных игр нами были определены следующие:
• разработка игр с понятными детям заданиями, легкостью управления;
• включение в игры анимационных героев, создание сказочных сюжетов для наибольшей заинтересованности детей;
• создание максимально разнообразных игр, позволяющих максимально эффективно решать коррекционные задачи.
Стоит отметить, все разрабатываемые игры идентичны по своим правилам: в них предлагаются различные задания с несколькими вариантами ответов. Детям предоставляется возможность поочередно поучаствовать в игре, выбирая ответ. Отметим, что многим старшим дошкольникам доступно манипулирование периферическим устройством «мышь» и они могут самостоятельно осуществлять выбор ответа. В случае, если детям трудно самостоятельно выполнять манипулирование мышью учитель-логопед берёт эту функцию на себя.
Здесь же хотелось бы сделать замечание: мы считаем более удобным и целесообразным демонстрирование игр на большом экране с помощью мультимедийного проектора. В этом случае отображаемое изображение будет более крупным по размеру, более объемным, создавая эффект реалистичности сюжета игры. Используемая в играх анимация ещё более усиливает этот эффект, вызывая у детей глубокий интерес к игре. Кроме того, использование большого экрана, с которым одновременно работает (играет) несколько детей упростит задачу логопеду, связанную с объяснением правил каждому отдельному ребенку. Играя совместно, дети будут более эмоционально положительно взаимодействовать друг с другом. Они смогут оценивать ответы друг друга и наблюдать оценку ответов компьютером.
В некоторых играх можно ввести соревновательный момент, когда участники подсчитывают количество правильных и неправильных ответов. Если же логопед ставит перед собой задачу оценить выполнение всех заданий каждым ребенком, то можно подготовить для этого сигнальные карточки (картонные или бумажные), фишки.
Обращаясь к анализу результативности внедрения средств ИКТ в логопедическую практику, отметим следующие положительные моменты:
- применение средств ИКТ при изложении закреплении материала занятия способствует его лучшему усвоению, в связи с тем, что занятия становятся более увлекательными, улучшается их наглядность;
- компьютеризированные средства позволяют логопеду сформировать целостное восприятие и стойкое запоминание изучаемого материала, опираясь на принцип: слышу, вижу, запоминаю;
- средства информационно-коммуникационных технологий при их использовании на занятиях позволяют поддерживать внимание детей в течение длительного периода времени, что является немаловажным при изложении трудного для восприятия и требующего глубокого осмысления материала;
- демонстрация на экране наглядной информации, использование для иллюстрации видеоизображений, анимационных роликов с аудио сопровождением также повышают эффективность коррекционных занятий за счет облегчения процесса восприятия, повышения интереса к деятельности;
- внедрение средств информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения и коррекции нарушений речи дошкольников позволяет усовершенствовать формы организации и методы обучения, способствует формированию гармоничной личности в условиях современного информационного общества;
- применение педагогических (коррекционных) технологий, основанных на средствах информатизации и коммуникации, а также использование программных (игровых) комплексов нового поколения способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, активизации самостоятельной работы и инициативности;
- широкий спектр дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий, несомненно, способствует формированию мировоззрения личности дошкольника, а возможность ведения интерактивных диалогов с героями игры – формированию навыков социальной деятельности и взаимодействия;
- знакомство детей с технологиями информатизации и коммуникации, компьютером и различными периферийными устройствами позволяет приобщить учащихся к современным методам получения, обработки, хранения и передачи информации.
- использование виртуальности средств ИКТ предоставляет возможность демонстрации учащимся смоделированных процессов или событий, которые не могут быть представлены реально. Применительно к дошкольным учреждениям это является полезным при развитии речи;
- информационно-коммуникационных технологии дают возможность использования электронных (компьютеризированных) материалов, как в деятельности в учреждении, так и в домашних условиях.
Хотелось бы обратить внимание, что при всех положительных моментах использования компьютерных технологий логопедам следует тщательно продумывать количество и время предъявления данного материала на коррекционных занятиях. В любом случае логопедическое занятие не может состоять исключительно из предъявления компьютерных средств, они обязательно должны сочетаться с другими приемами и методами работы и органично дополнять их. Следует также помнить об охранительном, здоровье сберегающем режиме проведения занятий, особенно при использовании на занятиях компьютера.
2.1. Этапы реализации проекта.
Этапы проекта |
Срок |
Задачи |
1 этап Подготовительный |
Сентябрь |
Определение целей и задач. Составление плана деятельности. Изучение методической литературы по вопросу использования ИКТ в работе с дошкольниками. |
2 этап – Практическая деятельность по решению проблемы |
Октябрь - апрель |
Создание условий для использования компьютера на логопедических занятиях. Создание банка презентаций по лексическим темам, автоматизации звуков, обучению грамоте, обследованию речи. Ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним. Формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь». Проведение индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с использованием компьютерных презентаций, видеоклипов, слайд-шоу, аудиозаписей, компьютерных развивающих программ. Изучение программы Power Point., smart. Изготовление компьютерных презентаций по автоматизации звуков в речи у детей. |
3 этап – Анализ проектной деятельности и оценка результатов |
Май |
Анализируется деятельность детей и соотносятся полученные результаты с поставленными задачами проекта. |
3. Планирование ресурсного обеспечения.
1. Обеспечение проектной деятельности: Планирование, методическая литература, компьютер, компьютерные программы.
2. Интерактивные игры « Мерсибо», «Игры у Тигры». «Планшет логопеда», Интерактивный стол.
3. Средства MicrosoftOffice.
4. Программа Smart.
5. Музыка для релаксации (используется при логопедическом массаже).
3.1. Риски и их предупреждения оценка эффективности.
Как применять компьютер в коррекционной работе?
3.2. Предполагаемый результат.
1. Повышение эффективности логопедической работы.
2. Активизация познавательной деятельности детей, повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях.
Список литературы:
1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010.
3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.,2005.
4. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005.
5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.,2007.
6. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012.